Лучший педагог года

Педагогический проект «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

светлана камаева
Педагогический проект «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Введение

Общеизвестно, что в возрасте 2 – 3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. И обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость или идентичность (психологическое ощущение ребенком себя, будущим мужчиной или женщиной). Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Публикация «Педагогический проект „Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения“» размещена в разделах

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению многих исследователей, приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола.

Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к 3 – 4 годам, то есть к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (брань, курение и т. д.). Ребенок еще и не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. И поэтому важно ориентировать ребенка на ценности своего пола не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Кроме того, анкетирование, проведенное среди родителей наших воспитанников, показало, что 30% из 46 опрошенных респондентов считают, что разницы в воспитании мальчиков и девочек в дошкольном возрасте быть не должно, 17% родителей считают, что многое ребенок черпает из семьи и специально работать над формированием каких-либо мужских или женских качеств не нужно. Эти данные свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы с родителями.

Объектом исследования выступает процесс формирования гендерной устойчивости детей младшего дошкольного возраста.

Предметом – условия гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Целью данной работы является проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию у них гендерной идентичности, апробирование ее на практике.

Реализации цели способствует решение следующих задач:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, выявление сущности понятий: «гендерное воспитание», «гендерная идентичность», «условия для развития гендерной идентичности дошкольников», для создания более полного представления об аспектах гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста;

2. Разработать и реализовать в педагогической практике перспективный план мероприятий с детьми младшего дошкольного возраста;

3. Провести мониторинг эффективности реализации комплекса мероприятий направленных на развитие гендерной устойчивости детей 3 – 4 лет;

4. Проанализировать результаты достижений мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста при реализации разработанного комплекса мероприятий.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, опыт работы позволяет выдвинуть следующую гипотезу: процесс формирования у детей гендерной идентичности будет протекать успешно и своевременно, если для этого будут созданы условия, как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Предметно-развивающая среда как одно из условий гендерного развития детей младшего дошкольного возраста

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний, удовлетворения интересов и получения социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника (физическая, игровая, умственная и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей и интересов. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Работу для создания благоприятных условий гендерного воспитания необходимо начинать с дизайна помещения. Ведь помещение, в котором проводят время дети – это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все начинается от стен, мебели и заканчивается игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна повлияет на формирование их вкусов, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многого другого, что связано с развитием личности маленького ребенка. Одной из важных задач, которую надо решать при воспитании детей 3 – 4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков.

Вместе с тем при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей решающая роль принадлежит все же оснащению группы. Поэтому первоочередной задачей стоящей перед педагогами работающими с детьми 3 – 4 лет, является создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды.

Материалы и оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольные игры, книги и т. п., располагаются в группе по договоренности, существуют специальные игровые уголки для мальчиков и девочек.

При подборе материалов необходимо учитывать тот факт, что девочки и мальчики 3- 4 лет не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу, без опоры на ролевые атрибуты.

С детьми этого возраста в детском саду должен ежедневно играть воспитатель, а в семье – родители.

Формировать и развивать гендерную идентичность детей младшего дошкольного возраста возможно через различные виды детской деятельности. В особенности через игровую и продуктивную деятельность.

Чтобы осуществлять воспитание детей 3 – 4 лет с учетом их гендерных особенностей, у воспитателя должна быть сформирована гендерная компетентность. Под гендерной компетентностью мы понимаем информированность педагога относительно того, что понятие гендер охватывает круг психосоциальных и социокультурных характеристик, ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры, и умение использовать эти знания на практике.

Кроме педагога заниматься гендерным воспитанием ребенка, должны и родители. Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка 3 – 4 лет с учетом его гендерных особенностей в семье, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, то есть компетентными. При этом гендерная компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального и психолого-педагогического плана.

Родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей младшего дошкольного возраста. Но нередко родители перекладывают ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания. Поэтому организация системной поддержки гендерной идентичности детей 3 -4 лет в семье это сложная и подчас недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственного желания родителей научиться и от желания сотрудничать с педагогом.

Итак, чтобы воспитать детей 3 – 4 лет с учетом их гендерных особенностей, необходимо создать определенные условия, речь о которых шла выше. Если педагогу удалось создать такие условия и приобщить родителей к совместной работе, то вопрос о гендерном воспитании будет решаться без особых трудностей. И к семи годам мы получим развитых мальчиков и девочек, четко знающих, к какому полу они относятся и обладающих навыками поведения присущими именно их полу.

Публикации по теме:

Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире. Анализ научных исследований и современной.

Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольного учреждения воспитатель Сейтбелялова Р. Р. Актуальность проблемы. Игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, вызывающая в.

Лекция «Патриотическое воспитание в условиях дошкольного учреждения»Лекция «Патриотическое воспитание в условиях дошкольного учреждения» В феврале 2015 года в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания был дан старт первым районным Педагогическим чтениям «Патриотизм.

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста на тему «Гигиена» Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Гигиена». Авторы проекта: Ковалёва Надежда Александровна, Белая.

Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста». Введение Дошкольный возраст – возраст ускоренного физического и психического развития ребёнка, формирования в нём общих навыков и умений,.

Педагогический проект «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Полное название проекта Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Вид проекта Педагогический Руководитель проекта Воспитатель.

Педагогический проект «Нравственное воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОЕКТА Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного.

Профилактика агрессивности у детей дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с раннего возраста. В первый год жизни агрессия проявляется исключительно в импульсивных.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях дома ребенка Актуальность проблемы:Дошкольный возраст - это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Опубликовано: 25 июня 2015 в 10:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД