Педагогический проект «Цветок для мамочки» для детей 4–7 лет с нарушением интеллекта

Залия Гарафеева
Педагогический проект «Цветок для мамочки» для детей 4–7 лет с нарушением интеллекта

Педагогический проект «Цветок для мамочки» для детей 4–7 лет с нарушением интеллекта

Алгоритм методической разработки проекта.

Направленность: познание окружающего мира и формирование экологической культуры у детей.

Предпосылки: развитие интереса к исследовательской деятельности.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: исследовательско-познавательный;

по продолжительности – среднесрочный;

по числу участников – групповой.

Предназначение: для детей с нарушением интеллекта 4 -7 лет.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Характер участия: сотрудничество.

Продолжительность: ноябрь – март

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Направления: интеллектуальное, нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, физкультурно-оздоровительное.

Актуальность

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала -

Не наукой, а частью души! (Интернет ресурс)

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам — к чудесной красоте природы». (В. А. Сухомлинский).

Развитие и воспитание детей с нарушением интеллекта осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношение к растениям и животным.

Отсутствие социального опыта у детей с интеллектуальной недостаточностью ощущается особенно остро (несформированность знаний о природном окружении, неадекватное и неправильное поведение в природе) и давно тревожат педагогов и родителей.

Заниматься с детьми, имеющими нарушение интеллекта, достаточно сложно. Для детей характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недоразвитием познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, у них также наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми и взрослыми.

Актуальность проблем, связанных с экологическим воспитанием дошкольников с нарушением интеллекта бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки природы». Ребенку необходимо научиться войти в окружающий его мир: научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. От правильных построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленее, богаче. Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделяются далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии.

Однако, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе. Необходимо включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой, подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности, в ответе за окружающий мир, и каждый может сохранять и приумножать его красоту.

Опыт работы показал, что в подразделе «Ознакомление с окружающим» в программах для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта недостаточно раскрывается проблема экологического воспитания детей. На сегодняшний день существует множество исследований детей с ОВЗ, но, к сожалению, не существует адаптивных программ по экологическому воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость разработки проекта, как дополнение и обогащение коррекционно-воспитательного процесса, осуществление социально-личностного развития детей, как одно из приоритетных направлений, как в коррекционной педагогике, так и компонентов проекта Федерального государственного стандарта дошкольного образования, позволяющий сделать детям первые шаги не только в познание природы, но и в познании самих себя – своих возможностей и способностей.

Дети дошкольного возраста, а особенно дети с нарушением интеллекта, в недостаточной степени имеют представления о цветах, особенно о луковичных, о выгонке луковичных растений, их внешним видом, строением, со способами их посадки и ухода за ними; о том, что цветы вырастают из различных семян, луковиц, отростков, черенков, деток и получают питание из почвы; об определенных условиях жизни растений (почва, влага, температура, солнце, свет); затрудняются устанавливать причинно-следственные связи.

В проекте так же отражены задачи укрепления привязанности ребенка к маме, воспитания уважения и чуткого отношения к ней, выражающихся в поведении и поступках ребенка – оказывать ей помощь, проявлять заботу, внимание. Необходимо, чтобы чувство любви выражалось не только на словах, но и в делах ребенка. Родители не могут не оценить большую роль воспитателя в том, что он учит детей в детском саду проявлять внимание к маме: «Сегодня мамин праздник – и дети подготовили вам подарок – цветок, выращенный своими руками.

Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Цель: формировать экологическую культуру детей с нарушением интеллекта, активизировать мыслительно-поисковую деятельность, формировать знания детей о луковичных цветах, воспитывать любовь и уважение к маме, желание доставить радость близкому человеку; обобщать опыт работы педагогов и участвовать в инновационной деятельности ДОУ.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для формирования представлений детей об окружающем мире – о цветке;

- способствовать развитию и обобщению представлений детей о растениях как живых существах, узнаванию и различению цветов; преставлений о том, что цветы вырастают из различных семян, луковиц и получают питание из почвы;

- познакомить детей с луковичными растениями, их внешним видом, строением, со способами их посадки (перед посадкой землю полить, поместить в лунку луковицу, крепко прижать, присыпать землей и полить) и способами ухода за ними;

- дать детям первичные представления об определенных условиях жизни растений (почва, влага, температура, солнце, свет); формировать умение совместно с взрослым устанавливать причинно-следственные связи, о том, что в хороших условиях растения хорошо себя чувствуют;

- формировать у детей экологическую культуру, интерес к поисковой деятельности;

- развивать речь детей, обогатить словарь новыми словами:

существительные: крокус, почва, луковица, семена, стебель, корень;

прилагательные: влажный, теплый;

глаголы: посадить, полить, ухаживать, растет;

- прививать детям навыки культуры совместного труда: определять цель труда, правильно отбирать нужные материалы и инструменты для труда, выполняя совместно с взрослым необходимые трудовые операции.

- развивать у детей умение анализировать, рассуждать;

- обучать диалогу, умению отвечать на вопросы словами или короткими предложениями;

- расширять знания детей о празднике мам;

- развивать умение детей замечать изменения в природе;

- создавать условия для реализации проектной деятельности, презентации проекта.

Воспитательные:

- формировать и укреплять детско-родительские отношения;

- учить выражать свои чувства к матери, желание сделать для нее приятное и видеть ответную реакцию любви к себе;

- воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку; создание теплых взаимоотношений в семье;

- воспитывать интерес ко всему живому;

- прививать правила безопасности труда;

- развивать эмоциональное восприятие объектов природы;

- формировать черты личности - любознательность, самостоятельность, доброту;

- воспитание интереса к наблюдению за природными объектами;

- развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения: посадить луковицу, ухаживать за растением;

- воспитывать умение и желание трудиться.

Коррекционные:

- развивать психические процессы: восприятие, мышление, внимание, память;

- развивать речь, мелкую мускулатуру рук;

-развивать коммуникативные умения и навыки, доброжелательное взаимодействие друг с другом, дружелюбие;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- совершенствовать трудовые и гигиенические навыки;

- тренировать наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, делать простейшие выводы.

Виды детской деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая, исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.

Формы и методы работы: ООД, наблюдения, экспериментальная и трудовая деятельность, создание игровых или проблемных ситуаций, игры (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые, подвижные, сюжетно-ролевые, беседы, чтение художественной литературы и малых фольклорных жанров, театрализованная деятельность, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, задания, рассматривание картин, фото и иллюстративный материалы, разрезные картинки, рисунки, лепка, аппликация, конструирование, раскраски, просмотр мультфильмов, прослушивание песенок о маме, консультации и памятки для родителей.

Ожидаемый результат:

- создание необходимых условий для умственного, экологического, трудового, воспитания детей;

- обогащение предметно-развивающей среды группы познавательной литературой (стихотворениями, сказками, фотографиями, иллюстрациями;

- развитие интереса к трудовой и познавательно-исследовательской деятельности;

- развитие любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков в совместной деятельности;

- формирование знаний об условиях жизни цветочных растений, их строении, разнообразии, способах ухода за посевами растений;

- понимание детьми необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

- активное вовлечение родителей группы в образовательный процесс;

- рост профессионализма воспитателя, реальные достижения в работе с детьми, знания и практические владения методами экологического образования и воспитания.

Знания:

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения и пользы растения «Крокус»;

- знать и выполнять простейшие правила ухода за цветами;

- иметь элементарные экологические представления о природе;

- формировать знания о роли мамы в семье.

Умения:

- находить сходства и различия между комнатными цветами и крокусами;

- сажать луковицу в горшок с землей при помощи взрослого;

-следить за результатом эксперемента и замечать изменения под руководством взрослого;

- любоваться красотой цветов;

- определять необходимость полива цветов;

- объединять предметы в группы по виду, цвету.

Навыки:

- поливать цветы под руководством взрослого;

- наблюдать за ростом растений.

МАТЕРИАЛЫ:

Игрушка – Цветок в горшке. Изготовлен из материала пяти цветов: красный, желтый, зеленый, оранжевый, темно-коричневый; глаза пластмассовые, голубого цвета.

Луковицы цветка крокуса диаметром 2-3 см., 12 штук.

Цветочные горшки коричневого цвета, пластмассовые, диаметром 10 см., с поддоном, 10 штук.

Цветочный грунт.

Лейка пластмассовая, зеленого цвета, с длинным носиком.

Фотоальбом 15*10, 1 штуки.

Календарь наблюдений.

Картотечный материал: дидактические игры, подвижные игры, материал кинезеологических практик.

Фотоматериалы.

Вхождение в проект:

- знакомство с Цветком (Игрушка цветок в горшке);

- проблемная ситуация – на улице холодно, цветок замерзнет; помочь деткам «Цветка» вырасти.

Познавательная информация.

История названия и происхождения крокуса (шафрана): происходит от греческого слова 'kroke' - нить. Шафран - от арабского 'sepheran' - желтый.

Цветок шафрана имеет бледно-фиолетовый цвет, а пестик и рыльца красно-желтого цвета. Эти-то рыльца в сухом виде и составляют известный шафран. На Востоке шафран дорого ценится; не менее в цене был он у греков и римлян. Из шафрана приготовляли благовонную воду, которой опрыскивали комнаты, залы, театры, одежду, клали в питье и кушанье. Из него делали также пахучую мазь. В древнем Египте много занимались разведением шафрана и красили им материи в бледно-кирпичный и желтый цвета. В Египте и доселе занимаются разведением шафрана. Его сеют там в ноябре и собирают с поля в марте.

Существует греческий миф, описывающий появление цветов шафрана: "Был у бога Меркурия друг по имени Крокус. Однажды, метая диск, Меркурий случайно попал диском в Крокуса и убил его. Из земли обагренной кровью, вырос цветок шафрана".

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТА.

Source: http://ljubimyj-detskij.ru/stikhi/850-detyam-stikhi-o-rasteniyakh-shafran.html

https://www.chitalnya.ru/work/300248/

htt: //www maam. ru/detskijsad/proekt-cvety.

doumarx.ru›publ/utrennjaja_gimnastika_kompleks)

ЛИТЕРАТУРА.

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: «Просвещение», 2005.

2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

3. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.

4. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

5. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.

Инструментарий – беседа по картинкам, наблюдение за детьми во время игры, во время совместной трудовой деятельности, ООД.

Сведения о цветах.

Вопросы:

- Найди цветок (неговорящие дети).

- Покажи большой, красный цветок, найди такой же (неговорящие дети).

- Назови что это? (цветок) Какой это цветок? (большой, красный, маленький синий) Как он называется? (дети 1-2 подгрупп)

- Покажи стебель, листок, цветок, корень (неговорящие дети).

- Назови и покажи, что есть у цветка (дети 1-2 подгрупп).

- Покажи на картинке, где растет цветок (неговорящие дети).

- Покажи и расскажи, где растет цветок (дети 1-2 групп).

- Покажи на картинке, с кем дружит цветок (неговорящие дети).

-Покажи и назови, с кем дружит цветок (с бабочкой, пчелой).

- Назови и покажи, что любит цветок (дети 1-2 подгрупп).

- Нравятся тебе цветочки? Покажи самый красивый. Почему тебе нравится этот цветок? (дети 1-2 подгрупп)

Умение принять на себя роль цветка.

Цель: формировать умение детей принимать на себя роль цветка.

- Вечером, когда солнышко уходит, цветы закрывают свои лепесточки и тоже засыпают. А утром, когда только появляются лучи солнца, цветы просыпаются, и подставляет свои лепесточки солнышку. Сейчас мы с вами превратимся в цветы - Крокусы.

Подвижная игра «Крокусы» (под музыку дети выполняют движения)

Наши жёлтые цветки (Сидят на корточках, руки сцеплены в замок)

Распускают лепестки. (Встают, разводят руки поднимают вверх, пальцы)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Покачиваются из стороны в сторону)

Наши жёлтые цветки

Закрывают лепестки. (Соединяют пальцы рук в «бутон»)

Головой качают, («Бутоном» покачивают вправо-влево)

Тихо засыпают. (Садятся на корточки, ладошки под голову)

Утром ранним все цветки

Вновь распустят лепестки. (Поднимаются, раскрывают «бутон»)

Подвижная игра «Бабочки»

(Детям одевают маски бабочек, в руках нарисованные цветочки, дети раскладывают цветы на полу и встают на цветок)

На зеленом на лугу

Бабочки летают.

И с цветочка на цветочек

Весело порхают.

Тетя вышла на лужок,

У нее в руках сачок.

Улетай скорей, дружок! (Дети убегают, становятся на цветы)

Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: сформирован, на стадии формирования, не сформирован. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.

Уровни компетентности:

Сформирован:

- проявляет интерес к исследовательской;

- умеет узнавать и называть 2-3 цветка, называть цвет и размер;

- умеет показывать и называть части растения;

- умеет показывать и называет условия, необходимые для роста цветка;

- умеет показывать и называть друзей цветка;

- легко принимает на себя роль цветка в игре;

- активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.

На стадии формирования:

- показывает, но не называет цветок, находит цветок по цвету и размеру с помощью взрослого;

- показывает части цветка, необходимые условия роста, друзей по подражанию взрослому;

- познавательный интерес неустойчив;

- в игре выполняет примитивные движения по подражанию взрослому.

Не сформирован:

- не проявляет интерес к цветам и растениям и не знает названий цветов;

- не включается в игру;

- представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы;

- желания ухаживать за растениями, нет.

Итоги.

В работе проекта приняли участие и взрослые, и дети, вместе они были вовлечены в процесс подготовки луковиц, почвы для посадки. Благодаря проекту «Цветочек для мамочки» нам удалось обогатить развивающую среду группы практическим материалом для развития памяти, внимания, мышления, моторики, конструктивных навыков, поддержать и развить интерес наших детей к познавательно-исследовательской деятельности в окружающем их пространстве.

У Арины, Дилары, Жени, Даниила удалось сформировать первичное представление об экологии, расширить знания о среде обитания и строении цветка, активизировать в речи детей словарь по теме «Цветы».

Лиза, Валерия стали проявлять самостоятельный интерес к настольным играм по теме «Цветы».

Проект помог расширить знания детей по теме «Цветы», способствовал закреплению темы «Семья, мама». Дети узнали, что из луковицы можно вырастить цветок; возрос интереса детей к растениям; дети научились отличать крокусы от других растений и цветов; узнали много интересного из жизни растений; исследовали опытным путем условия, необходимые для их роста; научились радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Мы надеемся, что в памяти детей проект останется ярким цветком крокуса и дети, пусть единицы, узнают его на картинке и будут бережнее относиться к растениям. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа- интернат» «Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта» Тьютор 1-го класса.

Конспект НОД по рисованию для детей со снижением интеллекта «Волшебный цветок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы с ОВЗ Тема: «Волшебный цветок».

Конспект интегрированной ООД «К нам зайчиха пришла» для детей 4–7 лет с нарушением интеллекта Цель:развивать познавательный интерес детей. Коррекционно-образовательные задачи: - расширять знания детей о животном – зайце; - продолжать.

Презентация «День игры» для детей с нарушением интеллекта Направленность: социализация детей через игровую деятельность. Предпосылки: развитие современной сюжетно-ролевой игры. Вид: методическая.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Педагогический проект «Цветок для мамочки» для детей 4–7 лет с нарушением интеллекта
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 21:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
28 января. День рождения конструктора Лего

Основа у многочисленных и многообразных наборов конструкторов Лего одинаковая – это кирпичик, представляющий собой полый пластмассовый блок, который можно соединять с другими такими же кирпичиками при...

28 января. Праздник полезных привычек на МААМ

Все мы родом из детства, поэтому привычки, приобретенные в раннем возрасте, остаются с нами на всю жизнь. Любовь к зарядке, здоровой еде и режиму дня не появляются сами собой. Как правило, это результат...

Фотоотчет «Как мы украшали елку» в младшей группе
Фотоотчет "Как мы украшали елку". Ёлочные игрушки из соленого теста своими руками. Все дети любят Новый год! Они ждут его с нетерпением и волнением,...
Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством...
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (...
Конспект занятия по заучиванию стихотворения И. Сурикова «Детство» в старшей группе
Конспект занятия по заучиванию стихотворения И. Сурикова «Детство» в старшей группе Цель: познакомить детей с новым поэтическим произведением, развивать...