МААМ-картинки

Педагогический проект «Мы любим тебя, Архангельск — старинный и молодой!»

Анна Ссюхина
Педагогический проект «Мы любим тебя, Архангельск — старинный и молодой!»

1. Проблема. Актуальность.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном

Городе. Так и в нашем детском саду мы наблюдаем недостаточную сформированность представлений об Архангельске, его истории, достопримечательностях и знаменитых земляках. Именно поэтому мы решили заняться разработкой проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Публикация «Педагогический проект „Мы любим тебя, Архангельск — старинный и молодой!“» размещена в разделах

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" гласит, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств»; одним из принципов дошкольного образования, в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ, является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Учитывая эти факты, нам необходимо проводить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое невозможно без формирования знаний о традициях своей малой Родины, любви к родному краю, уважения и бережного отношения к его природным богатствам.

2. Тип – творческо-информационный.

3. Продолжительность.

2013 – 2014 учебный год.

4. Цель:

- формировать у детей чувство любви к родному краю, своей

малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и

традициям.

5. Задачи:

- определить педагогические основы проблемы формирования у старших дошкольников чувство гражданственности и патриотизма;

- разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие на детей старшего дошкольного возраста;

- формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду,

друзьям, своим близким;

- помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад;

6. Ресурсы.

1. Участники:

• Ссюхина А. В. ; Мышова А. М. ,- разработка и реализация проекта, проведение мероприятий, организация фотоотчетов, подбор литературы.

• дети старшего дошкольного возраста – проект реализуется в подготовительной группе;

• родители и родственники детей, посещающих ДОУ, количество строго не регламентировано.

2. Обеспечение проекта :

Методическое:

- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М. :ЦГЛ,2005

- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005.

- Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М. :УЦ «Перспектива»,2011.

- Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. -М. :ВАКО,2005.

- Как научить детей любить Родину : Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. – М. : АРКТИ, 2003.

- Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -М. : ТЦ Сфера, 2005.

- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. - сост. Александрова Е. Ю. и др. -Волгоград: Учитель, 2007.

- Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

Материально-техническое:

- иллюстрации с видами Архангельска;

- иллюстрации с достопримечательностями родного города;

- символика города Архангельска;

- иллюстрации видов войск;

- иллюстрации улиц города;

- выставка матрешек;

- иллюстрации «Памятники нашего города»;

- альбом «Малые Корелы»;

- альбом «Старинный Архангельск»;

- иллюстрации достопримечательностей города Архангельска;

Диагностико-дидактическое:

- вопросы диагностирования знаний детей;

- подборка игр по патриотическому воспитанию;

- подборка художественной литературы для чтения детям;

- конспекты совместной деятельности.

7. Предполагаемый результат:

- дети должны получить знания о родном городе, его достопримечательностях; применять эти знания в беседе по данной проблеме;

- под руководством взрослых у детей должны постепенно сформироваться элементы патриотических и гражданственных чувств, общественных отношений;

- изучая прошлое своего края, дошкольники приобщаются к такому школьному предмету, как история, которая, как поэтический и образный рассказ, входит в их жизнь;

- воспитание в детях любви к своей малой Родине – это источник патриотического начала.

8. Сроки реализации.

I. Подготовительный этап:

сентябрь 2013 года

№ п. п. Мероприятие Ответственные Ожидаемый результат

1. Разработка вопросов диагностирования Ссюхина А. В., Мышова А. М., Создание диагностического пакета

2. Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта Ссюхина А. В., Мышова А. М., Подтверждение актуальности реализации данного проекта

3. Анализ результатов диагностики дошкольников Ссюхина А. В., Мышова А. М., Подтверждение актуальности реализации данного проекта

4. Анкетирование родителей Ссюхина А. В., Мышова А. М., Подтверждение актуальности реализации данного проекта

5. Составление плана основного этапа проектирования Ссюхина А. В., Мышова А. М.,

Разработка плана решения установленных в ходе диагностики проблем

6. Составление конспектов тематических занятий Ссюхина А. В., Мышова А. М., Составление мероприятий и занятий, отражающих главные задачи проектной деятельности

II. Основной этап:

№ п. п. Название мероприятия Цель Основные вопросы Ответственные

Сентябрь НОД

«Архангельск – мой родной город» 1. Расширять знания и представления детей об Архангельске;

2. Развивать у детей чувство любви к своей малой Родине;

3. Воспитывать уважительное отношение к своему родному городу. Рассказ воспитателя об основателях города;

город основан вокруг Михайло-Архангельского монастыря;

Старинные названия города. Ссюхина А. В.,

Октябрь НОД

«Символика города Архангельска» Закреплять знания детей о символике страны и родного города (герб, флаг, гимн); знакомить с ее происхождением. Рассказ воспитателя и показ иллюстраций герба и флага России и Архангельска;

рассказ о том, что обозначает изображение на гербе и флаге. Мышова А. М.,

Февраль НОД «Защитники Севера» Познакомить детей с защитниками Севера (не только с выдающимися людьми, но и с животными); рассказать о том, что Архангельск в военные годы был тылом для страны. Архангельск — тыл страны в годы Великой Отечественной войны;

что такое тыл;

беседа о памятнике тюленю, который спас людей от голода и холода в годы войны. Ссюхина А. В.,

Ноябрь НОД «Улицы города» Познакомить детей с главными улицами города, которые названы в честь выдающихся ученых, военных, писателей… Рассказ воспитателя о выдающихся ученых, военных, писателей города, в честь которых названы улицы Архангельска. Мышова А. М.,

Март Развлечение «Русская матрешка» - Познакомить детей с историей возникновения русской матрешки.

- Дать представление о русской матрешке как об одном из старинных народных ремесел.

- Привить интерес к народному творчеству.

-Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

- Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности, фантазию, наблюдательность.

- Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус. Рассказ воспитателя об истории создания русской матрешки;

Пение частушек;

Русский народный хоровод;

Игры с матрешками;

Игры на старинных музыкальных инструментах. Ссюхина А. В.,

Декабрь НОД (Игра-викторина совместно с родителями) «Достопримечательности нашего города» Закрепить знания детей о исторических памятниках Архангельска, современном обличии и значении. Беседа о достопримечательностях города;

Рассказ воспитателя о значении памятников архитектуры;

современное обличие и значение памятников. Ссюхина А. В., воспитатель, Мышова А. М.,

Январь НОД «Матушка-река Северная Двина» Рассказать о значимости реки Северная Двина. Рассказ воспитателя о значении реки (Архангельск – речной порт);

Гостиные дворы. Мышова А. М.,

Апрель Развлечение «Я по городу шагаю» Обобщить и систематизировать представления детей об Архангельске.

Развивать у детей чувство любви к своей малой Родине. Ссюхина А. В., Мышова А. М.,

Май Экскурсия по городу «Архангельск – город воинской славы» Познакомить детей с военным историческим прошлым своего города.

Дать детям представления о героических подвигах архангелогородцев в годы Великой Отечественной Войны, чьи имена навечно прописаны в названиях улиц Архангельска. Обзорная экскурсия по городу, рассказ про достопримечательности Архангельска. Исторические места города. Рассказ о городе Архангельске в годы Великой Отечественной войны. Ссюхина А. В., Мышова А. М.,

III. Заключительный этап:

май 2014 года

№ п. п. Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат

1. Фотовыставка Ссюхина А. В., Мышова А. М., Обобщение результатов проекта

2. Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта Ссюхина А. В., Мышова А. М., Выявление знаний по теме проектирования

3. Анализ результатов диагностики дошкольников Ссюхина А. В., Мышова А. М., Подтверждение актуальности реализации данного проекта

4. Оформление электронной презентации Ссюхина А. В., Мышова А. М., Предоставление материалов для конкурса

9. Результаты.

Проведенное анкетирование родителей, анализ бесед с детьми и результаты диагностики показывают устойчивую положительную динамику роста показателей:

- уровень патриотического воспитания дошкольников повышается:

2013 год – высокий уровень показали 20% воспитанников,

2014 год – 76% (высокий уровень)

- участие родителей в жизни ребенка в детском саду, в мероприятиях, посвященных знакомству с родным городом:

2013 год – 10% (высокий уровень,

2014 год – 80% (высокий уровень).

Данную работу планируем продолжать. Надеемся на положительную динамику показателей в результате осуществления данного проекта.

10. Перечень рабочей и отчетной документации.

1. Перспективное планирование мероприятий проекта,

2. Конспекты мероприятий,

3. Смета проекта,

4. Итоговый отчет о результатах проекта.

11. Дальнейшее развитие.

Является целесообразным дальнейшее продолжение проекта. Заканчиваясь в одной возрастной группе, он начинается вновь в другой и продолжает воспитывать патриотические чувства, любовь, гордость за родной город, продолжает знакомить с его историей.

После окончания проекта планируется в дальнейшем использовать отдельные занятия по ознакомлению детей с достопримечательностями города Архангельска, его историей. Продолжение проекта будет осуществляться на занятиях по формированию целостной картины мира (ФЦКМ) и художественному творчеству.

Мы убеждены в необходимости осуществления углубленного и комплексного знакомства детей с историей родного города.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Я шагаю по Москве» Уважаемые педагоги! Вашему вниманию хочу представить краткосрочный проект"Я шагаю по Москве". Этот проект посвящён Дню города Москвы. В.

Проектная деятельность. Проект «День Победы» Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций, мало знают о подвиге.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Мы любим тебя, Архангельск — старинный и молодой!»
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 15:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД