Маргарита Пяк
Педагогический проект по формированию здорового образа жизни в младшей группе «Малыши-крепыши»

едагогический проект
по формированию здорового образа жизни в младшей группе
«Малыши-крепыши!»
Проект подготовила:
воспитатель МДОУ поселка Ягельный
Детский сад «Лесовичок»
Пяк Маргарита Владимировна
2018 год
Педагогический проект по формированию здорового образа жизни в младшей группе
«Малыши-крепыши!»
Содержание проекта
1. Паспорт проекта.
2. Пояснительная записка.
3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, ожидаемый результат, результативность.
4. Этапы реализации проекта: подготовительный, основной, заключительный.
5. Список литературы.
Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни в младшей группе».
База исследования: МДОУ поселка Ягельный детский сад «Лесовичок».
Вид проекта: долгосрочный (июнь, июль).
Тип проекта: познавательно-игровой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Итоговое мероприятие: Выставка семейных фотогазет «Мы за здоровый образ жизни».
Условия реализации проекта:
- реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
- индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- реализация различных форм систематической работы с родителями;
- развивающая среда ДОУ:
1) физкультурный зал;
2) тренажерный зал;
4) спортивная площадка (на участке детского сада);
Актуальность
В свете ФГОС содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
М. Монтель.
«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».
Джон Локк.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей - дошкольников. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - одна из основных задач детского сада. Усилия работников учреждения направлены на оздоровление каждого ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни, поэтому мы считаем, что одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Обоснование проблемы:
- малоподвижный образ жизни родителей и детей, плохая двигательная активность;
- невнимание родителей к здоровому образу жизни.
Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Гиподинамия угрожает здоровью наших детей. Многие понимают это понятие упрощенно - как недостаток движения. Но это совсем неверно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Цель проекта: формирование культуры здоровья у детей; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи
Дети
Образовательные:
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
Ожидаемый результат: Обогащение опыта детей о здоровом образе жизни.
2. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Ожидаемый результат: Укрепление здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий, таких как сюжетно-ролевые игры «Больница», «Полезный завтрак»; Беседы «Где живут витамины?», «Безопасность в группе»; Рассматривание алгоритма умывания при КГН; гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья»; подвижные игры на улице и т. д.
Развивающие:
1. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
Ожидаемый результат: Наличие мотивации и осознанной потребности у детей в ведении здорового образа жизни.
2. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Ожидаемый результат: Умение выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
Ожидаемый результат: Наличие мотивации и осознанной потребности у детей в ведении здорового образа жизни.
Родители
1. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Ожидаемый результат: Укрепление связи между детским садом и семьей.
2. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей потребности и мотивации к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания у детей потребности и мотивации к ЗОЖ.
Педагог
1. Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс (игротерапия, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, закаливание, физкультурные занятия, пальчиковая гимнастика, динамические паузы).
Ожидаемый результат: Сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
2. Разработать перспективный план и систематизировать материал для работы по формированию мотивации у детей к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат: Разработка перспективного плана для работы по формированию мотивации у детей к ЗОЖ.
Принципы реализации проекта
1.Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
2.Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4. Динамичность – интеграция образовательных областей.
Формаработы с детьми и родителями:
- Индивидуальная;
- Групповая.
Работа с родителями
• Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье».
Цель: выявление отношения родителей к здоровому образу жизни, соблюдению принципов здорового образа жизни в семье.
• Консультация «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».
Цель: формировать представления у родителей о том, как правильно одевать ребёнка в холодное время года.
• Создание рубрики в родительском уголке «Если хочешь быть здоров».
Цель: ознакомление родителей со способами оздоровления детей в семье.
Планирование работы
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Подборка методического и дидактического материала.
2. Подборка художественной литературы.
3. Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.
4. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
5. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
6.Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье»
7. Привлечение родителей к реализации проекта.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Ежедневная работа с детьми:
• Утренняя гимнастика.
• Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
• Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
• Физкультминутки
• Подвижные игры в группе, на улице
• Воспитание культурно-гигиенических навыков.
• Воспитание культуры поведения за столом.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итоговое мероприятие
• Выставка семейных фотогазет «Мы за здоровый образ жизни».
• Результат по проекту здоровый образ жизни.
• Результат по анкетированию для родителей «Здоровый образ жизни в семье».
Цель: приобщать родителей к ведению здорового образа жизни к семье.
Содержание работы по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.
• Дидактическая игра «Правила чистюли».
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
• Д/и «Искупаем пупсика».
Цель: Формирование представления о культурно-гигиенических навыках.
• Беседа «Безопасность в группе».
Цель: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут быть опасными. Формировать у детей основы культуры безопасности.
• Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цель: учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.
• Сюжетно-ролевая игра «Полезный завтрак»
Цель: формировать у детей представления о полезных продуктах, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
• Трудовое поручение «Поможем няне накрыть на столы».
Цель: воспитывать желание помогать взрослым.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Подвижные игры в группе и на улице
• Физкультминутки, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики.
• Физкультурные занятия.
• Утренняя гимнастика
• Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья»
Цель: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях в детском саду».
Цель: уточнить знания о работе сотрудников детского сада,закрепить названия профессий: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, прачка»; дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми.
• Ситуативный разговор «Где живут витамины?»
Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья.
• Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН
Цель: формировать умение пользоваться алгоритмом при умывании, проговаривать действия.
• Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены»
Цель: закреплять название и функции различных гигиенических предметов
• Игра «Собери в корзинку овощи, фрукты и ягоды»
Цель: закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах.
Цель: развивать воображение, мышление, речь; закреплять знания о пользе тех или иных продуктах.
•Беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»
Цель: Знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; воспитывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты.
•Чтение: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».
•Проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка», «Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки», «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться!», «Доктор, доктор,как нам быть: уши мыть или не мыть?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Аппликация «Корзинка с витаминами».
• Лепка «Огурец и морковь.
Заключение
•Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой.
•Познавательная ценность: У детей и их родителей повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания.
•Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Риски:
- непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации;
- слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления
Индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.
Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Результат по проекту здоровый образ жизни
Здоровье является критерием взаимоотношения детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливание детей, занятий, бесед, соблюдение правил СанПина. В первой смешанной группе 13 детей имеют I группу здоровья, 5 детей – II группу здоровья, один ребенок с ОВЗ.
В течение двух месяцев проводилась оценка физического развития. На основе мониторинга можно сделать вывод, что дети имеют представление о здоровом образе жизни. 85% детей имеют высокий уровень освоения знаний по проекту, 15 % детей имеют низкий уровень.
Воспитатели группы выполняют работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий. Педагогами ДОУ ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни.
Задачи проекта, поставленные в начале проекта, максимально выполнены.
1. укрепила и охраняла здоровье детей;
2. сформировала навыки здорового образа жизни;
3. сформировала первоначальные простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;
4. управляла правильным физическим развитием детского организма, повышала его сопротивляемости инфекциям;
5. воспитала у детей привычку к аккуратности и чистоте, привила культурно
-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
6. повысила интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
Запланированные виды деятельности были осуществлены.
Обратила внимание на риски проекта и устранила их все формы организации проекта были выполнены ежедневно.
В результате реализации данного проекта, поставленные задачи были реализованы в полном объеме. Повысился уровень физической подготовленности детей.
Родители проявили большую заинтересованность в данном направлении,это выразилось и в желании оказывать помощь разного рода:
Изготовление своими руками семейных фотогазет.
Заполнение анкеты «Здоровый образ жизни».
Ознакомление с информацией по закаливанию на информационном стенде.
Вывод по анкетированию для родителей «Здоровый образ жизни»
Из проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что родители уделяют внимание проблеме здоровья детей и готовы взаимодействовать с детским садом. Многие родители вместе с детьми активно занимаются физкультурой, совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты в укреплении здоровья ребенка. Причиной заболеваний являются предрасположенность детей к заболеваниям.
18 родителей отметили, что занимаются физкультурой и спортом. Большая часть родителей считает, что питание в семье рациональное. У 16 родителей в семье отсутствуют вредные привычки. 18 родителей имеют представление о здоровом образе жизни, так как читают данную литературу. Здоровым образом жизни родители считают физкультуру, полноценный отдых, прогулки на свежем воздухе, правильное питание, режим, закаливание.
№ вопроса Вопрос Количество человек
1 Читаете ли вы литературу о здоровом образе жизни? 18 -иногда
1 -да
1-нет
2 Используете ли вы полученные знания в воспитании ребенка? 17 -да
3 – иногда
3 Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым? 16-да
1-иногда
3-нет
4 Делаете ли вы утреннюю зарядку? 13-да
2-иногда
5-нет
5 Есть ли у вас или у других членов семьи вредные привычки? 16-нет
1-иногда
3-да
6 Как вы организуете питание в вашей семье? 16-питаются регулярно
3-полноценное питание
1-предпочтение отдаете каким –то одним видам продуктов
7 Как воздействует на вашего ребенка климат в семье? 20-положительно
8 Воздействуете ли вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? 18-да
2-иногда
9 Занимаетесь ли вы физической культурой и играми вместе с детьми? 18-да
2-иногда
10 Занимаетесь ли вы закаливанием детей? 14-да
2-иногда
4-нет
11 Вы сами здоровы? 19-да
1-нет
12 Часто ли болеет ваш ребенок? 8-да
12-нет
13 Каковы причины болезни вашего ребенка? наследственность
предрасположенность к болезням
14 Что вы считаете здоровым образом жизни? физкультура, полноценный отдых, прогулки на свежем воздухе, правильное питание, режим, закаливание
Список используемой литературы:
• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва Линка – Пресс 2009 г.
• Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
• Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
• Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
• Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие М., 2004 г.
• Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
• Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л. В. Кочетковой. М., 2007г.
• Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
• Савельева Н. В. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
