Анжела Маслова
Педагогический проект экологической направленности «Аптека родной природы» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Аптека родной природы».
Паспорт проекта.
Цель: познакомить детей с лекарственными травами родного края.
Задачи:
1. Разработать систему мероприятий по ознакомлению дошкольников с лекарственными травами.
2. Познакомить с понятием «лекарственные растения».
3. Сформировать основные представления о лекарственных травах, их особенностях и полезных свойствах.
4. Развивать наблюдательность, любознательность, творческие и коммуникативные способности детей, умение делать выводы.
5. Ознакомить детей с литературными произведениями по теме.
Публикация «Педагогический проект экологической направленности „Аптека родной природы“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
6. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь и заботиться о ней.
Предполагаемы продукты (выход):
1. Организация огорода лекарственных трав.
2. Создание альбома «Кладовая природы» (с картинками, стихами, загадками, экологическими сказками о лекарственных травах, а также детскими рисунками).
3. Оформление проектной папки.
Вид проекта:
- по доминирующему методу: информационный, практико-ориентированный;
- по характеру содержания: включает ребёнка и природу;
- по характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель;
- по характеру контактов: внутри старшей группы в контакте с семьёй;
- по количеству участников: фронтальный;
- по продолжительности: средней продолжительности.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: июнь – июль 2014г.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Труд, Художественное творчество, Социализация, Здоровье.
Ожидаемые результаты:
- будут сформированы основные представления о лекарственных травах;
- дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;
- дети будут интересоваться природой родного края.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный (1 неделя июня 2014г.):
- определение целей и задач проекта;
- изучение и подбор программно-методического материала по направлению работы.
2.Основной (2 неделя июня – 2 неделя июля 2014г.):
- составление перспективного плана мероприятий по ознакомлению дошкольников с лекарственными травами;
- организация огорода лекарственных трав;
-ведение фотолетописи проекта;
- педагогическое просвещение родителей.
3.Заключтельный (2 неделя июля 2014г.):
- анализ обобщение результатов проектной деятельности детей;
- оформление альбома «Кладовая природы» (познавательный материал, сказки, стихи и загадки, картинки, фотографии, детские рисунки);
- презентация проекта: викторина «Очень полезные растения»;
- оформление проектной папки.
Перспективное планирование мероприятий по ознакомлению дошкольников с лекарственными травами.
2 неделя июня.
1. Наблюдение «Луговые травы» - уточнять представления детей о некоторых луговых травах (ромашка, подорожник, тысячелистник, одуванчик, клевер, чистотел, познакомить с их полезными свойствами, помочь усвоить понятие «лекарственные растения»; учить отгадывать загадки, внимательно слушать стихотворения о растениях.
2. Чтение: «Сказка о подорожнике» - обогащать представления детей о подорожнике, познакомить со свойством его семян (умение прилипать, учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
3. Рассматривание гербария лекарственных трав - расширять представления о разнообразии и полезных свойствах полевых растений; актуализировать в речи соответствующие понятия; формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
4. Коллективный труд: организация огорода лекарственных растений - познакомить детей с некоторыми видами лекарственных трав (календула, мята перечная, мелисса, шалфей, крапива, лофант тибетский); организовать посильное участие детей в работе, формировать соответствующие трудовые навыки, учить действовать аккуратно; воспитывать бережное отношение к природе, желание ухаживать за ней.
3 неделя июня.
1. Наблюдение «Очень жгучая крапива» - познакомить детей с растениями, его особенностями, его научным и народными названиями; учить вникать в смысл слов, развивать познавательную и речевую активность; через восприятие стихотворений и отгадывание загадок формировать интерес к художественному слову; воспитывать любознательность, уважение к народным традициям.
2. Чтение: Г. Трегубова «Сказка о крапиве» - закреплять представления о полезных свойствах крапивы; учить понимать тему, образное содержание и идею сказки; формировать интерес к мру растений.
3. Наблюдение «Что за странные цветки – золотые ноготки» - дать представления о лекарственном растении, об использовании его целебных свойств человеком; обогащать словарный запас детей, развивать интерес к художественному слову.
4. Работа с родителями: консультация «О пользе лекарственных трав» - познакомить родителей с лекарственными травами родного края, их полезными свойствами, применением в лечебной практике.
5. Чтение: Л. Рогачко «Сказка про ромашку и розу» - обогащать представления о полезных свойствах ромашки, учить формулировать тему и основную мысль сказки; развивать образные представления, воспитывать интерес к мру растений.
4 неделя июня.
1. Наблюдение «Трава душиста – ароматные листья» - познакомить детей с мятой перечной, её особенностями, с научным и народными названиями; помочь усвоить понятие «медоносное растение»; учить отгадывать загадки, слушать стихотворения о мяте, понимать их смысл; воспитывать любознательность, интерес к родной природе.
2. Чтение: «Сказка про мяту» - обогащать представления детей о полезных свойствах мяты; учить эмоциональному восприятию образного содержания произведения, стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке; воспитывать интерес к миру растений.
3. Наблюдение «Ароматная мелисса» - познакомить с растением, его особенностями, помочь сравнить с мятой перечной и сделать соответствующие выводы; закреплять понятие «медоносное растение»; обогащать словарный запас детей, развивать интерес к художественному слову; воспитывать любовь к родной природе.
4. Коллективный труд: работа в огороде лекарственных трав - закреплять умение пропалывать и поливать растения; обсудить назначение трудовых действий, обобщить и уточнить ответы детей; развивать аккуратность, воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к природе; учить узнавать и правильно называть некоторые виды лекарственных трав.
5. Наблюдение «Лофант тибетский» - познакомить с растением, его строением и полезными свойствами; закреплять понятие «лекарственное растение»; обогащать словарный запас детей; воспитывать интерес к художественному слову.
6. Наблюдение «Трава долголетия» - познакомить с шалфеем дубравным, его названиями; дать представления о его строении и полезных свойствах; развивать образные представления детей через отгадывание загадок и восприятие стихотворений; развивать познавательную речевую активность; воспитывать интерес к родной природе.
7. Чтение: Г. Лебедева «Одуванчик» - расширять знания детей о строении и особенностях одуванчика; учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведения; формировать интерес к родной природе.
1 неделя июля.
1. Дидактическая игра «Покажи, что назову» - учить по названию находить в огороде знакомые лекарственные травы, аргументировать свой выбор; развивать любознательность, интерес к миру растений.
2. Чтение: «Добрый клевер» - обогащать знания детей об особенностях клевера; учить эмоциональному восприятию образного содержания произведения; формировать интерес к родной природе.
3. Ручной труд: изготовление атрибутов для игры в аптеку - учить изготавливать этикетки для баночек, коробочки для лекарств; формировать навыки ручного труда, умение правильно обращаться с ножницами клеем; развивать художественно-творческие способности; расширять представления о применении лекарственных трав в медицине.
4. Наблюдение «Наш волшебный огород» - закреплять знания о некоторых лекарственных травах, их внешних отличиях и полезных свойствах; актуализировать в речи соответствующие понятия; формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
5. Сюжетно-ролевая игра «Аптека лекарственных трав» - закреплять представления детей о лекарственных травах родного края; учить использовать свои знания о назначении аптеки, правилах вежливого обращения покупателей и работников аптеки; закреплять умение распределять роли, совместно выстраивать сюжет, ролевое взаимодействие.
6. Д/И «Назови правильно» - формировать умение узнавать и правильно называть знакомые лекарственные травы; актуализировать соответствующие в речи понятия.
7. Работа с родителями: домашнее задание (принести в детский сад картинки, фотографии, стихи, загадки, рисунки о лекарственных травах) – привлечь к участию в оформлении альбома «Кладовая природы», способствовать сближению родителей с детьми в процессе совместной поисковой деятельности.
2 неделя июля.
1. Беседа «Зачем нужны лекарственные растения?» - уточнять представления детей о лекарственных растениях; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; познакомить детей с элементарными правилами сбора и сушки лекарственных растений; развивать познавательную речевую активность; формировать интерес к природе родного края.
2. Работа с родителями: консультация «Народные рецепты» - познакомить родителей с некоторыми народными рецептами, обогащать знания о применении лекарственных трав.
3. Ручной труд: оформление альбома «Кладовая природы» - привлечь детей к выполнению посильного труда в изготовлении альбома (нарисовать рисунок, сделать аппликацию, украсить страницы альбома, вклеить картинки, фотографии); закреплять представления о разнообразии лекарственных трав и их применении человеком; развивать художественно-творческие способности, аккуратность; формировать ценностное отношение к результату общего труда.
4. Д/И «Угадай по описанию» - упражнять в составлении описательных рассказов о лекарственных растениях по схеме, узнавать растения по описанию; закреплять представления об особенностях их внешнего вида и полезных свойствах.
5. Презентация проекта: викторина «Очень полезные растения» - создать условия для отдыха и получения новых впечатлений; закреплять знания детей о знакомых лекарственных травах, их особенностях, полезных свойствах; актуализировать соответствующие в речи понятия; развивать умение отгадывать загадки о растениях.