Лариса Казакова
Педагогический проект «Я матрешку люблю, ее маме подарю». Старший дошкольный возраст (первая часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 "Мишутка"
Московская область г. Егорьевск, ул. Ново-Полевая д. 3
Педагогический проект
«Я Матрешку люблю, ее маме подарю»
воспитатель 1 квалификационной категории
Казакова Лариса Евгеньевна
г. Егорьевск 2013 – 2014 учебный год
Содержание.
I. Введение.
Публикация «Педагогический проект „Я матрешку люблю, ее маме подарю“, Старший дошкольный возраст (первая часть)» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Степень актуальности
Проблемные вопросы
Вид проекта
Форма организации проекта
Ожидаемый результат проекта
Цель и задачи проекта
II. Этапы работы над проектом
Подготовительный
Продуктивный
Обобщающий
Заключительный
Результат проекта
Литература
Приложения
Теоретическое обоснование
теоретические основы
степень новизны и технологии
рождение разработки проекта
рекомендации по технологии из личного опыта
разработка плана действий
Практическая работа:
матрёшка пальчиками (по замыслу ребёнка)
:матрёшка из крупы (по замыслу ребёнка)
матрёшка из компакт дисков (по замыслу ребёнка)
матрёшка из журнала (по замыслу и образцу)
Фотографии
Степень актуальности.
"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М. И. Калинин
Что мы знаем о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось.
В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, проявлять интерес к изготовлению разнообразных игрушек и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребёнка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.
Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, я очень много уделяла внимание духовному воспитанию, формировала творчески развитую личность, способствовала повышению развития познавательных способностей детей, развитию воображения, эстетического вкуса, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрёшки. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, т. к. в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия и ритм. Оно доступно детскому воспитанию, т. к. несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает красоту и прелесть окружающего мира.
Проблемные вопросы. 1. Выяснить как родилась матрёшка, почему ее так назвали.
2. Рассмотреть порядок изготовления матрёшки.
3. Выделить основные типы росписей матрёшки.
4. Определить характерные различия основных типов росписи матрёшки
5. Как создать собственный новый образ матрешки.
Объект проекта. Изо деятельность- художественная композиция матрёшек в нетрадиционной изобразительной технике.
Вид проекта.
Творчески-исследовательский. Предметом исследования стали нетрадиционные виды росписи матрёшек.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Длительность проекта : средней продолжительности (ноябрь 2013 г.)
Формы организации проекта.
1. Освоение детьми определённого объёма знаний по художественно- эстетическому воспитанию в области применения нетрадиционных изобразительных техник.
2. Организация и проведение непосредственной образовательной деятельности под руководством воспитателя, который определяет задачи и содержание, подбирает методы и приёмы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков.
3. Знакомство с историей возникновения русской, народной матрёшки, с основными типами росписей матрешки.
Ожидаемые результаты по проекту.
1. Сформированные представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшек по месту возрождения.
2. Сформированная способность воплощения собственного замысла в поделках.
3. Заинтересованное участие в образовательном проекте.
4. Конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Цель проекта : Пробудить интерес детей к истории России, к народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Обобщить и расширить знание детей о матрешке. Развивать проектно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Для детей:
1. Образовательные:
Знакомить детей с историей России, традиционными народными промыслами на примере матрешки, расширять круг представлений о разнообразии этой игрушки; дать некоторые доступные для ребёнка исторические сведения о ней; расширять кругозор детей в области применения нетрадиционных изобразительных техник.
2. Развивающие:
развивать интерес к изучению традиционной народной культуры, развивать память, творческое мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику рук, развивать умение доводить начатое дело до конца.
3. Воспитывающие:
воспитывать любовь и уважение к народному искусству;, чувство привязанности к своей Родине, семье; вызвать желание у детей сделать подарок своими руками для других людей; создавать радостную и доброжелательную творческую атмосферу ; стараться вызывать у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.
Для педагогов :
1. Способствовать творческой активности детей;
2. Создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно изучать новое, ранее неизвестное, вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, самовыражаться в различных видах деятельности;
3. Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
Для родителей:
1. Приобщать к истокам русской народной культуры;
2. Систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки;
3. Принимать активное участие в образовательном процессе.
2. Этапы работы над проектом :
Этапы Деятельность
педагога Деятельность
детей Деятельность родителей
1 этап Подготови-
тельный.
Погружение
в проблему, постановка
задач. Помогает детям понять проблему, формирует представления у детей о матрешках, об их разнообразии, рассказывает об истории появлении матрешек, рассматривает с детьми иллюстрации, фотографии и игрушки, заучивает стихотворения, песенки и потешки о матрешках, загадывает загадки, готовит демонстрационные материалы и материалы для дальнейшей творческой работы Знакомятся с проблемой, высказывают свои соображения по теме, ищут различные варианты решения, рассматривают фотографии, иллюстрации и игрушки Знакомятся с проектом, его организацией, предлагают свои идеи
2 этап
Продуктивный
Организация практической работы над проектом Организует сбор и оформление картотеки сказок, потешек, загадок и игр с матрешками, готовит о оформляет книгу «Такие разные матрешки», вносит изменения в развивающую среду группы, пополняет ее атрибутами, проводит практическую работу по изготовлению матрешек в различных нетрадиционных техниках Игровая деятельность с матрешками, рассматривание фотографий и иллюстраций, составление рассказов и сказок о матрешках, решают проблемные ситуации, разучивают стихи, песни о матрешках, изготавливают подарки для мам Вместе с детьми рассматривают дома иллюстрации, фотографии, игрушки, собирают интересные факты о матрешках и помогают собирать материал для книги «Такие разные матрешки»
3 этап
Обобщающий
Систематизация информации Завершает оформление книги «Такие разные матрешки», организует работу по подготовке к презентации проекта, готовит материалы для КВН «Что ты знаешь о матрешках?» и развлечения «Веселые матрешки», фотографирует детские работы и готовит их для выставки Изготавливают пригласительные билеты на презентацию для мам, участвуют в оформлении музыкального зала и группы к презентации, Помогают детям, педагогам в организации всех мероприятий
4 этап
Заключительный Подготовка презентации проекта через проведение семейного досуга «Веселые матрешки», у Участвуют в презентации, делают выводы по проблеме Участвуют в презентации
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
:
1. Подбор литературы: стихотворений и рассказов о матрешке. В. Д. Берестов «Матрешки-ны потешки» Л. Некрасова «Веселые матрёшки», И. Черницкая «Матрёшки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», С. Маршак «О матрёшках», З. Петрова «Ой, да мы матрёшки», С. Вокринцева «Матрёшка», матрёшкины частушки, И. Булва-Давыдова «Игрушки».
2. Организация тематической библиотеки проекта : подбор литературы и иллюстраций о матрешках.
3. Подбор дидактических игр по данной теме. : «Разложи и собери матрешек вместе», «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Русская красавица», «Народные промыслы», «Наряжаем матрешку», «Русские узоры», «Разрезные картинки», «Умные матрешки».
4. Подбор видеороликов о декоративно-прикладном искусстве. подобрать слайды о Загородской, Семёновской, Полхов-Майданской матрёшках, авторских матрёшках;
5. Подбор музыкального репертуара. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова. Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; Игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского. Хороводная песня-танец «Матрешка-матрешка», «Матрешка – подружка» музыка и слова Л. Печникова.
6. Подбор проблемный ситуаций нравственного содержания для разрешения с детьми в диалогических беседах.
7. Оборудование места в группе для организации выставки.
8. Изучение литературы, посвященной теме русской матрешки.
9.. Подготовка материалов для дальнейшей творческой работы: плотные листы бумаги, картон, компакт диски, пластилин, гуашь, кисти, крупа, семена, клей, ножницы, журнальная бумага, шаблоны для матрёшек.
2 ЭТАП ПРОДУКТИВНЫЙ:
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Беседы об истории возникновения и развитии матрешечного дела. «Матрешка-любимая игрушка», «В гости к матрешке», «Матрешка-символ России».
2. Чтение и обсуждение литературных произведений стихотворений, рассказов о матрешке
3. Заучивание стихов, потешек, песенок о матрешке
4. Обсуждение проблемных ситуаций с матрешками нравственного содержания для разрешения детьми в диалогических беседах.
5. оформление картотеки сказок, потешек, загадок и игр с матрешками
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Подбор материалов для книги «Такие разные матрешки» в которой собраны материалы об истории возникновения матрешки, об основных стилях росписи и изготовления матрешек, рассказы, сказки, стихи, потешки, песни и частушки о матрешках.
2. Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением разных матрешек.
3. Составление рассказов и сказок о матрешках,
4. Пополнение развивающей среды группы, через организацию выставки.
5. Индивидуальные сообщения родителей и детей «Интересное о матрешках»
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Пополнение центров активности:
сюжетно-ролевая игра - народные игрушки
уголок ряженья - атрибуты «Матрешки»
2. Дидактические игры: «Разложи и собери матрешек вместе», «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Русская красавица», «Народные промыслы», «Наряжаем матрешку», «Русские узоры», «Разрезные картинки», «Умные матрешки».
3. Сюжетно-ролевые игры: «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия на выставку», «Семья», «Магазин игрушек»
ПРОДУКТИВНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.. Музыка: Разучивание танцев «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки», «Самоварчики». Хороводная песня-танец «Матрешка-матрешка»
Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова.
Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; Игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского.
2. Рисование: «Узоры», «Русская красавица», «Народная игрушка», «Наряды для матрешки».
8. Лепка «Поиграем с матрешкой», «Красавица-матрешка».
9. Аппликация «Матрешка в подарок», «Хоровод веселых матрешек».
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Проведение творческого экспериментирования : «Матрешка пальчиками», «Матрешка из крупы», «Матрешка из компакт дисков», «Матрешка из глянцевых журналов»
2. Оформление выставки творческих работ.
3. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП
1. Оформление родителями совместно с детьми сказок, рассказов, интересных фактов о матрешках.
2. Создание мини выставки в группе «Наши матрешки» по результатам творческого экспериментирования.
3. Оформление творческих работ «Подарок маме»
4. Оформление книги «Такие разные матрешки»
5. Подготовка и оформление консультаций родителей «Что мы знаем о матрешках»
6. Оформление картотеки сказок, потешек, загадок и игр с матрешками.
7. Изготовление пригласительных билетов на презентацию для мам.
8. Проведение КВН «Что ты знаешь о матрешках?»
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Подготовка презентации проекта через проведение семейного досуга «Веселые матрешки» посвященного «Дню матери»