Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 1)

Алла Еремейчик
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 1)

часть 2

Автор проекта: воспитатель А. А. Еремейчик

Педагогический проект «Ладушки-ладошки» развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Часть 1.

(Перспективное планирование к проекту дается в Части 2).

Проект предназначен воспитателям, работающим с детьми, имеющими сочетание ДЦП и интеллектуальное нарушение, и родителям, воспитывающих детей с подобными заболеваниями.

Место реализации проекта: ГКУЗ КО «Губернский дом ребенка специализированный» «Остров доброты».

Тип проекта: Коррекционный реабилитационный развивающий проект с элементами игры.

Вид проекта: Индивидуальный.

Участники проекта: Дети группы «Теремок», воспитатели группы, медицинские работники.

Срок реализации проекта: 6 месяцев.

Продукт проектной деятельности: фотографии; методические пособия игровых упражнений по развитию мелкой моторики; Журнал по отслеживанию динамики развития мелкой моторики, комплект иллюстративного материала по развитию мелкой моторики «Где твои пальчики?»; дидактические пособия.

Проблемный анализ

Покатаю я в руках

Бусинки-горошки.

Станьте ловкими скорей,

Ладушки-ладошки.

(детская песенка)

Я работаю в доме ребенка с детьми-инвалидами, среди которых есть дети, имеющие сочетание детского церебрального паралича и интеллектуальной недостаточности. В ходе работы наблюдения за такими детьми показали, что двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах; у них отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы.

Формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой деятельностью. Таким образом, развитие мелкой моторики становится одной из главных задач коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Изучив литературу по данной проблеме, пришла к выводу, что недостатки развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями могут быть скорректированы в ходе целенаправленной коррекционной работы с использованием игровых методов, учитывающей их психофизические особенности, дифференцированной в зависимости от клинических форм заболевания.

Исходя из того, что систематическое использование игровых методов при проведении занятий позволяет добиться хороших результатов в улучшении двигательных навыков кистей и пальцев рук, мною был создан педагогический проект «Ладушки-ладошки» развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений.

Работа по теме проекта должна проводиться ежедневно и строиться на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций и их использования. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, его двигательных и интеллектуальных возможностей.

Целью проекта является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики на основе игровых упражнений.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

- Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук (хватание, соотносящие действия, подражание движениям рук взрослого).

- Корригировать зрительно-слуховое восприятие для формирования полноценного развития мелкой моторики детей.

- Развивать согласованные движения пальцев обеих рук при выполнении пальчиковых игр.

- Формировать навыки самообслуживания на основе игровых упражнений.

При выполнении упражнений обязательно соблюдение охранительного режима.

I ЭТАП

– организационный (информационно-аналитическая деятельность)

(01.04.13 - 07.04.13)

1. 01.04 – 07.04.13

Тема: Подбор методической, научно-популярной литературы по теме проекта для изучения. Анализ специальной научной литературы по проблеме использования игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей с ДЦП.

Задачи: Уточнить и пополнить знания материала по теме проекта: выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов развития мелкой моторики.

2. 01.04 – 03.04.13

Тема: Проведение анализа необходимых средств развития мелкой моторики.

Задачи: Выявить недостающий материал с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения по теме проекта.

3. 01.04 – 03.04.13

Тема: Проведение педагогической диагностики на начало работы по проекту.

Задачи: В ходе комплексного обследования выявить уровень развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями. Подготовка рекомендаций по оказанию им медико-педагогической помощи в условиях дома ребенка.

4. 04.04. 13

Тема: Доведение до участников проекта важности данной проблемы и необходимости ее выполнения.

Задачи: Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля. Поиск индивидуального подхода к каждому ребенку для успешного решения цели и задач проекта.

5. 03.04 – 06.04.13

Тема: Составление перспективного плана комплексной деятельности

с детьми.

Задачи: Конкретизировать работу с детьми по теме проекта.

6. 07.04.13

Тема: Обсуждение с воспитателями планирования деятельности по теме проекта.

Задачи: Составить общие требования для плодотворной реализации проекта.

II ЭТАП

– основной (организационно-исполнительская деятельность)

(08.04.13 – 1.10.13)

1. 08.04 – 24.09.13

Тема: Работа с детьми по перспективному плану.

Задачи: Формировать устойчивые умения и навыки развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражне-ний.

2. 10.04 – 10.09.13

Тема: Оформление комплекта конспектов игровых упражнений по развитию мелкой моторики.

Задачи: Методическое обеспечение успешной работы по реализации проекта.

3. 20.04 – 20.09.13

Тема: Накопление дидактического материала, изготовление дидактических пособий.

Задачи: Методическое обеспечение успешной работы по реализации проекта.

4. 10.04 – 24.09.13

Тема: Взаимодействие со специалистами: заполнение журнала по отслеживанию динамики развития мелкой моторики.

Задачи: Создать продукт деятельности по реализации проекта для совместной деятельности с партнерами.

III ЭТАП

– заключительный (контрольно-диагностическая деятельность)

(25.05.13 – 31.05.13)

1. 25.05 – 28.05.13

Тема: Проведение педагогической диагностики на конец работы по проекту.

Задачи: Выявить уровень развития мелкой моторики

2. 25.05 – 28.05.13

Тема: Опрос воспитателей «Оценка проекта».

Задачи: Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционных программ развивающим потребностям ребенка по теме проекта.

3. 25.05.13

Тема: Анализ предметно-развивающей среды.

Задачи: Определить качество наполняемости оборудованием.

4. 26.05.13-31.05.13

Тема: Оформление проекта и приложений.

Задачи: Подведение итога работы.

5. 31.08.13

Тема: Презентация проекта.

Задачи: Поделиться опытом работы с коллегами.

Содержание проекта

Комплексная программа дня включает в себя блоки, состоящие из упражнений, проводимых в игровой форме.

Утро:

- Пальчиковая гимнастика (отработка элементов диагностики).

- Игровые упражнения на формирование навыков самообслуживания.

Включение в 1 занятие:

- Игровые упражнения для пальчиков с использованием литературного текста.

- Ритмическая организация движений: хлопки, постукивание.

Включение во 2 занятие:

- Упражнения с применением игрушек и игрового материала: разбор и собирание пирамидок, матрешек, мозаики; пеленание-качание кукол; игра с конструктором, с кубиками, рамками и вкладышами.

- Продуктивная деятельность.

Вечер:

- Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: нанизывание колец на тесьму; застегивание молний, прищепок; работа со счетными палочками; перебор пуговиц и др.

- Работа с иллюстративным материалом и дидактическими пособиями.

Предполагаемые результаты

Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносит положительные результаты:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает ско-ванность движений

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание.

4. Улучшаются движения пальцев руки.

5. Определяется ведущая рука.

6. Изменяется тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый.

7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.

8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

Диагностика уровней развития мелкой моторики детей с ограниченными возможностями

Для обследования были использованы упражнения из И. С. Лопухиной «Ло-гопедия – речь – ритм – движение».

В соответствии с методикой были предложены упражнения «Пальчик-зайчик-кулачок», «Кольцо», «Гусь», «Петушок» «Курочка» и др. ; игры с де-ревянными матрешками, мозаикой, конструктором и т. д.

Критерии и показатели:

Низкий уровень – ребенку требуется постоянная помощь взрослого. Движения неточные, некоординированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.

Средний уровень – ребенку требуется помощь взрослого в случаях показа, разучивания нового упражнения. Определена ведущая рука. Движения ребенка активнее, более точные, более координированы.

Высокий уровень – ребенку не требуется помощь взрослого. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.

В течение недели в специальной тетради фиксировались любые проявления ребят, их действия, как положительные, так и отрицательные.

Для определения эффективности использования игровых приемов в коррек-ции двигательных нарушений по окончании проекта была проведена заклю-чительная диагностика, в которой была использована та же методика.

Заключение

При обучении движениям детей с церебральным параличом решающую роль играет индивидуальный подход, учет особенностей двигательных нарушений. Кроме специфики двигательных нарушений важен учет психологических особенностей ребенка. При использовании игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ДЦП необходимо учитывать темп, в котором ведется упражнение.

Выбор игр, методика их применения диктуются степенью ограничения подвижности ребенка с ДЦП, состоянием его интеллекта.

При выполнении игровых упражнений не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания.

Следует принимать во внимание заинтересованность, желание детей выполнять предложенное упражнение, они должны вызывать только положительные эмоции у ребенка и оказывать благоприятное влияния на нервную систему ребенка путем оптимальных нагрузок на память и внимание.

Список литературы дается в Приложении.

Публикации по теме:

Кукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностямиКукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностями Кукольный спектакль "Колобок" Краткосрочный проект в стационарном отделении РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями "Фламинго".

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» 20 декабря 2012 года на базе нашего детского сада "Ягодка" прошел семинар-практикум для родителей на тему:"Многообразие способов развития.

Библиотека изображений:
  • ПДД
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 1)
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 15:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки