Власова Светлана Владимировна
Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Чистюли»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полянский детский сад «Сказка» муниципального образования
Рязанский муниципальный район Рязанской области
Педагогический проект
в первой младшей группе №2 по формированию
культурно-гигиенических навыков «ЧИСТЮЛИ»
Сроки реализации проекта : декабрь 2023- апрель 2024г. г.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Вид проекта : игровой
Публикация «Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков „Чистюли“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
Проект разработала : Власова С. В
воспитатель 1-ой младшей группы №2
МБДОУ «Полянский детский сад «Сказка»
с. Поляны, декабрь 2024г.
Педагогический проект в первой младшей группе
«Чистюли»
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными;
3. Формировать правила поведения за столом;
4. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей К. Г. Н.
Актуальность:
Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста было замечено, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Предполагаемый результат.
Дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания, вешают полотенце на место. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
.
Мероприятия Ответственные
Собрать литературу по данной теме Воспитатели
Составить план работы
Изготовить д/игры по данной теме
Приобрести наглядный материал (плакаты, иллюстрации)
Подготовить материалы для работы с родителями
Разработать систему мероприятий по формированию К. Г. Н.
Основной этап: срок с 11.01.20г- 30.03.20 г
Мероприятия Ответственные
Беседы с детьми о правилах культуры гигиены
Воспитатели
Пополнение развивающей среды группы по формированию у детей навыков умывания
Чтение художественной литературы в режимные
моменты по теме проекта
Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации по соблюдению К. Г. Н.
Разучивание стихов, потешек о культуре гигиенических навыков.
Оформить книжный уголок «Надо, надо умываться, по утрам и вечерам»
Сделать подборку дидактических игр по теме
Рассматривание сюжетных картин по соблюдению правил поведения за столом
Составить фотоальбом группы по теме проекта
Сюжетно ролевые игры по теме проекта
Заключительный этап:
Мероприятия Срок
НОД «Приключение мыльного пузыря» 15.02.2020 г
НОД «В гостях у Мойдодыра» 30.04.2020 г
План взаимодействия с родителями:
Консультации:
• «Как ухаживать за молочными зубами»
• «Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
• «Как привить детям культурно гигиенические навыки»
• «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»
Родительское собрание:
«Формирование культурно гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет»
Мониторинг реализации проекта :
Диагностика сформированности у детей культурно гигиенических навыков.
План работы по формированию культурно-гигиенических навыков :
Содержание работы Срок исполнения
Ситуативная беседа «Как вести себя за столом»
Цель: Формирование столового этикета Декабрь первая неделя
Дидактическая игра «Подбери предметы личной гигиены»
Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя Декабрь вторая неделя
Дидактическое упражнение «Моем чисто руки и лицо»
Цель: Закрепить последовательность умывания;
Чтение К. Чуковский «Мойдодыр» Декабрь третья неделя
Сюжетно-ролевая игра «В гости кукла к нам пришла»
Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены; активизировать речь детей; помогать детям налаживать взаимодействие в игре Декабрь четвёртая неделя
Игровая ситуация «Купание куклы» Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены;
Разучивание потешки «Водичка – водичка» Январь вторая неделя
Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
Цель: Учить правильно ставить посуду на стол (последовательность) Январь третья неделя
Чтение стихов о культуре гигиенических навыков Ежедневно
Рассматривание картины
«Мама купает Катю»
Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены; активизировать речь детей Январь четвёртая неделя
Экскурсия в среднюю группу.
Цель: Наблюдение за правильностью умывания детей средней группы;
Чтение потешки «Водичка – водичка» Февраль первая неделя
НОД «Приключение мыльного пузыря»
Цель: Доставить радость детям Февраль вторая неделя
Ситуативная беседа «Как правильно вести себя за столом» (ОБЖ) Ежедневно
Игровое упражнение «Накормим куклу Катю»
Цель: Закрепить назначение посуды, последовательность действий; приучать к аккуратности;
Рассматривание сюжетной картины «За обедом» Февраль третья неделя
Беседа с детьми «Кто опрятен, тот приятен»
Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными;
Создание рисунков по теме проекта Еженедельно
Беседа с детьми «Как вести себя за столом»
Чтение стихотворения М. Дружининой «Кто знает волшебное слово» Февраль четвёртая неделя
Чтение сказки «Три медведя»
Цель: Закрепить название посуды и правила поведения за столом Март первая неделя
Игровое упражнение «Делаем причёску»
Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом; развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре Март вторая неделя
Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»;
Разукрашивание капельки.
Цель: Закрепить с детьми навыки личной гигиены; учить раскрашивать рисунки, не вылезая за контур Март третья неделя
Рассматривание и обсуждение семейных фотографий.
Цель: Создание комфортных условий при формировании К. Г. Н. Март четвёртая неделя
Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
Цель: Закрепить последовательность действий;
Дидактическая игра: «Назови действие»
Цель: Определять действия по показу Апрель первая неделя
Оформление фото стенда «Будем чистыми и опрятными» Апрель вторая неделя
НОД «В гостях у Мойдодыра»
Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены Апрель третья неделя
Интеграция образовательных областей:
№ Образовательные области Содержание
1 Познание Беседа «Кто опрятен, тот приятен», «Как вести себя за столом»;
Рассматривание сюжетных картин;
Экскурсия-наблюдение за умыванием детей средней группы
2 Коммуникация Рассматривание сюжетных картин «Мама купает Катю»;
Рассматривание принадлежностей личной гигиены;
Игры ситуации;
Дидактические упражнения
3 Чтение художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр»;
Чтение стихов о культуре гигиенических навыков «Кто знает волшебное слово»;
Сказка «Три медведя»;
Потешка «Водичка – водичка»
4 Социализация Дидактические упражнения «Делаем причёску», «Моем чисто руки и лицо»;
Сюжетно-ролевые игры «В гости кукла к нам пришла», «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»;
Дидактические игры «Подбери предметы личной гигиены», «Назови действие»
5 Труд Самообслуживание, умывание и др.
6 Безопасность Ситуативная беседа «Как вести себя за столом»
7 Музыка Прослушивание песенок о культуре гигиенических навыков
8 Художественное творчество Создание рисунков по теме проекта
9 Физическая культура Сюжетные комплексы общих развивающих упражнений
10 Здоровье Дидактические игры;
Беседы по формированию культурно гигиенических навыков
Приложение
Дидактическая игра «Подбери предметы личной гигиены»
Цели: Учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. Закреплять знания о предметах личной гигиены.
Ход игры: на столе у воспитателя лежат предметы личной гигиены. Воспитатель показывает предмет личной гигиены, каждый ребенок должен показать картинку с таким же предметом личной гигиены, подумать и сказать, почему ему нужен именно этот предмет, и объяснить, для чего он нужен.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Цель: развивать внимание, закрепить знание предметов личной гигиены.
Ход игры: Незнайка приглашает детей поиграть и раскладывает на столе предметы: расческу, зубную щетку, зубную пасту, полотенце, мочалку, мыло. Незнайка предлагает одному из детей посмотреть, что лежит на столе, затем закрыть глаза, сам в это время убирает один предмет. На слова: «Раз, дав, три – посмотри» ребенок оборачивается и отгадывает, какой предмет спрятал Незнайка: «Не стало, например, расчески!» Дети отгадывают по одному или все вместе. После игры Незнайка прощается с детьми, благодарит за помощь.
Дидактическая игра «Маша обедает»
(чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»)
Цели и задачи: приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом, закрепить название и назначение предметов посуды, воспитывать навыки гостеприимства, учить красиво накрывать на стол.
Материалы: (игрушки собачки, кошечки, курочки, игрушечная чайная посуда; муляжи конфет, сушек; миска, блюдечко, глубокая тарелка, салфетки, скатерть, чайник, посуда для чаепития.)
Ход игры:
Воспитатель:
– Здравствуйте, ребята. Сейчас я вам прочитаю стихотворение
«Маша обедает».
Час обеда подошел,
Села Машенька за стол.
Машенька:
Все успела сделать я,
Вот идут мои друзья.
Собачка: Гав, гав, гав!
Машенька: Кто это к нам?
Собачка: Гав, гав, гав!
Машенька: Кто это там?
Собачка:
– Это я, ваш верный пёс,
Ваш Арапка – чёрный нос.
День и ночь
Я дом стерёг,
Наработался, продрог.
Не пора ли обедать?
Машенька:
Добро пожаловать, Арапка,
Иди к столу, но вымой лапки»
(Арапка имитирует умывание).
Кошечка: Мяу-мяу.
Машенька:
Кто ж теперь,
К нам царапается в дверь?
Кошечка:
– Это ваша кошка Мурка.
Мурка – серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли обедать?
Машенька:
– Заходи-ка, кошка Мурка,
Причеши-ка свою шкурку!
(Мурка имитирует причесывание).
Курочка: Куд-куда, куд-куда.
Машенька: Кто ещё спешит сюда?
Курочка:
– Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила.
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать?
Машенька:
– Заходи к нам не стесняйся,
Да почище умывайся!
(Курочка имитирует умывание).
Машенька:
Никому отказа нет,
Подам я каждому обед:
Собачке – в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке-несушке –
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не мелкой.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось стихотворение?
(«Машенька обедает»).
Скажите, что Маша предложила сделать курочке прежде, чем сесть за стол? А вы всегда садитесь за стол с чистыми руками?
(ответы детей, воспитатель помогает детям).
Воспитатель читает:
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
(Раздается громкий стук в дверь, заходит кукла)
Кукла: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, правда, меня никто не приглашал. Я вижу, у вас здесь много вкусного, как раз все, что я люблю: конфеты, пряники, баранки. А я сейчас ужасно голодная!
(Начинает хватать со стола еду грязными руками, сметает со стола крошки, облизывает пальцы, вытирает рот рукавом).
Воспитатель: Ребята посмотрите, кукла совершенно не умеет вести себя за столом. Давайте ей расскажем, как правильно вести себя за столом.
Кукла: А что я сделала неправильно?
Воспитатель: во-первых, ты должна обязательно мыть руки перед едой, и приходить в гости умытой и опрятной. Наши ребята знают про это потешку. Хочешь, мы тебя научим? Делай вместе с нами:
Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик (показываем рукой)
Вымыл носик (показываем рукой)
Вымыл ухо (показываем руками)
Вот и сухо
Ладушки, ладушки, (имитируем мытье рук)
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки, (показываем ладошки, хлопаем)
Вот вам хлеб и ложки
Воспитатель: ты теперь поняла, что за стол нужно садиться чистой?
Ребята, давайте расскажем кукле, какие правила поведения за столом она должна знать.
За столом сиди ровней,
Не клади на стол локтей,
И к тарелке с супом низко
Не склоняйся, словно киска!
Кушать нужно аккуратно.
Аккуратно кушай хлеб
-Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот?
Что упало?
Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку, мясо, рис.
Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок,
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.
Кукла: Спасибо, что подсказали. Что – то я засиделась, пора домой. До свидания.
Дидактическая игра «Угостим кукол»
Цель: Продолжать знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.
Оборудование: Две куклы, детская мебель и посуда. «Чудесный мешочек», предметы для выбора (игрушки и натуральные объекты).
Ход игры: В мешочек складывают 3–4 небольших предмета.
Воспитатель приходит с куклой и просит детей помочь кукле приготовить угощенье для зверюшек, они тоже придут в гости.
Один ребенок по просьбе куклы достает из мешочка морковку для зайки, другой – яблоко для ежика, третий – орешек для белки. Каждый раз в мешочке должно быть 3–4 предмета, так чтобы, кроме нужных, были дополнительные (например, маленький мячик, пластмассовое колечко и др.). Дети, доставшие предметы, держат их в руках.
Воспитатель приносит игрушки зверят.
Дети по очереди угощают их, выбирая при этом, кому дать морковку, орех, яблоко.
Зверюшки радуются, благодарят детей.
Второй вариант
Цель: Продолжать учить детей подражать действиям воспитателя с предметами, обращая внимание на их свойства.
Ход игры: В гости к детям приходят две куклы. Они здороваются с детьми, называют свои имена. Воспитатель предлагает угостить кукол. Ставит на свой стол игрушечную мебель, сажает кукол, перед ними ставит посуду и кормит одну из них. «Маша ест, а Галя нет,– объясняет воспитатель. – Кто будет кормить Галю?» Приглашает одного ребенка, дает ему ложку и медленно показывает действия так, чтобы они были видны всем детям: «Сначала возьмем ложку. Вот так. (Показывает.) Теперь наберем каши. Вот так. (Показывает.) Поднесем ко рту куклы. Где у куклы рот? (Показывает, медленно наклоняет игрушку.) Ешь, кукла». Ребенок повторяет все действия за воспитателем. Затем вызывает поочередно еще 2–3 детей. После этого куклы благодарят детей и уходят.
Дидактическая игра «Чистюли»
Цель: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры: Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные : пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитательница говорит: «Руки».
Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Воспитательница задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?». Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (зубная щетка, паста, мыло, полотенце и т. д.)
Дидактическая игра «Что нужно кукле»
Цель: Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия: Картинки с изображением предметов используемых при умывании, еде, одевании, (мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры:
Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”