Светлана Ладина
Педагогический проект по экологическому воспитанию «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Работая с детьми старшей группы, обратила внимание на то, что в повседневной жизни дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают цветы. На вопрос «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра полью». На вопрос: «Нужны ли нам растения, и приносят – ли они пользу?» - отвечали «Растения должны расти на улице», «Растения красивые, но от них пользы мало». Затем предложили обсудить всем вместе в группе следующие вопросы:
Публикация «Педагогический проект по экологическому воспитанию „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Что мы знаем о растениях? (выращивают на огороде, очень полезные, содержат много витаминов, употребляют в пищу, чтобы не болеть, их можно добавлять в салаты, первые и вторые блюда, зелень очень вкусная и сочная).
- Что можем и хотим узнать? (откуда берутся растения, последовательность их развития, как правильно выращивать зеленные растения, как ухаживать за ними, что необходимо для их полноценного роста, чем отличаются растения, что у них общего).
- Как мы можем получить новые знания? (обращаться за помощью к воспитателям, родителям, бабушкам и дедушкам; находить информацию в энциклопедии, книгах, детских телепередачах).
На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам, на третий вопрос помогали детям, они дополняли. После чего сделала вывод, что в зимний период и период ранней весны у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Поэтому для решения этой проблемы был создан «огород на подоконнике», который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений, и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.
Цель: Формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
3. Расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений.
4. Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений.
5. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
6. Развивать познавательные и творческие способности детей.
7. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
8. Воспитывать у детей любовь к природе.
9. Формировать партнерские взаимоотношения между воспитателями, детьми и родителями.
10. Создать огород на подоконнике.
Участники проекта : воспитатели, родители и дети старшей группы (5-6 лет).
Продолжительность проекта : 2 месяца.
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Ожидаемые результаты:
- с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- знать строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями.
- уметь делать причинно – следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений, осваивать трудовые навыки по уходу за культурами.
- появление стойкого интереса к развитию растений, бережного отношения к растениям.
- создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за ростом гороха, лука.
- создание альбома по выращиванию растений с родителями в домашних условиях.
- активное участие родителей в реализации проекта.
- создание в группе огорода на подоконнике.
- подготовить рассаду для высадки в огород на участке детского сада.
Формы и методы реализации проекта :
Непосредственно – образовательная деятельность; игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; инсценировки, театрализованные представления; наблюдения, опыты, рассматривание картинок и иллюстраций, чтение художественной литературы, труд в уголке природы, ведение дневника наблюдений.
Новизна разработки:
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
План реализации проекта :
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (1 неделя марта)
1. Подбор художественной литературы; иллюстраций о растениях, растущих в огороде; презентаций;
2. Консультация с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике»».
3. Домашнее задание для родителей: произвести вместе с детьми дома посадку какого-либо растения.
4. Выбор семян, для выращивания в группе на подоконнике.
5. Приобретение посадочного материала: лук, семена гороха, томатов, огурцов, пшеницы и овса. Приготовление земли и емкостей для посадки.
6. Рассматривание семян с детьми.
7. Разбивка огорода на подоконнике.
8. Посадка семян лука, томатов, огурцов, гороха.
2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ (2 неделя марта – 3 неделя апреля)
1. Непосредственно-образовательная деятельность «Знатоки семян», «Растение – живое существо».
2. Просмотр презентаций «Такие разные семена», «Как прорастает семя», «Труд людей весной».
3. Посадка семян пшеницы и овса.
4. Опытно – экспериментальная деятельность.
5. Оформление «огорода на подоконнике» в виде мини- деревни с проходящим мимо поездом.
6. Заселение жителями «огорода на подоконнике»
7. Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ).
8. Ведение дневника наблюдений за ростом посадок.
9. Регулярный уход за посадками (обеспечение светлого и теплого режима, полив, рыхление почвы, пересадка)
10. Проведение дидактических игр «Где растет в саду, огороде?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию», «Что сначала, что потом» и др.
11. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен об овощах, чтение сказок.
12. Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнивать их по цвету, форме, размеру, вкусу).
13. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде, в теплице и оранжереях; о витаминах; правильном питании.
3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (4 неделя апреля)
1. Подведение итогов реализации проекта : анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
2. Составление рассказов детей, как ухаживать за растениями.
3. Итоговый праздник «Веселый огород»
4. Создание альбома по выращиванию растений дома.
Обобщение и подведение итогов проекта :
В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям, а также стремление к совместной познавательно – исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Участвовать в проекте приглашались и родители. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе: приобретали необходимый материал, выращивали лук, помидоры в домашних условиях.
Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике. Возникающие спорные вопросы по ходу изучения материала дети задавали своим родителям, воспитателям, а затем высказывали свои мнения в группе.
Дети узнали много нового о растениях и осознали, что их объекты исследования – живые, что они не могут жить сами по себе, они обитают в определенной среде и их жизнь зависит от многих факторов. У детей сформировалось представление о взаимодействии с окружающей средой.
Для успешной реализации проекта потребовалось оснащение экологической зоны группы. Были приобретены и изготовлены дидактические игры («Где растет в саду, огороде?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию», а также материал и оборудование для опытов и занятий по данной теме.
Исследовательская деятельность за ростом и развитием растений: луком, горохом, огурцами, помидорами, овсом и пшеницей проводилась с 1 марта по 30 апреля 2014 года. За этот период детям удалось доказать, что и в помещении группы можно вырастить большие растения, но для этого следует создать необходимые условия для роста и развития. Проведенные опыты показали детям, что растениям необходимы: свет, тепло, вода, уход, плодородная почва. Ежедневные наблюдения показали детям, как изменяются растения в процессе развития. Самостоятельные выводы и суждения способствовали умственному развитию детей. В ходе реализации проекта дети научились трудиться, регулярно ухаживать за растениями. Теперь дети с радостью выполняют все поручения в нашем «живом» уголке. Проект способствовал умению работать коллективно, помогать товарищам, добиваться поставленной цели.
По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями и увидели многообразие посевного материала.
2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях и последующим высаживанием на огород.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети знают строение растений, их многообразие, способы ухода за ними.
5. Создали с детьми дневник наблюдений.
6. Создали с детьми альбом по выращиванию растений с родителями в домашних условиях.
7. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
8. В группе создали огород на подоконнике.
9. Приготовили с детьми рассаду для высаживания в огород на участке детского сада.
10. Дети стали более уважительно относиться к труду.
11. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике»