Ольга Ширшова
Педагогический проект «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мир насекомых»
Автор проекта: Ширшова Ольга Викторовна,
МБДОУ №3 «Малышок»
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Срок реализации: с 5 по 16 июня
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители
Актуальность: Для того чтобы дети как можно больше общались с природой, научились любить окружающий мир и узнали много интересного, мной был разработан проект «Мир насекомых» - о самых маленьких обитателях нашей планеты.
Публикация «Педагогический проект „Мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Проблема: Общаясь с детьми 3-4 лет, я заметила, что их знания о насекомых очень скудные и неправильные. Любое насекомое дети воспринимают как источник какой-то опасности и стремятся быстрее раздавить, уничтожить его. Дети боятся насекомых, у них отсутствует интерес к наблюдению за насекомыми.
Цель педагогического проекта:
Познакомить детей младшего дошкольного возраста с насекомыми.
Задачи педагогического проекта:
Для детей:
1. Расширять у детей элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения.
2. Развивать интерес к наблюдению за насекомыми, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать гуманное отношение к миру насекомых, добрые чувства, любознательность, эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира.
4. Формировать навыки исследовательской деятельности.
5. Познакомить с произведениями, детской литературой, в которых описываются насекомые.
Для воспитателя:
1. Развивать кругозор детей посредством ознакомления с миром насекомых.
2. Стимулировать творческую активность детей.
3. Вовлекать родителей в творческий процесс в ДОУ.
Для родителей:
1. Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.
2. Побуждать выражать свое эмоциональное отношение к окружающему миру через продуктивную деятельность.
Ожидаемый результат:
- Дети узнают и называют насекомых (бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, пчела, муха, комар, жук);
- Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- Дети знают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- Дети находят сходства и различия у насекомых;
- Дети владеют обобщающим понятием «насекомые».
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
o Определение уровня знаний детей по теме «Насекомые»
o Подбор методической литературы и пособий
o Подбор художественной, детской литературы
o Подбор загадок о насекомых
o Подбор стихов о насекомых
o Подбор и изготовление дидактических и настольных игр
o Атрибуты к подвижным и сюжетно – ролевым играм
o Подбор материала для художественного творчества
o Привлечение родителей к участию в проекте
2 этап – основной
Работа по образовательным областям:
Познавательное развитие
Проведение ООД «Путешествие в мир насекомых»
Наблюдения на участке за различными насекомыми, вопросы к детям
Рассматривание насекомых через лупу, сравнение насекомых по картинкам
Сбор коллекции «Насекомые»
Просмотр мультфильмов: В. Г. Сутеев «Под грибом», «Кораблик», «Пчелка Майя»
Прослушивание аудиозаписи Виктор Пелевин «Жизнь насекомых»
Целевая прогулка по территории детского сада
Речевое развитие
Чтение коротких стихов, загадок о насекомых, разучивание потешек
Артикуляционная гимнастика: «Пчелки», «Зудит комар»
Беседы на темы: «Что мы знаем о насекомых?», «Какие бывают насекомые?»,
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»;
Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»;
С. Михалков «Академия наук»;
Г. Скребицкий «Счастливый жучок»;
В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»,
К. Ушинский «Пчёлки на разведках»
Д. Жученко «Две гусеницы разговаривают»
И. Крылов басня «Стрекоза и муравей» и др.
Составление описательных рассказов по схеме: «Бабочка красавица», «Трудолюбивая пчелка»
Ситуативные разговоры с детьми о насекомых
Рассматривание иллюстраций, открыток, репродукций о насекомых
Использование энциклопедий о насекомых
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Найди такое же насекомое», «Ползает, летает, прыгает», «Найди такую же бабочку», «Помоги пчелкам найти цветок», «Найди по описанию», «Что изменилось?», «Кого больше?», «Разрезные картинки», «Парочки»
Сюжетно – ролевые игры: «У Мухи – Цокотухи день рождения», «Пчелиная семейка»
Игры с макетом «Насекомые в природе»
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика: «Жук», «Оса», «Бабочка», «Паучок»
Физкультурные минутки: «Бабочка проснулась», «Жук», «Танец насекомых», «Кузнечики»
Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок», «Подуй на бабочку», «Летят пчелы»
Подвижные игры: «Медведи и пчелы», «Поймай бабочку», «Превращения»
Беседа «Что нужно сделать, если тебя укусила пчела?»
Считалки о насекомых
Художественно – эстетическое развитие
Слушание музыкальных произведений: В. Иванников «Жук», П. Чайковский «Вальс цветов»
Танцевальное творчество «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского
Хороводная игра «Жучок – паучок»
Развлечение «В гости к насекомым»
ООД по нетрадиционному рисованию «Божья коровка», «Бабочка», ООД по аппликации «Гусеница», ООД по лепке «Паучок»
Раскраски по теме «Насекомые», рисование насекомых с помощью трафаретов, рисование по точкам «Какое насекомое получилось»
3 этап – заключительный
Выставка детских работ по теме «Насекомые», изготовление лэпбука «Насекомые», просмотр презентации «Такие разные насекомые», оформление уголка «Юного энтомолога» на участке детского сада, выставка поделок по теме «Насекомые», изготовленных родителями.
Взаимодействие с родителями
Ознакомление родителей с темой проекта
Привлечение родителей для обогащения предметной среды в детском саду: подбор предметных картинок по теме «Насекомые», пополнение книжного уголка, сбор коллекции насекомых, приобретение увеличительных стекол для наблюдений за насекомыми, подбор игрушек и соответствующей одежды для детей
Предложить список литературы для чтения детям о насекомых
Организовать прогулку в парк совместно с детьми с целью наблюдения за насекомыми
Участие родителей в выставке поделок из бросового материала по теме «Насекомые»
Совместное оформление на прогулочном участке уголка «Юный энтомолог»
Составление презентации «Такие разные насекомые»
Оформление родительского уголка: памятка «Укусы насекомых», «Если ребенок боится насекомых», консультация «Как привить любовь к природе», изготовление буклетов «Экология безопасности: мы и они»
Заключение
Проект «Мир насекомых» - это попытка решения актуального вопроса. Для этого были созданы условия для разностороннего развития дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в ДОУ. В результате организации интегрированных видов образовательных областей у детей расширились и обогатились знания о разных насекомых. Расширился словарный запас детей.
Родители приняли активное и заинтересованное участие в педагогическом процессе группы, получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности.
Использованные ресурсы:
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» младшая группа, издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», Москва 2016 г.
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» младшая группа, издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», Москва 2016 г.
В. Н. Кастрыкина, Г. П. Попова «Организация деятельности детей на прогулке», вторая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель», 2012 г.
Л. В. Куцакова «Художественное творчество и конструирование», 3-4 года, сценарии занятий с детьми, издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», Москва 2016 г.
Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели детском саду», планирование и конспекты, издательство ТЦ СФЕРА, 2015 г.
Интернет - ресурсы