Получи документы

Педагогический опыт «Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста»

Людмила Гусева
Педагогический опыт «Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста»

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Публикация «Педагогический опыт „Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста“» размещена в разделах

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори,

О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Работая с детьми в данном направлении, я ставила следующие задачи:

- формировать у детей представления о цвете, форме, величине;

- учить устанавливать сходства и различия между двумя одинаковыми по названию предметами;

- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;

- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;

- учить детей называть свойства предметов;

- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности.

В своей работе использую следующие методы и приемы:

-практические (игры и упражнения);

-наглядные (рассматривание иллюстраций, предметов, наблюдение);

-словесные: (беседы, рассказывание, чтение художественной литературы).

Для обеспечения полноценного сенсорного развития ребенка необходимо обеспечить детей разнообразными впечатлениями и различным материалом для активной деятельности. Специально подобранные игрушки и пособия, различные по цвету и величине, материалу, форме, назначению, очень обогащают восприятие ребенка и практически знакомят его с реальными свойствами вещей. Такие предметы находятся у нас в сенсорном уголке (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаики).

Использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук (расстёгивание и застёгивание молний, пуговиц, использование шнуровок).

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития :

-Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

- Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай рукавицу» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

- Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Угадай, что спрятали», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата - собрать башенку, собрать бусы и т. д.

Цель этих игр: - способствовать закреплению качеству предметов (величина, форма, цвет).

В работе с детьми использую словесные игры «На птичьем дворе», «Найди игрушку по описанию», «Чей голос».

Настольно-печатные игры «Найди листочек», «Посади бабочку на свой цветок», «Найди колеса к машинам», «Собери цветок», которые направлены на закрепление у детей умения сравнивать и классифицировать предметы.

Так как сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании, наблюдении, занятиях со строительным материалом.

Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.

Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки.

Работа по формированию познавательных способностей начинается со знакомства с цветом и формой. Конкретная цель обучения – научить детей различать и называть цвет и форму, систематизировать предметы по этим признакам.

Обучение мы начинали с красного цвета и с таких признаков формы, как большой, маленький. Виды игр, которые мы использовали с детьми на классификацию признаков: цвет и форма. «Найди предметы такого же цвета (на пластину зеленого цвета нужно подобрать предметы только зеленого цвета; на красную пластину – только предметы красного цвета и. т. д.)». «Разложи грибочки» (грибочки желтого, синего, красного и зеленого цветов раскладываем на дощечках с отверстиями соответствующих цветов).

Виды игр на название цвета: «Назови цвет предмета», «Угадай, какого цвета одежда». «Разложи предметы по цвету». Я выкладываю дидактический материал для свободной игры (например, кубики) и побуждаю детей называть цвета.

Чтобы закрепить полученные знания о цвете я провожу с детьми игры в течение всего пребывания их в детском саду. (Например, обращаю внимание на то, какой красивый красный костюм у Наташи и предлагаю детям найти у себя в одежде что-нибудь красного цвета или вместе с детьми собираем на один стол игрушки только синего цвета, за другой стол зеленого цвета и. т. д.). Главное в работе – чаще фиксировать внимание детей на цвете.

При рассматривании книжных иллюстраций я подбираю книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречаются изучаемые цвета. В беседах с детьми я завожу разговор о цвете, предлагаю ребенку назвать свой любимый цвет. Во время рисования мы используем краски заданного цвета (травка – зеленая, цыпленок – желтый и. т. д.)

Так же как и цвет, форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Знакомя детей с признаками предметов «большой», «маленький», мы проводим такие игры на классификацию: «Оденем куклу» (дети должны подобрать одежду для большой, маленькой куклы). На называние предметов мы используем такие игры, как «Чудесный мешочек» (дети на ощупь должны определить предмет, его величину, назвать его: пуговица большая или маленькая, камешек большой или маленький, кубик большой или маленький).

Затем мы проводим игры на систематизацию: из строительного материала, имеющегося в группе, выбираются большие и маленькие кубики. Дети строят башенку, чередуя большой и маленький кубики.

Проводим подвижные игры на закрепление (например, при слове «большой» дети становятся такими большими, как великаны. Они встают на носочки и поднимаются вверх. При слове «маленький» дети становятся такими маленькими, как «карлики», дети приседают).

Закрепление материала проводится в течение всего дня. Во время беседы я стараюсь рассказывать детям о больших и маленьких животных. Во время сервировки стола я обращаю внимание на то, что среди ложек, тарелок есть маленькие и большие. Во время физкультурных занятий я предлагаю детям достать из корзинки сначала большие, а затем маленькие мячики.

При ознакомлении детей с признаками предметов «длинный», «короткий» используем д/и на классификацию или же на конструировании дети строят длинную и короткую дорожку для матрешек. Используем игры детей на название данного признака: «Мы шагаем» (Дети ходят по комнате, делая короткие и длинные шаги).

При знакомстве детей с формой предмета начинаем с такого предмета, как мяч. Обращаю внимание на то, что он круглый, может катиться. Предложила детям подвижную игру с мячом (Дети, сидя в кругу, катали мяч друг другу, а потом я предложила покатать кубик). Дети на собственном опыте убедились, что кубик не катится. Обсудила с детьми причину неудачи, рассказала о свойствах круглого предмета по сравнению с кубиком. У нас есть такая игра «Разложи правильно», где на карточках наклеены геометрические фигуры, и дети должны правильно наложить все круги на круги, а квадраты на квадраты. Во время рисования дети рисуют предметы круглой формы: мячи, моточки ниток, комочки снега. Во время занятия лепкой дети лепят приемом раскатывания: «Мячик для куклы», «Яблоки», «Вишни в корзине», «Колобок румяный бок».

На конструировании мы с детьми строим домик из кубиков, а крыша у него треугольная.

На название формы снова использовала игру «Чудесный мешочек», где дети находили круг, квадрат, вынимая их из мешочка и называя их. У нас есть д/и «Собираем елочку», где дети из треугольников разной величины собирают елочку; «Собери неваляшку» (дети из кругов разной величины собирают неваляшку).

Положительное влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей может быть достигнуто при условии проведения их не в виде изолированной тренировки отдельной функции. Например, угадывание цвета на одном и том же пособии не проводится, а используется разный материал и в различных сочетаниях двигательной активности с разнообразной умственной деятельностью.

Так, например, для уточнения цвета дети действуют с разнообразными материалами – пирамидками, коробочками, пуговицами, крышками, кубиками, картинками, игрушками. Детям даются разные задания, требующие различия и угадывания цвета. Например: «Дай, пожалуйста, все красные шарики». «Посмотри, какое платье у Алены? Да, оно тоже красное».

Различный природный материал – песок, вода, камешки, шишки, также используется, как дидактический материал. Дидактические игры я провожу на занятиях. По мере того, как дети овладевают дидактическими пособиями,

т. е. используют их целесообразно, в соответствии с задачей, эти пособия передаю для самостоятельной деятельности. Но стараюсь, чтобы дидактические пособия использовались по назначению. Провожу индивидуальную работу, стараюсь, чтобы все дети усвоили материал. Полученные детьми знания я закрепляю при повседневном общении с детьми во время игр, на прогулках, в быту.

Для закрепления знаний полученных в детском саду, параллельно велась работа с родителями. Проведено родительское собрание «Что такое сенсорное развитие». Проведены и оформлены консультации, на которых родителям было рассказано о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Родители проявляют интерес к данному вопросу, выполняют мои рекомендации и советы.

В заключении хотелось бы сказать, своевременное сенсорное воспитание детей от

1,5 до 3-х лет – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Перспективой воспитательной - образовательной работы по данной методической теме является:

• изучение соответствующей литературы;

• разработка цикла конспектов НОД по сенсорному развитию;

• картотека сенсорных игр;

• разработка цикла консультаций для родителей;

• дополнить дидактическими играми уголок сенсорного развития.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира.

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр» . Актуальность и перспективность опыта. Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном.

Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленькому человеку с большими возможностями окрашивать.

Опыт работы по теме «Современные технологии как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

Консультация «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребёнка раннего возраста» Воспитатель МАДОУ ЦРР ДС№462: Баранова И. Н., первая квалификационная категория Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет или упражнения для.

Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» o Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Процесс познания.

Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Данная презентация раскрывает важность развития мелкой моторики рук и показывает, в какие игры с нетрадиционным материалом можно играть.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста МБДОУ № 67 «Медвежонок» Русанова Надежда Евгеньевна Воспитатель, 1 кв. категория. Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего.

Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста Программа организации игр с куклой как средство развития словаря детей раннего возраста. В ходе работы с детьми раннего возраста составила.

Мелкая моторика и координация движений пальцев рук как условие развития речи детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста»
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 14:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД