Ирина Ямалиева
Педагогический проект «Пасхальный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Актуальность проблемы
2. Цель и задачи
3. Этапы проекта
4. Паутинка проекта
5. Планируемые результаты
6. Положительный опыт
7. Приложение
Актуальность проблемы
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные
праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в
поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу».
Мы отмечаем много замечательных православных праздников. Но именно
Пасха считается самым главным из них. Этот светлый и добрый весенний
Публикация «Педагогический проект „Пасхальный калейдоскоп“» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
праздник приносит нам веру, надежду и, конечно, любовь. А как же
рассказать ребёнку о пасхе? Церковь - деликатная тема. Есть родители
верующие, есть- неверующие, но те и другие в какой-то мере отмечают этот
праздник. Именно в нём заключается основной смысл православной веры –
сам Бог стал человеком, умер за наше счастье и, воскреснув, избавил людей
от власти смерти и греха. Именно поэтому в пасхальный день все люди
говорят: «Христос Воскрес!» - и отвечают: «Воистину воскрес!»
Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и
обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие
нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей
нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Вид проекта : познавательный, творческий,краткосрочный, групповой
Цель: Сформировать у дошкольников представления о русской
национальной культуре, традициях и обычаях русского народа.
Задачи:
Обогатить и расширить знания детей о православном празднике
Светлой Пасхи;
Создать условия для самостоятельного ознакомления детей с
историей и традициями своего народа;
Формирование патриотических чувств у дошкольников, на
основе приобщения к традициям русского народа;
Развивать умение сравнивать и анализировать;
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения,
исследования и создания объектов творчества;
Развивать умение передавать свои чувства от приобщения к
традициям своего народа в рисунках и поделках;
Пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о
православных традициях своего народа;
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность,
трудолюбие,
Любознательность и наблюдательность ко всему окружающему.
Привлечь родителей как участников образовательных отношений к
получению дополнительных знаний о празднике Пасхи и
применению знаний на практике в семье;
Этапы проекта :
Подготовительный этап:
-обсуждение целей и задач проекта
- поиск и анализ научно-популярной и художественной литературы по
данной теме;
- планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию
проекта;
- обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта;
- использование дидактических и подвижных игр в свободной деятельности
детей;
- подбор рисунков, фото, презентаций, мультфильмов по данному проекту;
Основной этап:
Создание условий для реализации проекта
- Занятие онлайн (конференция zoom) : Художественно-эстетическое
развитие (Рисование) Тема: «Пасхальное яйцо»
-Видеофильм «Что такое праздник пасха», видеоролик украшение
пасхальных яиц.
-Беседа «Почему мы красим яйца?»
-Чтение Е. Шаломонова. «К празднику Пасхи», русской народной сказки
«Колосок»
-Экспериментирование «Яйцо — подводная лодка».
-Презентация «Пасхальная история»
-Бабушкины загадки
-Лепка «Пасхальное яйцо»
-Чтение стихов
- Проведение игр: «Скатывание яиц с деревянного лотка»,«Волчок»
- Консультация для родителей
«Как объяснить ребенку, что такое Пасха?»
Заключительный этап:
- совместное мероприятие по результатам проведенной работы.
Паутинка проекта
Подготовительный этап
- подбор и анализ научно-популярной
и художественной литературы по
данной теме;
- планирование предстоящей
деятельности направленной на
реализацию проекта;
- обеспечение дидактического
комплекта для реализации проекта;
- подбор рисунков, фото, презентаций,
мультфильмов по данному проекту;
-взаимодействие с родителями,
детьми, педагогами
Основной этап
- Занятие онлайн (конференция zoom) :
Художественно-эстетическое развитие
(Рисование) Тема: «Пасхальное яйцо»
-Видеофильм «Что такое праздник
пасха», видеоролик украшение
пасхальных яиц.
-Беседа «Почему мы красим яйца?»
-Чтение Е. Шаломонова. «К празднику
Пасхи», русской народной сказки
«Колосок»
-Экспериментирование «Яйцо —
подводная лодка».
-Презентация «Пасхальная история»
-Бабушкины загадки
-Лепка «Пасхальное яйцо»
-Чтение стихов
- Проведение игр: «Скатывание яиц с
деревянного лотка»,«Волчок»
- Консультация для родителей
«Как объяснить ребенку, что такое
Пасха?»
Итоговый этап
- Выставка работ «Пасхальный
калейдоскоп»
Воспитатели
родители
дети
Формы реализации проекта : беседа, наблюдение, рассматривание,
исследовательская деятельность, занятия, проблемныя ситуации, чтение
литературы, подвижные игры, совместная деятельность педагогов, детей и
родителей.
Полученные результаты:
Дети обогатили и расширили знания о православном празднике
Светлой Пасхи;
Создали условия для самостоятельного ознакомления детей с
историей и традициями своего народа;
Сформировали патриотические чувства у дошкольников, на
основе приобщения к традициям русского народа;
Развили умения сравнивать и анализировать;
Развили воображение, мышление в процессе наблюдения,
исследования и создания объектов творчества;
Развили умение передавать свои чувства от приобщения к
традициям своего народа в рисунках и поделках;
Дошкольники пополнили и обогатили словарный запас и их
знания о православных традициях своего народа;
Воспитали коммуникативные навыки, самостоятельность,
трудолюбие,
Любознательность и наблюдательность ко всему окружающему
Привлекли родителей как участников образовательных
отношений к получению дополнительных знаний о празднике
Пасхи и применению знаний на практике в семье;
Положительный опыт
Для участников проекта :
Формирует партнерские отношения между участниками проекта :
Ребенок – педагог; ребенок - родитель; педагог – родитель; родительпедагог.
Для ребенка-дошкольника:
Дети получают новые знания, проявления творческой активности в
процессе выполнения продуктов деятельности.
Для родителей:
Получают новые знания по теме проекта, расширение возможности
сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя
их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом
заданий.
Для педагогов :
Продолжение освоения метода проектирования – метод организации
насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять
образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно
развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Приложение
1. Видеофильм «Что такое праздник пасха» : https://clck.ru/MzqKr
2. Видео ролик «Украшение пасхальных яиц» : .https://clck.ru/MzzU6
3. Экспериментирование «Яйцо — подводная лодка», :
https://clck.ru/MzzJY
4. Бабушкины загадки: https://clck.ru/MzrNa
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=246880723098771343&text=бабушкин
ы+загадки+для+детей. Загадки+с+отгадками
5 Лепка «Пасхальное яйцо»- .https://clck.ru/MzzZT
6. Конспект занятия онлайн
Художественно - эстетическое развитие: Рисование
Подготовительная группа
Тема: «Пасхальное яйцо»
Цель: Создать условия для формирования у дошкольников
духовного, нравственного и личностного отношения к традициям
русского народа.
Задачи:
Расширить знания детей о христианском празднике «Пасха»
Прививать чувство уважения к народным традициям.
Научить декоративному оформлению пасхальных яиц
(проводить наклонные, дугообразные, волнистые линии).
Развивать образное и творческое мышление, наблюдательность.
Развивать у детей чувство цвета.
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям.
Предварительная работа: Рассказать детям о праздновании
Пасхи, об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении
этого действия.
Оборудование:
- демонстрационный материал: иллюстрации о праздновании
Пасхи, образцы Пасхальных яиц.
- раздаточный: тонкие кисти, краски, баночки с водой,
салфетки, палитры для смешивания красок, простой карандаш,
лист белой бумаги
Ход занятия:
Воспитатель: (показывает куриное яйцо)
- С каким русским праздником символизируется яйцо?
Дети: Пасха
Воспитатель: (читает стихотворение)
«На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
Пасхальный звон, и яйца с куличами.
Берёзки встали белыми свечами.
И над землёй несё тся благовест:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!»
Воспитатель показывает иллюстрации о праздновании Пасхи :
- Пасха – самый главный праздник христианской церкви. Её называли
Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. В Пасхальную ночь
христиане (люди, верующие в Христа) идут в церковь на службу.
Заканчивается служба Крестным ходом вокруг церкви. Повсюду звучит
колокольный звон (звучит запись колокольного перезвона).
Ранним утром люди выходили на улицу посмотреть как «играет солнце» и
по нему они предсказывали, какой будет урожай.
«На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему
урожаю». «На Святой дождь – добрая рожь».
«На Святой гром – к урожаю»
Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если
пасмурная – лето будет сухое.
- К празднику Пасхи приготовлялись особые блюда – «пасха» из творога,
кулич, крашеные яйца. Целую неделю люди ходили друг к другу в гости,
поздравляли друг друга с праздником, обменивались пасхальными яйцами и
христосовались (целовались, при этом один говорит «Христос воскрес!», а
другой отвечает «Воистину воскрес!».
Воспитатель: А какие блюда готовят на праздник мамы и бабушки
Дети: Делают выпечку (печенье с творогом, куличи) и еще красят яйца
Воспитатель: Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а
расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то
говорят, что он пишет картину или узор.
- Посмотрите (рассматривание образцов) элементы узора, которыми
можно украсить силуэт яйца
- солнце (в виде круга с точками и завитками, звезды разной формы и с
разным количеством лучей
- растительные элементы (листок, трилистник, ветка, бутон, цветок)
- элементы знакомых росписей народно-декоративного искусства.
Дети: (рассуждают, сравнивают, делают выводы)
Каждую «писанку» системой условных линий можно разделить на части.
Элементы расположены внутри участков или на пересечении линий, они
располагаются симметрично, образуя единый орнамент.
Для того, чтобы «писанка» получилась яркой, используем краски, их
можно смешивать на палитре для получения нужного оттенка.
Воспитатель: А теперь немного отдохнем
Физ минутка
Грачи летели, машут руками, изображая птиц
Все люди глядели.
Грачи садились, приседают, руки опускают за спиной
Все люди дивились. как бы складывают крылья.
Сели, посидели, делают взмахи руками «крыльями»
Взвились, полетели встают, делают вид, что летят
Полетели, полетели
Песенки запели. Звук «Кра – кра»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать художниками?
Дети: Да
Воспитатель: Прежде чем начнем работать поиграем с пальчикими.
Пальчиковая гимнастика: «Две курицы»
В сарае две курицы жили большие пальцы поднимаем, сгибаемЦыплят на прогулку водили разгибаем в ритме текста
Цыплят на прогулку водили постепенно разгибаем остальные пальцы
За каждой ходили четыре ребёнка, дотрагиваемся подушечкой большого
Четыре красивых послушных цыплёнка. пальца до кончиков остальных
Четыре красивых цыплёнка пальцев в ритме текста
Цыплята любили все вместе гулять, пальцы переплетаем, быстро ими
Толкаться, пищать, червячков искать. шевелим
Как только стемнеет – все к мамам бегут пальцы сгибаем, прижимаем
Прижмутся друг к другу и сразу заснут. к ладони
Воспитатель: Сначала нужно нарисовать яйцо. Какой оно формы?
Дети: Овал
(сначала рисуют силуэт яйца в воздухе, затем на листе бумаги).
Объяснение и показ способов выполнения работы:
- простым карандашом (без нажима) разделить силуэт яйца пересекающимися
линиями в разных направлениях, обязательно от края до края
- нарисовать элементы узора внутри свободного пространства
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
( Пока дети выполняют работу воспитатель беседует с детьми:
Ребята, а вы знаете, почему яйцо называют символом жизни? ( ответы: потому
что из яйца вылупляется живой птенец). Да, поэтому на Пасху дарят яйца – как
символ будущей жизни. Праздник продолжается целую неделю. Во время
пасхальной недели принято ходить в гости, угощаться куличами и
обмениваться крашеными яйцами.
Итог занятия:
Дети рассказывают, каким узором раскрасили яйцо. Воспитатель совместно с
детьми рассматривают работы, отмечают лучшие.
Воспитатель благодарит детей за выполненные работы, за их старание,
предлагает подарить его близкому человеку.
7. Беседа «Почему мы красим яйца?»
Цель: рассказать детям о традиции красить яйца на Пасху.
«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе.
Пасха - это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди
приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало
«Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца.
Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни.
Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца?
Призадумалось яйцо:
Кто же я, в конце концов?
Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?
- А, как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему?
- Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил
жизнь.
Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как
знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца.
Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали
окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали
даже свои мысли.
Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток,
которые линяли.
Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали
в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.
Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье,
что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней,
если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где
пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких
несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего
равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте
внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим
четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
Игры на Пасху
Цель: Формировать элементарные представления о празднике Пасха.
Игра «Найди яйцо» :
воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им
закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его
на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.
Игра «Катание яиц» :
воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую
самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с
горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.
Игра «За двумя зайцами» :
воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье
предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два, и они
раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.
Игра «Найди крашенку»
Ещё до прихода детей разложите крашенки в доме так, чтобы их было не
слишком легко отыскать. Если к вам придёт много детей, то разделите их на
команды. Награда за все найденные яйца – сладости и куличи.
Игра «Яркий волчок»
Варёные яйца очень хорошо вращаются. Каждому ребёнку дайте по
крашенке. По команде каждый участник раскручивает свою. Выигрывает
тот, чьё яйцо крутилось дольше всех.
Игра «Горки»
Предложите маленьким проказникам катать яйца с импровизированной
горки, которую вы сделаете из самой обычной дощечки или картонки. Чьё
яйцо укатится дальше всех? Победителю вручите маленький сувенир и
продолжайте игру снова.
Консультация для родителей:
«Как объяснить ребенку, что такое Пасха?»
- Христос воскресе!
- Воистину воскресе!
Так приветствуют друг друга люди в этот день, день Воскресения Христова,
день Пасхи. Сотни верующих, в чистых и светлых одеждах, еще до
полуночи, стекаются к Храмам. С замиранием сердца они ждут начала
великого праздника. И вот, Пасхальный огонь, уже освящает собравшихся
людей, вовсю звенят колокола, радостно возвещая всем о начале Пасхи –
великого дня!
Праздник Пасхи, у христиан, праздник победы Иисуса Христа над смертью,
умершего за грехи наши, но воскресшего. Избавление от всего греховного.
Это самый главный церковный праздник. Он же самый пышный, светлый и
нарядный.
Торжество Пасхи немыслимо без Пасхального огня. Огонь этот,
символизирует Свет Божий, который освящает людей, даруя им
просвещение. В главных храмах страны ждут Благодатного огня из Храма
Гроба Господня, который сходит в канун перед Пасхой. Это настоящее
чудо! Огонь рождается ниоткуда, загорается, даруя людям счастья и
укрепляя их веру. Из Храма Гроба Господня его переправляют и к нам. От
него зажигают лампады и свечи, так он и путешествует по стране. Многие
сохраняют огонь в лампаде и после службы, поддерживают его в течение
года.
Так же, на Пасху, играют колокола, не только звонари, а и любой
желающий, в это время, может позвонить в колокола, возвещая о
Воскресение Христа. Обязательны, в этот день, и пасхальные угощения.
Конечно же, это куличи, освященные в храме. Величие Пасхи
просматривается даже здесь: кулич по сути, это обычный хлеб который мы
едим каждый день, но один раз в году, он становится праздничным,
торжественным. Раньше каждая порядочная хозяйка имела свой рецепт
приготовления кулича. А правильно приготовленный кулич, не портится в
течение сорока дней. Крашеные яйца – неотъемлемая часть Пасхи, их не
только кушают, но и обмениваются, а также дарят кому-нибудь.
Празднуя Пасху не забывайте, что в этот день оставляется все плохое и
злое. А человек, после молитвы, с чистым сердцем и душою выходит на
встречу доброму и хорошему. Просто помните об этом, празднуя
воскрешение Иисуса Христа и победу его над смертью. Радуйтесь всему,
ведь Пасха, символ вечной жизни