МААМ-картинки

Педагогический проект «Наши друзья — птицы» (3 фото)

Оксана Викторовна Евса
Педагогический проект «Наши друзья — птицы»

Педагогический проект «Наши друзья — птицы»

ид проекта : познавательно-исследовательский

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Срок реализации: ноябрь - июнь

По количеству участников: коллективный.

Участники: дети средних, старших, подготовительных групп, педагоги, родители.

Публикация «Педагогический проект „Наши друзья — птицы“» размещена в разделах

Проблема: потеря нравственных ценностей в обществе к окружающей среде и подмена их потребительскими стереотипами. Недостаточное осознание родителей и детей необходимости охранять птиц, заботиться о них, несформированное понимание будущего без птиц.

Важно знать: Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.

Ежегодно, начиная, с 12 ноября в нашем детском саду проходит акция «Покормите птиц (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни.

Обоснование проблемы: птицы распространены повсеместно, поэтому мы имеем возможность постоянно вести наблюдение за ними. Интерес к птицам нужно развивать и поддерживать. У детей должно сформироваться представление о птицах, как о живых организмах, которым присущи все признаки живого, они двигаются (летают, ходят, дышат, питаются, растут, размножаются. Они видят, слышат. Им бывает холодно, страшно, весело.

Цель: воспитание экологической культуры у детей.

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах. Учить различать и называть наиболее распространенных птиц для Самарской области, учить называть части тела птиц.

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; логическое мышление и подвести детей к знаниям о взаимосвязи жизни птиц и человека. Показать роль птиц в природе и жизни человека. Формировать представление о птицах, как о живых организмах, которые чувствуют изменения в среде обитания, реагируют на них.

Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

Воспитывать привычку помогать пернатым друзьям, воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.

Взаимодействие с родителями:

• Участие в изготовлении кормушек для птиц.

• Участие в акции «Птичья столовая».

• Самостоятельные наблюдения за птицами в парках, на площадках, подкормка птиц, чтение рекомендуемой литературы.

• Оказание помощи дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановок.

Формы и методы работы:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации, дидактические, подвижные и ролевые игры;

- беседы, чтение художественной литературы;

- слушание голосов птиц, песен о птицах;

- выставки рисунков и поделок;

- наблюдения в природе, экскурсии, наблюдения за попугаями в живом уголке;

- просмотр мультфильмов, документальных фильмов, фотографий птиц;

- викторина;

- консультации.

Необходимые условия реализации проекта :

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

- интеграция с педагогами детского сада.

Предметно-развивающая среда:

Птичий столб, кормушки (на участке, скворечники, календарь наблюдений (дети отмечают птиц, которых они наблюдали, иллюстрации: «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира; разрезные картинки, подбор дидактических игр; угощения для птиц (семена растений, крошки, крупы); документальные фильмы ВВС о природе, мультфильмы о птицах, интерактивные игры, проектор, экран…

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный (информационно-исследовательский) :

• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.

• Подбор литературы, материалов из Интернет - ресурсов.

• Создание необходимых условий для реализации проекта

• Разработка плана для участников проекта.

• Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

II этап – основной (продуктивно - творческий)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Мероприятия:

1. НОД по окружающему миру:

«Наши пернатые друзья»

«Знакомство с птицами, живущими в городе»

«Как наши пернатые друзья живут зимой»

«Перелётные и зимующие птицы»

«Птичий двор»

2. Беседы:

«Почему мы считаем птиц своими друзьями, «Что ты знаешь о птицах, «Зачем поют птицы, «Зачем птицам клювы, «Почему некоторые птицы улетают в тёплые края?», «Птицы жарких (холодных) стран», «Почему некоторые птицы не могут летать, «Самая маленькая птица на земле», «Самые удивительные птицы», «Птичий двор», «Хищные птицы», «Значение птиц в природе»

3. Дидактические игры: «Зимующие - перелётные птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Кто на кормушке?», «Сколько птиц на кормушке, «Дорисуй птицу», «Узнай следы», «Узнай по описанию», «Что сначала, что потом» (этапы развития птицы)

4. Подвижные игры:

«Совушка», «Коршун и наседка», «Птички в гнёздышках», «Перелет птиц», «Цапля и лягушки», «Гуси-лебеди», «Найди пару», «Пчёлки и ласточки»,

«Лётал, лётал воробей», «Зайди в свой домик», «Пингвины на льдине», «Стая», «Кукушка»

5. НОД (рисование и аппликация) : рисование «Птицы – наши друзья», «Снегирь», «Кто прилетел на кормушку», «Птички-синички», «Птичка клюют рябину», «Птичка в ладошке»; лепка «Птичка клюет зернышки», «Кормушка с зернышками», аппликация «Домик для скворушки», «Снегирь»; книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор», трафареты с изображением птиц.

6. Конструирование и изготовление кормушек, угощений для птиц.

• Изготовление кормушек из бросового материала (коробок, бутылок)

• Вкусные пирожные (изготовление угощений с помощью картона, клейстера и птичьего корма)

• Обед на шишке

• Необычная веточка

Заметка. Птицы охотно летят на кормушки естественных цветов (древесных, пастельных, но чувство голода превосходит другие чувства, и пугливые воробьи и синички подлетают на яркие цвета. С большим удовольствием птицы лакомились детскими угощениями.

7. Чтение художественной литературы.

Стихи: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка». Загадки о птицах. Рассказы: Е. Чарушин «Яшка»; М. Зощенко «Умная птичка»; А. Майков «Ласточка примчалась»; Е. Авдеенко «Воробей»; А. Толстой «Умная галка»; М. Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький «Воробьишко»; Бианки «Синичкин календарь»; А. Кушнер «Птицы».

Сказки: Г. Х. Андерсон «Гадкий утёнок» … Загадки, пословицы, поговорки, стихи о птицах

8. Исследовательская деятельность

Целевые прогулки.

Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Рассматривание проблемных ситуаций: почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

• Когда воздух можно почувствовать? Как воздух помогает птицам летать?

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки. Хорошо ли они заметны на дереве?

• Наблюдение за попугаями в экологическом кабинете

• Выяснить, какую роль птицы играют в жизни человека, других животных (важную, и в этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве (важно, не называть последних «вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия)

•Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками.

•Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

•Наблюдение за гнездованием птиц (выясняем с детьми, какие предметы птицы используют для плетения гнезда, знакомимся с различными видами гнёзд)

•Наблюдение за скворечниками и их жителями

Экспериментальная деятельность

Фото «Наши друзья — птицы»

• Исследование маховых и пуховых перьев.

• Почему у водоплавующих птиц лапы с перепонками?

• У кого какой клюв?

• Из чего птицы строят гнёзда?

9. Практическая деятельность

•Заготовка корма для птиц

•Изготовление кормушек, скворечников

•Подкормка и наблюдение за птицами

•Выставка детских рисунков «Птицы на кормушке»

•Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

10. Использование ИКТ

• Использование презентаций «Птичий двор», «Зимующие – перелётные птицы», «Самые интересные птицы»

• Игра «Узнай по голосу (звуку)» (звуки весеннего леса, зимнего леса, осенний отлёт, голоса птиц)

• Интерактивные игры «Кто на кормушке лишний», «Найди маму птенцу», «Что сначала, что потом» (этапы развития, «Узнай птицу по силуэту»

• Видеофильмы из серии «Всем ребятам о зверятах» (Страус Олли, Питер – императорский пингвин»)

• Мультфильмы «Пингвинёнок Лоло», «Серая шейка», «Цапля и журавль», «Гадкий утёнок»

Заметка. Дети сами приносят художественную литературу, мультфильмы, энциклопедические книги о птицах. Мы знакомимся с материалами, обмениваемся впечатлениями, узнаём что-то для себя новое и делаем выводы о нашем отношении к птицам (педагог –наставник)

11. Музыкальная деятельность (пение и слушание музыки, мелодий, песен о птицах)

III этап – заключительный (подведение итогов)

• Презентация проекта (фотоотчёт)

• Организация птичьей столовой на территории детского сада

• Праздник - развлечение «Встреча жаворонков»

• Сооружение птичьего столба

•Создание паспорта птиц средней полосы

Результаты реализации проекта :

•Созданы необходимые условия в ДОО по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих и перелётных птиц (организована птичья столовая, вывешены скворечники, сооружён птичий столб, собран иллюстративный, дидактический материал).

•Детьми усвоены знания о птицах (строение, названия, особенности поведения, роль в природе и жизни человека).

•Находясь возле кормушек, рядом с птицами, ребята научились соблюдать правила поведения:

громко не кричать, не делать резких движений,

не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки,

корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам, а на выходные надо оставить больше.

•Вызвали интерес у детей и родителей к птицам, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой, наблюдения). На каждом участке находится, как минимум, по 2 кормушки (11 участков, есть кормушка у центрального входа и на птичьем столбе – всего 24 кормушки, и все они находятся под присмотром педагогов и ребят т. е. никогда не пустуют.

•Развили у детей любознательность, творческие способности, коммуникативность.

Педагогический проект - фото
Публикации по теме:

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Наши друзья — птицы»
Опубликовано: 16 марта 2015 в 14:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД