Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 1)

Алла Еремейчик
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 1)

часть 2

Автор проекта: воспитатель А. А. Еремейчик

Педагогический проект «Ладушки-ладошки» развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Часть 1.

(Перспективное планирование к проекту дается в Части 2).

Проект предназначен воспитателям, работающим с детьми, имеющими сочетание ДЦП и интеллектуальное нарушение, и родителям, воспитывающих детей с подобными заболеваниями.

Место реализации проекта: ГКУЗ КО «Губернский дом ребенка специализированный» «Остров доброты».

Тип проекта: Коррекционный реабилитационный развивающий проект с элементами игры.

Вид проекта: Индивидуальный.

Участники проекта: Дети группы «Теремок», воспитатели группы, медицинские работники.

Срок реализации проекта: 6 месяцев.

Продукт проектной деятельности: фотографии; методические пособия игровых упражнений по развитию мелкой моторики; Журнал по отслеживанию динамики развития мелкой моторики, комплект иллюстративного материала по развитию мелкой моторики «Где твои пальчики?»; дидактические пособия.

Проблемный анализ

Покатаю я в руках

Бусинки-горошки.

Станьте ловкими скорей,

Ладушки-ладошки.

(детская песенка)

Я работаю в доме ребенка с детьми-инвалидами, среди которых есть дети, имеющие сочетание детского церебрального паралича и интеллектуальной недостаточности. В ходе работы наблюдения за такими детьми показали, что двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах; у них отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы.

Формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой деятельностью. Таким образом, развитие мелкой моторики становится одной из главных задач коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Изучив литературу по данной проблеме, пришла к выводу, что недостатки развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями могут быть скорректированы в ходе целенаправленной коррекционной работы с использованием игровых методов, учитывающей их психофизические особенности, дифференцированной в зависимости от клинических форм заболевания.

Исходя из того, что систематическое использование игровых методов при проведении занятий позволяет добиться хороших результатов в улучшении двигательных навыков кистей и пальцев рук, мною был создан педагогический проект «Ладушки-ладошки» развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений.

Работа по теме проекта должна проводиться ежедневно и строиться на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций и их использования. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, его двигательных и интеллектуальных возможностей.

Целью проекта является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики на основе игровых упражнений.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

- Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук (хватание, соотносящие действия, подражание движениям рук взрослого).

- Корригировать зрительно-слуховое восприятие для формирования полноценного развития мелкой моторики детей.

- Развивать согласованные движения пальцев обеих рук при выполнении пальчиковых игр.

- Формировать навыки самообслуживания на основе игровых упражнений.

При выполнении упражнений обязательно соблюдение охранительного режима.

I ЭТАП

– организационный (информационно-аналитическая деятельность)

(01.04.13 - 07.04.13)

1. 01.04 – 07.04.13

Тема: Подбор методической, научно-популярной литературы по теме проекта для изучения. Анализ специальной научной литературы по проблеме использования игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей с ДЦП.

Задачи: Уточнить и пополнить знания материала по теме проекта: выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов развития мелкой моторики.

2. 01.04 – 03.04.13

Тема: Проведение анализа необходимых средств развития мелкой моторики.

Задачи: Выявить недостающий материал с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения по теме проекта.

3. 01.04 – 03.04.13

Тема: Проведение педагогической диагностики на начало работы по проекту.

Задачи: В ходе комплексного обследования выявить уровень развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями. Подготовка рекомендаций по оказанию им медико-педагогической помощи в условиях дома ребенка.

4. 04.04. 13

Тема: Доведение до участников проекта важности данной проблемы и необходимости ее выполнения.

Задачи: Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля. Поиск индивидуального подхода к каждому ребенку для успешного решения цели и задач проекта.

5. 03.04 – 06.04.13

Тема: Составление перспективного плана комплексной деятельности

с детьми.

Задачи: Конкретизировать работу с детьми по теме проекта.

6. 07.04.13

Тема: Обсуждение с воспитателями планирования деятельности по теме проекта.

Задачи: Составить общие требования для плодотворной реализации проекта.

II ЭТАП

– основной (организационно-исполнительская деятельность)

(08.04.13 – 1.10.13)

1. 08.04 – 24.09.13

Тема: Работа с детьми по перспективному плану.

Задачи: Формировать устойчивые умения и навыки развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражне-ний.

2. 10.04 – 10.09.13

Тема: Оформление комплекта конспектов игровых упражнений по развитию мелкой моторики.

Задачи: Методическое обеспечение успешной работы по реализации проекта.

3. 20.04 – 20.09.13

Тема: Накопление дидактического материала, изготовление дидактических пособий.

Задачи: Методическое обеспечение успешной работы по реализации проекта.

4. 10.04 – 24.09.13

Тема: Взаимодействие со специалистами: заполнение журнала по отслеживанию динамики развития мелкой моторики.

Задачи: Создать продукт деятельности по реализации проекта для совместной деятельности с партнерами.

III ЭТАП

– заключительный (контрольно-диагностическая деятельность)

(25.05.13 – 31.05.13)

1. 25.05 – 28.05.13

Тема: Проведение педагогической диагностики на конец работы по проекту.

Задачи: Выявить уровень развития мелкой моторики

2. 25.05 – 28.05.13

Тема: Опрос воспитателей «Оценка проекта».

Задачи: Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционных программ развивающим потребностям ребенка по теме проекта.

3. 25.05.13

Тема: Анализ предметно-развивающей среды.

Задачи: Определить качество наполняемости оборудованием.

4. 26.05.13-31.05.13

Тема: Оформление проекта и приложений.

Задачи: Подведение итога работы.

5. 31.08.13

Тема: Презентация проекта.

Задачи: Поделиться опытом работы с коллегами.

Содержание проекта

Комплексная программа дня включает в себя блоки, состоящие из упражнений, проводимых в игровой форме.

Утро:

- Пальчиковая гимнастика (отработка элементов диагностики).

- Игровые упражнения на формирование навыков самообслуживания.

Включение в 1 занятие:

- Игровые упражнения для пальчиков с использованием литературного текста.

- Ритмическая организация движений: хлопки, постукивание.

Включение во 2 занятие:

- Упражнения с применением игрушек и игрового материала: разбор и собирание пирамидок, матрешек, мозаики; пеленание-качание кукол; игра с конструктором, с кубиками, рамками и вкладышами.

- Продуктивная деятельность.

Вечер:

- Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: нанизывание колец на тесьму; застегивание молний, прищепок; работа со счетными палочками; перебор пуговиц и др.

- Работа с иллюстративным материалом и дидактическими пособиями.

Предполагаемые результаты

Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносит положительные результаты:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает ско-ванность движений

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание.

4. Улучшаются движения пальцев руки.

5. Определяется ведущая рука.

6. Изменяется тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый.

7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.

8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

Диагностика уровней развития мелкой моторики детей с ограниченными возможностями

Для обследования были использованы упражнения из И. С. Лопухиной «Ло-гопедия – речь – ритм – движение».

В соответствии с методикой были предложены упражнения «Пальчик-зайчик-кулачок», «Кольцо», «Гусь», «Петушок» «Курочка» и др. ; игры с де-ревянными матрешками, мозаикой, конструктором и т. д.

Критерии и показатели:

Низкий уровень – ребенку требуется постоянная помощь взрослого. Движения неточные, некоординированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.

Средний уровень – ребенку требуется помощь взрослого в случаях показа, разучивания нового упражнения. Определена ведущая рука. Движения ребенка активнее, более точные, более координированы.

Высокий уровень – ребенку не требуется помощь взрослого. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.

В течение недели в специальной тетради фиксировались любые проявления ребят, их действия, как положительные, так и отрицательные.

Для определения эффективности использования игровых приемов в коррек-ции двигательных нарушений по окончании проекта была проведена заклю-чительная диагностика, в которой была использована та же методика.

Заключение

При обучении движениям детей с церебральным параличом решающую роль играет индивидуальный подход, учет особенностей двигательных нарушений. Кроме специфики двигательных нарушений важен учет психологических особенностей ребенка. При использовании игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ДЦП необходимо учитывать темп, в котором ведется упражнение.

Выбор игр, методика их применения диктуются степенью ограничения подвижности ребенка с ДЦП, состоянием его интеллекта.

При выполнении игровых упражнений не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания.

Следует принимать во внимание заинтересованность, желание детей выполнять предложенное упражнение, они должны вызывать только положительные эмоции у ребенка и оказывать благоприятное влияния на нервную систему ребенка путем оптимальных нагрузок на память и внимание.

Список литературы дается в Приложении.

Публикации по теме:

Кукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностямиКукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностями Кукольный спектакль "Колобок" Краткосрочный проект в стационарном отделении РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями "Фламинго".

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» 20 декабря 2012 года на базе нашего детского сада "Ягодка" прошел семинар-практикум для родителей на тему:"Многообразие способов развития.

Библиотека изображений:
  • ПДД
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 1)
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 15:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Событие на МAAM: «двойное попадание в семёрку»
25 марта на портале МААМ произошло интересное событие: была опубликована 777 777-я публикация в блоге. Публикацией с таким необычным порядковым номером...
Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Метелица»
Лариса Пяткина Дидактическая игра для развития речевого дыхания" Метелица" Дорогие друзья, вашему вниманию предлагаю изготовление игры для развития речевого...
Снежные постройки на участке второй младшей группы. Взаимодействие с родителями
Цель: создание снежных построек для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе. Немного...
Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании по произведению...
Аннотация мероприятия Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании духовно-нравственного направления. Предметные области: литературное чтение,...
День археолога в ДОУ 2018
Часть 1. Теоретическая Презентация ( слайды. Слайд 1. Добро пожаловать в археологию! Слайд2. Под землей хранятся тайны, Всех эпох и всех веков. Но,...