Лучший педагог года

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» (1 фото)

комиссарова инна
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» воспитателя 1 младшей группы Комиссаровой И. В.

Актуальность темы

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

Публикация «Педагогический проект „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Поэтому у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т. е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.

Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?

Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Перед собой я поставила цель.

Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Для достижения цели были обозначены задачи:

1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.

4. Развивать творческое воображение.

5. Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога.

6. Совершенствование движений рук.

7. Консультирование педагогов и родителей по формированию речевого развития детей.

Вид проекта : групповой, игровой, долгосрочный.

Участники проекта : воспитатель; дети 2-3 лет; родители.

Сроки реализации: учебный год (сентябрь-май).

Показателями эффективности проекта будут считаться :

Уменьшения количества детей с низким уровнем речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики.

Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.

Повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.

I. Подготовительный этап.

Предварительная работа:

1. Отбор и изучение литературы по данной теме.

2. Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики рук.

3. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций

4. Подготовка методического материала по реализации проекта.

5. Оформление памяток, консультаций для родителей.

II. Основной этап реализации проекта.

Работа с детьми.

Оснащение предметно-развивающей среды :

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Атрибуты, имеющиеся в группе:

• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);

• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;

• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;

• сетки для раковины и разноцветные ленточки;

«липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);

• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Формы работы:

- Диагностика детей на начало проекта (см. прилжение 1.)

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы:

массаж кистей рук;

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

пальчиковый театр;

лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д. ;

конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам;

штриховка;

дорисовка (по принципу симметрии);

лабиринты;

дидактические игры;

шнуровка;

игры с мелкими предметами;

паззлы, мозаика.

Описание работы:

Для работы с детьми по данному направлению мною разработан перспективный план работы на год. (см. приложение 3)

1. Пальчиковые игры.

2. Изодеятельность и развитие мелкой моторики.

3. Развитие графических навыков.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Использование их в работе помогает координировать движение, развивать чувство ритма, память. Эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. В своей работе я использовала пособие "Пальчиковые шаги" (авторы Е. И. Чернов и Е. Ю. Тимофеева). В нём представлены различные варианты работы для обеих рук.

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Игры с предметами. «Веселые прищепки» – в эту игру можно играть с детьми всех возрастных групп, усложняя по мере овладения детьми определенных навыков.

«Разноцветные фигуры». Дети выкладывают из строительного материала различные фигурки, по образцу воспитателя или самостоятельно придумывая узор. Эти упражнения я использовала на занятиях по конструированию, а так же в свободное время.

Игры-мозаики, игры-шнуровки являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка, и они подходят для детей разного возраста.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности – лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

Рисуют дети в нашей группе всегда! Рисуют на песке, песком, пальчиками и ладошками, ватными палочками и кисточками для клея. На асфальте, на снегу, в самодельных блокнотах-малышках и на рулонах обоев, раскатанных на несколько метров.

.

А еще я учила детей рисовать пластилином. Мне очень по душе такой вид как пластилинография. По моему мнению, такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми людьми.

С малышами, вначале, мы учились отщипывать маленький кусочек и примазывать его к листу картона. Потом скатывать из кусочка пластилина жгутик или шарик. Очень важно на этом этапе обучения красиво оформлять работу. Поделки, выполненные в соавторстве с педагогом, приносят детям большее удовлетворение. Можно просто скатать шарики из пластилина, а если шарики превратились вдруг в ягоды рябины на веточке! Подготовка к таким занятиям требует от воспитателя много времени и воображения, но это того стоит.

Работа по развитию графической моторики ведется с самого раннего возраста. В работе с детьми младших групп, это самые простые задания: «Покажи дорогу зайке до морковки», «Нарисуй елочке ветки», где ребенок проводит линии, стараясь не заехать за границы рисунка.

Хочется отметить, что перечисленные игры и задания необходимо использовать в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.

Еще важным фактором успеха является совместная деятельность взрослого и ребенка. Я стараюсь «заразить» детей своей деятельностью. Порой бывает не просто научить малыша, например, застегивать и расстегивать пуговицы, но на помощь приходят игры, в основном сделанные своими руками. Ведь помочь ежикам собрать урожай яблок на много интереснее, чем застегивать пуговицы на рубашке.

2. Работа с родителями:

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.

Был разработан план работы с родителями. (см. приложение 4) Организованы консультации: «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», Развиваем руки, чтобы учиться писать», также проводились родительские собрания на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

В родительском уголке помещала рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками», «Развитие графических навыков».

Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимали участие в традиционных выставках детского сада. Таким образом, получив необходимые знания, родители стали уделять больше времени занятиям с детьми по развитию мелкой моторики.

Подходит к концу мой проект в 1 младшей группе, с детьми 2- 3 лет. Вооружившись своим опытом и опытом моих коллег, продолжая изучать методические разработки, я снова и снова убеждаюсь, что только ежедневные занятия с детьми дают свои результаты.

Обмен опытом

Невозможно движение вперед без пополнения багажа знаний. Именно поэтому я стараюсь не пропускать методические объединения, выступление коллег, публикации в интернете материалов на волнующую меня тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

В будущем, я планирую дальше изучать интересующую меня тему. Находить новые методические приемы, которые будут способствовать формированию графических навыков и развитию мелкой моторики рук. Пополнять копилку дидактических игр самостоятельно разработанными играми. Организовать работу кружка «Умелые ручки».

III. Заключительный этап.

Систематизация материалов, подведение итогов:

1. Проведение контрольного диагностического обследования в конце года (см. приложение2)

2. Анкетирование родителей.

3. Итоговое занятие.

Ожидаемый результат:

Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Результативность:

У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.

Вывод:

Подбор дидактических пособий и проведение пальчиковых игр дал положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. На основании проведенной диагностики на начало и конец проекта мы видим уменьшения количества детей с низким уровнем развития мелкой моторики. У каждого ребенка можно отметить пусть и не овладения навыками лепки, рисования, конструирования, но устойчивый интерес к этим занятиям и стремление к результативности своей деятельности. А у восьми человек из группы отмечается значительное развитие мелкой моторики по отдельным видам деятельности. Поэтому в дальнейшей работе нужно будет обращать особое внимание на тот вид деятельности, который особо привлекателен для ребенка.

Было преодолено дистанцирование родителей от детского сада, повысился рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.

Заключение:

Развитие мелкой моторики рук у ребенка - очень важная задача для родителей и воспитателей.

На игры по развитию мелкой моторики рук стоит отводить не более 10-15 минут. Ребенка не заставляем играть, а вовлекаем в процесс игры. С раннего возраста мы обязаны заложить ребенку то, что поможет ему развиваться дальше.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Публикации по теме:

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 ноября 2020 в 11:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД