Папки-передвижки

Педагогический проект по детскому экспериментированию с комнатными растениями «Хорошо быть волшебниками»

Елена Шураева
Педагогический проект по детскому экспериментированию с комнатными растениями «Хорошо быть волшебниками»

1. Педагогический проект «Хорошо быть волшебниками». Проект групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский, экологический. Проводился в средней группе с января 2015 года, по май 2016.

2. Актуальность: Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него

Публикация «Педагогический проект по детскому экспериментированию с комнатными растениями „Хорошо быть волшебниками“» размещена в разделах

возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер. Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно -действенного и эмоционально - чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности, развитие интереса к экспериментированию с живой природой.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

3. Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

По мнению академика Г. Я. Ягодина наша общая цель – «…научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб самому себе».

4. Цель: Для педагога : Создание условий для формирования и развития детского экспериментирования с живой природой, воспитание экологической культуры детей.

Для детей: Формирование и развитие интереса к экспериментированию, развитие экологической культуры

Для родителей: Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.

Формирование у детей познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения к комнатным растениям.

5. Задачи проекта :

• Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

• Формировать знания детей о комнатных растениях, дать представление об их строении, значимости; углубить знания о приемах по уходу за ними.

• Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

• Активизировать речь, обогащать словарь детей.

• Развивать эмоциональную отзывчивость.

• Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

• Формировать партнерские отношения между детьми, педагогами и родителями.

6. Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Предполагаемый результат:

раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности

формирование стойкого интереса к экспериментированию

повышение экологической культуры детей

развитие мышления, эмоциональной сферы дошкольников

формирование у детей бережного отношения к комнатным растениям

7. Информационно-проектировочный этап

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников, в частности о комнатных растениях; подбор художественной литературы

2) Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний по поставленной проблеме;

3) Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях

4) Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

5) Составить картотеку дидактических игр.

Итоги анкетирования родителей на тему:

«Что Вы знаете о комнатных растениях

Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» я провела анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 17 человек (71%). Анкета состояла из 7 вопросов.

На первый вопрос 100% опрошенных ответили, что любят природу, бережно к ней относятся и комнатные цветы в частности.

На второй вопрос 88 % родителей ответили утвердительно, 2 % - отрицательно, т. к. их дети страдают аллергией, и комнатные растения могут вызвать приступ болезни.

На третий вопрос 100 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.

Отвечая на четвертый вопрос анкеты, 75 % родителей ответили утвердительно, а 24 % - дети не смотрят передачи о животных, 1% - редко

На пятый вопрос 75 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 24 % ответили, что у ребенка нет книг о природе. а у 1% книги есть, но ребенка они не заинтересовали.

Они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, работают с родителями в саду и огороде. 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно подкармливают птиц.

На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом.

По итогам анкетирования я сделала вывод, что родители заинтересованы в реализации моего проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям мною была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию, подобран познавательный материал по теме.

Диагностика детей средней группы по теме: «Комнатные растения».

1. Назови, какие ты знаешь комнатные растения (2-4 растений)

2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (2-4 растений)

3. Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?

4. Назови и покажи части растений.

5. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

Критерии оценки по пятибалльной шкале.

1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.

2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.

3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.

4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Низкий уровень - меньше 2,2

Средний уровень – от 2,3 до 3,7

Высокий уровень – от 3,8 до 5

Итоги диагностики детей подготовительной к школе группе по теме «Комнатные растения».

На первом этапе моего проекта мною была проведена диагностика детей средней группы. Я выяснила, что запас знаний детей по теме «Комнатные растения» небольшой. Затруднения были в ответах на первый вопрос- о названиях растений и третий- о необходимых условиях для жизнедеятельности растений.

По итогам диагностики выявила:

Опрошено 20 человек.

Низкий уровень - 25 % детей, 5 человек

Средний уровень - 60% детей, 12 человек

Высокий уровень -15 % детей, 3 человека.

8. Организационно- исполнительный этап.

- Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению комнатных растений.

Беседы.

«Уход за комнатными растениями», «Что необходимо растениям для жизни, «Откуда к нам пришли домашние растения, «Прихотливые и неприхотливые растения», «Как дети с родителями дома заботятся о комнатных растениях».

9. Дидактические игры.

«Что изменилось?», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Опиши, я отгадаю», «Чего не стало», «Найди растение по описанию».

Дидактические игры были не только познавательными, но и направленными на речевое развитие ребенка. «Угадай по описанию», «О чем так говорят», «Кто больше вспомнит», «Назови слова», «Закончи предложение».

Сюжетно- ролевые игры.

«Цветочный магазин», «Семья», «День рождения».

10. Чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий и заучивание стихотворений по мнемотаблицам.

11. Художественное творчество.

12. Подвижные игры, физкультминутки: «Красивые цветы», «Посадим цветок», «Наши алые цветки».

13. Труд: полив, рыхление почвы, опрыскивание растений из пульверизатора, протирание листьев влажной мягкой тряпкой, очистка фиалок с помощью кисточки.

14. Занимательные опыты.

Цикл опытов мы начали со знакомства со сказкой «О том, как человек приручил растения». Была проблемная ситуация: верно ли, что растению для жизни нужны вода, воздух, почва и свет. Это мы и пытались выяснить. По окончанию опытов, был оформлен альбом «Наши опыты».

15. Работа с родителями.

Работа с родителями началась с анкетирования. Помощь родителей в посадке комнатных лекарственных растений, подбор художественной литературы по теме, проект «Лекарственные растения нашей группы»,родительские консультации и папки-передвижки, создание «Паспорта комнатных растений семьи».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра «Как мы ухаживаем за комнатными растениями»Игра «Как мы ухаживаем за комнатными растениями» Дидактическая игра "Как мы ухаживаем за комнатными растениями" (авторская разработка). Ход игры: Игра 1. Предложить детям рассказать как.

Конспект НОД для детей 3–4 лет «Знакомство с комнатными растениями» .

«Уход за комнатными растениями». Конспект проведения труда в природе Конспект проведения труда в природе «Уход за комнатными растениями» Цель: организовать практическую деятельность детей в природе посредством.

Конспект занятия в подготовительной группе «Уход за комнатными растениями» Цель: Формирование заботливого отношения к комнатным растениям. Программные задачи: Закреплять знания о способах ухода за комнатными растениями.

Консультация «Знакомство с комнатными растениями и уход за ними» КОНСУЛЬТАЦИЯ Тема: «Знакомство с комнатными растениями и уход за ними» Подготовила: Кузьмичева В. А. Ознакомление детей с природой в детском.

Проект по детскому экспериментированию «Мы — юные исследователи» для детей подготовительной к школе группы Актуальность: природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить.

Конспект ОД «Знакомство с комнатными растениями» в средней группеКонспект ОД «Знакомство с комнатными растениями» в средней группе Цель: расширить знания детей о комнатных растениях. Задачи: познакомить детей с новым комнатным растением-хлорофитум отмечая его характерные.

Конспект занятия «Ухаживаем за комнатными растениями»Конспект занятия «Ухаживаем за комнатными растениями» Дети посмотрите наши цветы нуждаются в заботе и уходе. Давайте мы с вами поможем нашим цветам. Взрыхлим землю и польем их. Нужно аккуратно.

Фотоотчет «Уход за комнатными растениями»Фотоотчет «Уход за комнатными растениями» Встречаешь их везде: и в клумбе и в горшке, И в парке, и в саду, и даже на пруду. Поднимут настроение - зеленые растения. Детский сад очень.

Конспект занятия «Знакомство с комнатными растениями» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Учить детей описывать растения, отличая существенные признаки внешнего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по детскому экспериментированию с комнатными растениями «Хорошо быть волшебниками»
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 17:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД