Папки-передвижки

Педагогический проект для подготовительной группы по ознакомлению с живописью «Живопись учит смотреть и видеть»

Ольга Селищева
Педагогический проект для подготовительной группы по ознакомлению с живописью «Живопись учит смотреть и видеть»

Тема: «Живопись учит смотреть и видеть»

Автор проекта: воспитатель МБДОУ детский сад №120 Кировского района г. Самара Селищева Ольга Сергеевна.

ФГОС - Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

Публикация «Педагогический проект для подготовительной группы по ознакомлению с живописью „Живопись учит смотреть и видеть“» размещена в разделах

ОУ – «Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру; показывать детям, чем отличается одни произведения искусства от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение; поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы; совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители группы.

1. Анализ ситуации. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. Откуда у ребенка такое видение окружающего мира? Ответом могут быть слова народного поэта Литвы Э. Межелайтиса: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка… Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь». Если спросить взрослого человека, что ему заполнилось из детства, он обязательно назовет: красивый летний луг, цветущий весенний сад, молодую красивую маму и добрую бабушку… Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни. Невозможно при этом не вспомнить слова А. А. Блока – тонкого ценителя искусства: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети». Как точно подмечено, как лаконично и в то же время емко охарактеризованы педагогические возможности живописи особенности детского восприятия! Воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой совей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.

2. Проблема. Важное условие развития детей на занятиях по изобразительной деятельности – грамотная организация восприятия ими произведений изобразительного и прикладного искусства. В «зрительный ряд», предлагаемый детям, должны входить интересные и понятные им произведения искусства. Произведения живописи для ребенка – более сложный, но очень интересный по сюжетам, темам и художественным образам материал. Многоплановость, богатство, а иногда и фантазийность произведений живописи развивают интеллект ребенка, эмоциональность, воображение. Художественная педагогика всегда считала произведения жанровой живописи – пейзажи, портрет, натюрморт – опорой в классической системе образования, необходимой для становления культурных идеалов, представлений и ценностей. Рассматривая картины и репродукции, дети в диалоге с педагогом учатся понимать сюжетную линию произведения, размышлять, сравнивать, интерпретировать его содержание, что помогает им придумывать сюжеты собственных рисунков. В процессе беседы – диалога с детьми педагог помогает им определить главное и второстепенное в картине, оценить средства выразительности художественного образа: цветовую гамму и узор, ритм, и фактуру, колорит и композицию произведения. Особое место живопись занимает и в развитие речи. Ведь речь ребенка – показатель того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к живописи как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связной речи ребенка. Имея в виду такую особенность: дети шестого года жизни обращают внимание на смысловую сторону языка, поэтому у них происходит как бы спад выразительной речи. Речь, лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, она отражает познание им искусства лишь на уровне рационального логического мышления. В самом же произведении заложена тесная взаимосвязь рационального и эмоционального, следовательно, и познание искусства должно осуществляться на основе единства. С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций.

Цель: Развивать и формировать умения понимать, чувствовать и эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства.

Задачи: 1. Познакомить детей с русскими художниками и их произведениями.

2. Учить понимать и воспринимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении.

3. Познакомить с особенностями жанров живописи.

4. Совершенствовать навыки изображения.

5. Привлекать родителей и детей к активному взаимодействию, в поиске дополнительной информации по теме.

3. Планируемые результаты

По времени – долгосрочный.

Срок реализации 1 год.

1. Дети будут знакомы с русскими художниками, будут знать их произведения.

2. Научатся выделять познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко смогут понимать, о чем рассказал художник в своей картине.

3. Дети смогут различать и называть жанры живописи, и смогут создавать свои сюжетные композиции.

4. Родители обобщат опыт семейного воспитания по вопросу «Знакомим с искусством в семье», о посещении музеев, изучат литературу, предложенную педагогом, создадут свой домашний музей.

4. Система работы

Словесный метод: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, ответы детей.

Основные средства: предполагает применение иллюстрированных пособий: плакатов, картин, репродукции, зарисовок и др.

Наглядный метод: иллюстрация, демонстрация, показ, детские работы,

Практический метод: рисование.

Этапы реализации.

Организационный. Изучение методической литературы и художественного материала, посещение сайтов по теме проекта, разработка проекта и интегрированных занятий, подбор литературных и музыкальных произведений.

Основной. Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение

Сентябрь – апрель Детский сад Проведение занятий Воспитатель

Ноябрь, апрель «Детская картинная галерея» Посещение музея Воспитатель

Октябрь, март Школы №79, 47 Посещение школьного музея Воспитатель

Апрель Детский сад Родительское собрание «Воспитываем интерес к живописи» Воспитатель

Апрель Детский сад Выставка детских рисунков Воспитатель

Заключительный. Посещение музеев, выставок. Создание альбома «Русские художники и их произведения», использование папки-передвижки по теме «Учим понимать живопись», консультации для родителей «Воспитываем интерес к живописи», «Что такое живопись?», «Как смотреть картину», выставка детских рисунков.

5. Диагностический инструментарий.

Диагностическое обследование детей через наблюдение, анализ результативности. Анализ детских работ. Представление материала проекта на педагогическом совете ДОУ. По окончанию проекта провести родительское собрание, где будут озвучены результаты проекта.

6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов. Портреты русских художников, их биография, их произведения, литературные и музыкальные произведения русских классиков. Материалы и инструменты для рисования.

7. Список используемых источников. 1. Примерная общеобразовательная комплексная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., Мозаика-Синтез, 2014

2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», И. А. Лыкова, М., 2013.

3. ФГОС дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013г. №1155)

4. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи: Книга для воспитателей детского сада. – М. : «Просвещение», 1992. – 126с., 16л. ил.

5. Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие / Под ред. К. В. Тарасовой. – М. : «ТЦ Сфера», 2011. – 96с. (Детский сад с любовью)

6. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова, - 2-е изд. – М. : «Просвещение», 2008. – 189 с.

7. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М. : «Просвещение», 2005. – 146 с.

8. Художественно – эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : «ТЦ Сфера», 2013. – 192 с.

9. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / сост. Е. П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 77 с.

Публикации по теме:

«Внимание, водители и пешеходы». Педагогический проект по ПДД для средней группы Актуальность темы проектаЧасто дети становятся виновниками автотранспортных происшествий. Сегодня, как никогда, актуален вопрос воспитания.

Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Знакомство с живописью художника П. Бутяева». Тема: «Знакомство с живописью художника П. Бутяева» Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством художника Павла Ивановича Бутяева; Программное.

Педагогический проект для первой младшей группы «Лесные жители» Паспорт педагогического проекта Структура Содержание Тема «Лесные жители» Авторы – разработчики проекта Прокопович Анастасия Викторовна,.

Педагогический проект для старшей группы «Вот такое наше лето» Пояснительная записка. Лето - удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период.

Педагогический проект: «Мамочка милая, ты — самая любимая!» для детей второй младшей группы.Педагогический проект: «Мамочка милая, ты — самая любимая!» для детей второй младшей группы. Педагогический проект: «Мамочка милая, ты – самая любимая!» для детей второй младшей группы. Организатор проекта: Дудник Г. Н., Чинникова.

Педагогический проект по знакомству с русской историей для детей подготовительной к школе группы «Русская матрешка» Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Задачи: 1. Познакомить с историей.

Педагогический проект подготовительной группы «Киндер-страна» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида» с. Визинга. Проект «Киндер страна».

Педагогический проект по ФЭМП с детьми средней группы «Путешествие в страну геометрических фигур» ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Сказка» муниципального района Волжский Самарской области Педагогический.

Педагогический проект с воспитанниками подготовительной группы «Мы и космос»Педагогический проект с воспитанниками подготовительной группы «Мы и космос» нформационная карта проекта АВТОРЫ И УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели старшей группы № 8 Черных Л. Д., Сорокина О. В., дети старшей группы.

Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Дети и дорога» Педагогический проект в подготовительной группе детского сада " Дети и дорога" Автор: Доронина Наталья Владимировна, воспитатель муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект для подготовительной группы по ознакомлению с живописью «Живопись учит смотреть и видеть»
Опубликовано: 15 января 2017 в 16:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД