СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Педагогический проект по развитию мелкой моторики с использованием пальчиковых игр «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Название проекта : "Веселые пальчики"
Продолжительность проекта : краткосрочный
Тип: познавательно - игровой, развитие речи.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : ноябрь 2021.
Актуальность проекта
Публикация «Педагогический проект по развитию мелкой моторики с использованием пальчиковых игр „Веселые пальчики“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.
Продолжительность проекта :
4 недели.
Участники проекта :
дети, воспитатели, родители.
Возраст детей:
2 года.
Цель: изучить возможности пальчиковой гимнастики в развитии речи детей раннего возраста.
Задачи проекта.
1. Теоретические задачи.
- изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого педагогические, технологические условия проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей раннего возраста.
- выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста.
- выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук.
- выявить индивидуальные способности детей в развитии пальчиковой гимнастики.
- проанализировать влияние пальчиковой гимнастики на овладение правильной и образной речи детей раннего возраста.
2. Практические задачи.
- разработать систему форм и методов, помогающих решению проблемы развития речи у детей раннего возраста.
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
- взаимодействие с родителями в обогащении предметно-развивающей среды и создания условий для накопления ребенком навыков и умений по мелкой моторике, по работе и играм с пальчиками у детей раннего возраста.
Объект проекта : процесс речевого развития детей раннего возраста.
Предмет проекта : пальчиковая гимнастика.
1. Организационно-подготовительный.
-изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме;
- постановка цели и задач, составление плана работы;
- анкетирование родителей;
– разработка консультаций для родителей;
–диагностика (первичная) уровня сформированных навыков развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.
2. Практический
-пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала;
- обогащение развивающей среды;
- составление перспективного плана проектной деятельности;
- подборка упражнений для пальчиковой гимнастики;
- совместная деятельность с родителями;
- практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей.
3. Заключительный этап
- видеоролик пальчиковой гимнастики;
- оформление проектной деятельности;
- анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Формы работы с детьми:
1. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек.
2. Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
3. Народные игры с ладошками;
4. Игры с природным материалом;
5. Игры с предметами домашнего обихода;
6. Игры с песком и водой;
7. Дидактические игры;
8. Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 неделя
- Игры с крупой «Найди шарик»
- Д/и «Волшебные замочки»
- Массаж: «Крутись, карандаш» Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев.
- Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Огни в окнах домов»
- Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Заборчик для избушки»
- П/игра «Ловим мыльные пузыри»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Наши пальчики друзья», «Деревья»
- Игры с прищепками «Дополни картину» (к тучке – капельки дождя)
- Беседа для родителей “Пальцы помогают говорить”.
- Настольная игра «Мозаика».
2 неделя
- Д/и «Большие и маленькие мячики»
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками»
- Игры с водой «Рыбалка»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Дождик», «Самолет»
- Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно,
красную отдельно).
- Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Узор для платья куклы»
- Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Баранки для Мишки»
- П/игра «Солнышко и дождик»
- Игры с прищепками «Дополни картину» (к морковке или свёкле – ботву)
3 неделя
- Д/и «Найди варежку такую же по цвету»
- Упражнение с массажными мячиками «Испечем мы каравай»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Капуста», «Овощи»
- Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Колеса для машины»
- Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Орешки для белочки»
- Д/и «Бусы»
-Пальчиковая гимнастика «Дом»
- Игры с прищепками «Дополни картину» (к рыбке – хвостик и плавники)
- Памятки для родителей: «Комплекс мер, способствующих развитию рук и
ручной умелости»
4 неделя
- Д/и «Попробуй расстегни»
- Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"
- Художественно-эстетическое развитие (рисование) «На деревья, на лужок тихо падает снежок»
- Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Колобок»
- Игры с водой «Достань, что скажу»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладошки», «Варежка»
- Игры с прищепками «Дополни картину» (к ёжику – иголки)
-Игры с шнуровкой
-Дидактическая игра «Подбери машине колёса»
Заключение
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
• проделанная работа способствовала снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дала ощутить детям радость телесного контакта;
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в новые игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
• возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память.
Новые игры, изготовленные для развития мелкой моторики рук, детей очень заинтересовали. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях и использовать большинство окружающих их предметов для развития мелкой моторики рук своих детей.