Анастасия Антипина
Педагогический проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение Нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Публикация «Педагогический проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:
Тип проекта: групповой, краткосрочный, информационно-творческий.
Актуальность: Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал.
Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители воспитанников (законные представители).
Сроки реализации проекта: март 2011г. – май 2011г.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств и отношений к родному дому, своей семье, детскому саду, своей малой Родине, к её природе и культуре.
Задачи:
1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к родному дому, своей семье, детскому саду, земле, где они родились.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, добрым делам для семьи, детского сада.
4. закрепить чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
5. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимательности к родным, сверстникам и к тем, кто о них заботится.
6. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Гипотеза:
Если ребёнка учить заботиться о своих близких, учить быть внимательным друг к другу, дать понять, что всё хорошее начинается с родного дома, с мамы и папы, то это ляжет в основу развития нравственно-патриотических чувств у ребёнка к родному дому, родному краю, к своей Родине.
Ожидаемый результат: У детей в ходе реализации проекта сформируются интерес и знания о родном городе, семье, о людях, работающих в детском саду. Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями.
Методы исследования:
• Теоретический анализ пед-ой, псих-ой литературы по данной теме
• Анкетирование родителей
• Тестирование
• Наблюдение
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап проекта
I этап Подготовительный Февраль 2011г
• Подбор и изучение литературы по теме проекта;
• Постановка цели и задач, составление плана работы;
• Анкетирование родителей;
• Тестирование детей.
• Обогащение развивающей среды:
Материальное:
1) Приобретение книг в книжный уголок;
2) Изготовление пальчикового театра «Я и моя семья»;
3) Оснащение уголков для сюжетно-ролевых игр.
4) Создание в группе уголка «Моя малая Родина»:
Макет «Наш детский сад»
Макет «Микрорайон РЭБ и мост через реку Лену»
Рисунки «Мой город» (выполненные детьми совместно с родителями)
Набор открыток «Наш Усть-Кут» и др.
Научно-методическое:
1) Подбор и разработка планов, конспектов занятий, подборка художественной литературы;
2) Создание фотоальбома «Мой родной Усть-Кут»;
3) Создание электронной презентации «Правила поведения в детском саду»;
4) Изготовление д/и «Собери картинку» (пейзажи Усть-Кута);
5) Изготовление папки-ширмы «Памятники города Усть-Кута», «Город с тремя названиями…».
II этап
Основной Март –май 2011г.
• Проведение с детьми занятий, игр, бесед, развлечений по теме проекта;
• Чтение сказок, заучивание стихотворений;
• Организация выставок рисунков «Моя мама самая, самая…», «Мой любимый детский сад!»;
• Организация выставки детско-родительского творчества «Макет нашего города»;
• Организация совместных походов родителей и детей в лес и на экскурсии по городу;
• Проведение консультаций для родителей и педагогов ДОУ;
• Отслеживание результатов педагогического процесса и корректировка ошибок.
III этап
Заключительный Конец мая 2011г.
• Оценка уровня развития нравственно-патриотических качеств у детей;
• Обработка полученных данных, соотнесение результатов исследования с целями;
• Презентация опыта работы по данной теме для воспитателей ДОУ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Месяц
Март
«Моя семья»
Беседа «Что значит семья?»
-Формировать у детей элементарные представления о семье, о родственных связях; воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.
Рассказы детей о своей семье, о профессии своих родителей
-Вызвать желание у детей самостоятельно рассказывать о членах семьи, правильно их называть; активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье.
Чтение и заучивание стихотворений о семье
-Обогащать активный словарь, развивать память.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»
-Развивать социальный и эмоциональный интеллект.
Рисование «Моя семья»
-Развивать воображение и умение выражать идеи в рисунке; развивать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Пальчиковый театр «СемьЯ»
-Учить слушать и понимать вопросы воспитателя; отвечать полными предложениями, развивать творческое воображение.
Дидактические игры «Назови ласково», «Профессии родителей» и др.
-Учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; упражнять в употреблении дательного, винительного, родительного падежей имён существительных.
Выставка детских рисунков «Моя мама самая, самая…»
-Дать возможность детям показать в рисунке любовь и уважение к своей маме, гордость за неё.
Чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка» и др.
-Развивать у детей понимание важности семьи для каждого человека; дать понять детям, как трудно жить без мамы, без её любви, ласки и заботы.
Совместный поход родителей и детей в лес
-Укреплять детско-родительские отношения, обогатить мир детей яркими впечатлениями.
Апрель
«Мой любимый детский сад»
Экскурсия по детскому саду, знакомство с трудом сотрудников
-Продолжать знакомить детей с детским садом, группами, и помещениями в здании детского сада. Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к его работникам, их труду. Формировать понятия «Я – воспитанник детского сада», «Детский сад – мой родной дом».
Рассматривание альбома «Профессии в детском саду»
-Уточнять знания детей о детском саде. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
Беседа «Моя группа»
-Учить детей выделять положительные признаки дружбы, характеристики друзей.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
-Закреплять знания детей о работе воспитателя, няни, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Развивать у детей чувство благодарности за труд взрослых для них, желание оказать посильную помощь. Развивать умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Чтение и заучивание стихотворений о детском саде, о дружбе.
-Активизировать речь детей, расширять и обогащать их словарь. Воспитывать чувство гордости за свой детский сад.
Электронная презентация «Правила поведения в детском саду»
-Рассказать детям о правилах в детском саду; учить бережно относиться к традициям детского сада.
Май
«Моя малая родина – город Усть-Кут»
Беседы «Мой адрес», «Мы жители города Усть-Кута», «Город с тремя названиями»
-Закреплять знания детей о домашних адресах; учить отвечать на вопросы; побуждать к участию в беседе; развивать диалогическую речь.
Рассматривание фотографий «Наш Усть-Кут»
-Познакомить с помощью иллюстраций с достопримечательностями города.
Заучивание стихотворений о своей малой Родине.
-Активизировать и обогащать словарь детей.
Экскурсия по улицам, прилежащим к детскому саду.
-Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам; рассказать о названии улиц, о том какие дома расположены на этих улицах, какие ещё есть здания (магазины, почта, школа и т. д.); закреплять навыки поведения на улицах.
Рассматривание макетов «Микрорайон РЭБ и мост через реку Лена», «Наш детский сад»
-Формировать у детей знания географии своего микрорайона; раскрыть красоту великой реки Лены; воспитывать гордость за свою малую Родину.
Дидактические игры «Назови свой адрес», «Где я живу?»
-Закреплять знания детей о своём домашнем адресе, названия города, реки, улицы.
Экскурсия детей совместно с родителями в День Победы к памятнику «Родина-мать»
-Познакомить детей с одним из памятников города; учить детей неизменно поддерживать традицию – чтить память погибших воинов.
Поход детей совместно с родителями в весенний лес.
-Укреплять детско-родительские отношения, обогатить мир детей яркими впечатлениями. Показать всю красоту малой родины.