Алла Еремейчик
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: воспитатель А. А. Еремейчик
Педагогический проект «Ладушки-ладошки» развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Часть 1.
(Перспективное планирование к проекту дается в Части 2).
Проект предназначен воспитателям, работающим с детьми, имеющими сочетание ДЦП и интеллектуальное нарушение, и родителям, воспитывающих детей с подобными заболеваниями.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений, Проект „Ладушки-ладошки“ (часть 1)» размещена в разделах
Место реализации проекта: ГКУЗ КО «Губернский дом ребенка специализированный» «Остров доброты».
Тип проекта: Коррекционный реабилитационный развивающий проект с элементами игры.
Вид проекта: Индивидуальный.
Участники проекта: Дети группы «Теремок», воспитатели группы, медицинские работники.
Срок реализации проекта: 6 месяцев.
Продукт проектной деятельности: фотографии; методические пособия игровых упражнений по развитию мелкой моторики; Журнал по отслеживанию динамики развития мелкой моторики, комплект иллюстративного материала по развитию мелкой моторики «Где твои пальчики?»; дидактические пособия.
Проблемный анализ
Покатаю я в руках
Бусинки-горошки.
Станьте ловкими скорей,
Ладушки-ладошки.
(детская песенка)
Я работаю в доме ребенка с детьми-инвалидами, среди которых есть дети, имеющие сочетание детского церебрального паралича и интеллектуальной недостаточности. В ходе работы наблюдения за такими детьми показали, что двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах; у них отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы.
Формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой деятельностью. Таким образом, развитие мелкой моторики становится одной из главных задач коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями.
Изучив литературу по данной проблеме, пришла к выводу, что недостатки развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями могут быть скорректированы в ходе целенаправленной коррекционной работы с использованием игровых методов, учитывающей их психофизические особенности, дифференцированной в зависимости от клинических форм заболевания.
Исходя из того, что систематическое использование игровых методов при проведении занятий позволяет добиться хороших результатов в улучшении двигательных навыков кистей и пальцев рук, мною был создан педагогический проект «Ладушки-ладошки» развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений.
Работа по теме проекта должна проводиться ежедневно и строиться на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций и их использования. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, его двигательных и интеллектуальных возможностей.
Целью проекта является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики на основе игровых упражнений.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
- Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук (хватание, соотносящие действия, подражание движениям рук взрослого).
- Корригировать зрительно-слуховое восприятие для формирования полноценного развития мелкой моторики детей.
- Развивать согласованные движения пальцев обеих рук при выполнении пальчиковых игр.
- Формировать навыки самообслуживания на основе игровых упражнений.
При выполнении упражнений обязательно соблюдение охранительного режима.
I ЭТАП
– организационный (информационно-аналитическая деятельность)
(01.04.13 - 07.04.13)
1. 01.04 – 07.04.13
Тема: Подбор методической, научно-популярной литературы по теме проекта для изучения. Анализ специальной научной литературы по проблеме использования игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей с ДЦП.
Задачи: Уточнить и пополнить знания материала по теме проекта: выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов развития мелкой моторики.
2. 01.04 – 03.04.13
Тема: Проведение анализа необходимых средств развития мелкой моторики.
Задачи: Выявить недостающий материал с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения по теме проекта.
3. 01.04 – 03.04.13
Тема: Проведение педагогической диагностики на начало работы по проекту.
Задачи: В ходе комплексного обследования выявить уровень развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями. Подготовка рекомендаций по оказанию им медико-педагогической помощи в условиях дома ребенка.
4. 04.04. 13
Тема: Доведение до участников проекта важности данной проблемы и необходимости ее выполнения.
Задачи: Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля. Поиск индивидуального подхода к каждому ребенку для успешного решения цели и задач проекта.
5. 03.04 – 06.04.13
Тема: Составление перспективного плана комплексной деятельности
с детьми.
Задачи: Конкретизировать работу с детьми по теме проекта.
6. 07.04.13
Тема: Обсуждение с воспитателями планирования деятельности по теме проекта.
Задачи: Составить общие требования для плодотворной реализации проекта.
II ЭТАП
– основной (организационно-исполнительская деятельность)
(08.04.13 – 1.10.13)
1. 08.04 – 24.09.13
Тема: Работа с детьми по перспективному плану.
Задачи: Формировать устойчивые умения и навыки развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражне-ний.
2. 10.04 – 10.09.13
Тема: Оформление комплекта конспектов игровых упражнений по развитию мелкой моторики.
Задачи: Методическое обеспечение успешной работы по реализации проекта.
3. 20.04 – 20.09.13
Тема: Накопление дидактического материала, изготовление дидактических пособий.
Задачи: Методическое обеспечение успешной работы по реализации проекта.
4. 10.04 – 24.09.13
Тема: Взаимодействие со специалистами: заполнение журнала по отслеживанию динамики развития мелкой моторики.
Задачи: Создать продукт деятельности по реализации проекта для совместной деятельности с партнерами.
III ЭТАП
– заключительный (контрольно-диагностическая деятельность)
(25.05.13 – 31.05.13)
1. 25.05 – 28.05.13
Тема: Проведение педагогической диагностики на конец работы по проекту.
Задачи: Выявить уровень развития мелкой моторики
2. 25.05 – 28.05.13
Тема: Опрос воспитателей «Оценка проекта».
Задачи: Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционных программ развивающим потребностям ребенка по теме проекта.
3. 25.05.13
Тема: Анализ предметно-развивающей среды.
Задачи: Определить качество наполняемости оборудованием.
4. 26.05.13-31.05.13
Тема: Оформление проекта и приложений.
Задачи: Подведение итога работы.
5. 31.08.13
Тема: Презентация проекта.
Задачи: Поделиться опытом работы с коллегами.
Содержание проекта
Комплексная программа дня включает в себя блоки, состоящие из упражнений, проводимых в игровой форме.
Утро:
- Пальчиковая гимнастика (отработка элементов диагностики).
- Игровые упражнения на формирование навыков самообслуживания.
Включение в 1 занятие:
- Игровые упражнения для пальчиков с использованием литературного текста.
- Ритмическая организация движений: хлопки, постукивание.
Включение во 2 занятие:
- Упражнения с применением игрушек и игрового материала: разбор и собирание пирамидок, матрешек, мозаики; пеленание-качание кукол; игра с конструктором, с кубиками, рамками и вкладышами.
- Продуктивная деятельность.
Вечер:
- Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: нанизывание колец на тесьму; застегивание молний, прищепок; работа со счетными палочками; перебор пуговиц и др.
- Работа с иллюстративным материалом и дидактическими пособиями.
Предполагаемые результаты
Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносит положительные результаты:
1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает ско-ванность движений
2. Улучшается речь.
3. Развивается память, мышление, внимание.
4. Улучшаются движения пальцев руки.
5. Определяется ведущая рука.
6. Изменяется тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый.
7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.
8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.
Диагностика уровней развития мелкой моторики детей с ограниченными возможностями
Для обследования были использованы упражнения из И. С. Лопухиной «Ло-гопедия – речь – ритм – движение».
В соответствии с методикой были предложены упражнения «Пальчик-зайчик-кулачок», «Кольцо», «Гусь», «Петушок» «Курочка» и др. ; игры с де-ревянными матрешками, мозаикой, конструктором и т. д.
Критерии и показатели:
Низкий уровень – ребенку требуется постоянная помощь взрослого. Движения неточные, некоординированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.
Средний уровень – ребенку требуется помощь взрослого в случаях показа, разучивания нового упражнения. Определена ведущая рука. Движения ребенка активнее, более точные, более координированы.
Высокий уровень – ребенку не требуется помощь взрослого. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.
В течение недели в специальной тетради фиксировались любые проявления ребят, их действия, как положительные, так и отрицательные.
Для определения эффективности использования игровых приемов в коррек-ции двигательных нарушений по окончании проекта была проведена заклю-чительная диагностика, в которой была использована та же методика.
Заключение
При обучении движениям детей с церебральным параличом решающую роль играет индивидуальный подход, учет особенностей двигательных нарушений. Кроме специфики двигательных нарушений важен учет психологических особенностей ребенка. При использовании игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ДЦП необходимо учитывать темп, в котором ведется упражнение.
Выбор игр, методика их применения диктуются степенью ограничения подвижности ребенка с ДЦП, состоянием его интеллекта.
При выполнении игровых упражнений не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания.
Следует принимать во внимание заинтересованность, желание детей выполнять предложенное упражнение, они должны вызывать только положительные эмоции у ребенка и оказывать благоприятное влияния на нервную систему ребенка путем оптимальных нагрузок на память и внимание.
Список литературы дается в Приложении.