Анжела Соловьева
Педагогический проект «Правильное питание — залог здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Правильное питание залог здоровья"
Пояснительная записка
Актуализация работы: Одной из основных задач, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Здоровый ребенок – это здоровая нация, а состояние здоровья ребенка зависит далеко не от уровня здравоохранения, а от той среды и условий, в которых растет ребенок и от образа жизни, который формируется у ребенка с помощью его социального окружения. Поэтому людям, окружающим ребенка, нужно приложить все усилия для сохранения и укрепления его здоровья, и воспитатели играют здесь далеко не последнюю роль. Мы и наши дети проживают в промышленном городе, где очень плохая экологическая ситуация: постоянные выбросы, выхлопные газы, плюс не самые лучшие климатические условия (резкие перепады температуры, нехватка солнца, практически полное отсутствие лета, а отсюда, высокая заболеваемость населения, и конечно больше всего страдают дети, так как их организм еще не так крепок, как у взрослых.
Публикация «Педагогический проект „Правильное питание — залог здоровья“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Правильное питание – это лишь один из факторов здоровья ребенка, но далеко не последний. По данным государственного доклада «Положение детей в РФ» состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Именно в дошкольном возрасте мы должны заложить у детей понятия «правильное питание», «здоровое питание», «полезное питание», чтоб оградить наших детей от часто рекламируемых чипсов, шоколадок, гамбургеров и газировки. Также мы должны провести необходимую работу с родителями, обратив их внимание на рацион семьи и вооружив их теоретическими знаниями о полезном питании. Ведь очень часто можно видеть следующую картину: семейный обед в кафе, который заключается в поедании пиццы, наггетсов, картошки фри, жареных крылышек, запивание всего «этого безобразия» газировкой, а как следствие - избыточный вес ребенка, нарушение работы органов пищеварения и т. д.
Правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Поэтому целью данного проекта, является необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на своё питание.
Новизна данного проекта заключается, в постепенном погружении детей в тему, подача материала от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности детей с задержкой психического развития.
Использование инновационных технологий и методик. Проект разработан с учетом технологии развивающего обучения, то есть ребенок не просто получает готовые знания, но и сам участвует в поиске информации, создании творческих продуктов, активном обсуждении интересующих вопросов и самостоятельном выборе своей деятельности посредствам насыщения развивающей предметно-пространственной среды.
Прогнозируемая результативность методических материалов для личностного развития дошкольников: развитие познавательных процессов детей, коммуникативных навыков общения, формирование понятий здоровый образ жизни и правильное питание.
Перспективы использования материалов в работе педагогов ДОУ: данный проект может реализовываться педагогами других групп.
Содержательная часть
Цель проекта: пропаганда здорового питания среди детей и родителей.
Создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах правильного питания.
Задачи проекта:
Образовательные: уточнить представления детей о разнообразии продуктов, дать понятие полезные и вредные продукты, их значение для здоровья человека, обогатить знание детей о витаминах и их пользе для организма.
Развивающие: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Для родителей:
- Активизировать знания родителей о здоровом питании, повысить их самообразование по теме.
- Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.
Ожидаемый результат:
Для детей:
Посредствам различных форм работы с детьми будут сформированы основные понятия правильного питания, умение отличать полезные и вредные продукты, понимание того, что только мы в ответе за своё здоровье.
Для родителей:
Повышение уровня знаний о полезном питании у родителей, формирование интереса к здоровому питанию в семьях
Участники проекта: дети подготовительной группы «Гномики», родители, воспитатель, младший воспитатель
Формы реализации проекта: занятия, беседы, игры, просмотр видеоматериала, сотрудничество с родителями.
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный
Период: с 18 апреля по 30 апреля 2016 года.
«Еда должна быть нашим лекарством, а лекарство едой». Гиппократ
Работа над проектом
Ответственные воспитатели группы и родители
Изучение, подготовка материала
Подбор детской художественной литературы для чтения.
Подбор музыкальных произведений
Реализация проекта:
понедельник
Социально-коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин» Цель: закрепить знания детей о назначении магазина, профессиях, товаре и о том, что за товар нужно платить деньгами.
Познавательное развитие Беседа «Для чего мы едим» Цель: Выявить знания детей о питании.
Дидактическая игра «Готовим обед»
Цель: Дать представления детям о продуктах, употребляемых в вареном, жареном и сыром виде.
Дидактическая игра «Собери овощ или фрукт»
Цель: развивать пространственное восприятие детей.
Речевое развитие С. Михалков Стихотворение «Про девочку, которая плохо кушала» Цель: закрепить у детей знание о том, что состояние нашего здоровья во многом зависит от нашего питания.
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание «Удивительных картин из продуктов питания» Цель: развивать фантазию детей, учить высказывать свое отношение об увиденном.
Физическое развитие Подвижные игры «Съедобное – несъедобное», Эстафета «Варим борщ и компот»» Цель: развивать быстроту реакции
вторник
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Цель: закрепить знания детей о том, что такое кафе, кто в нем работает и для чего туда ходят люди.
Познавательное развитие Просмотр мультфильма «Приключения Тани и Вани в стране продуктов». Цель: создать проблему – подвести детей к том, что не все, что мы едим - полезно
Дидактическая игра «Молочное и зерновое дерево» Цель: Учить ориентироваться в многообразии молочных и зерновых продуктов.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: закрепить знания детей о том, из чего готовят те или иные блюда, закрепить названия продуктов.
Речевое развитие Обсуждение мультфильма и рассуждение на тему «Что же такое полезная еда» Цель: развивать связную речь, закреплять умение выражать свои мысли полными предложениями.
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «В стране овощей». Цель: развивать фантазию детей, поддерживать инициативу детей в выборе средств для рисования.
Физическое развитие Подвижные игры «Собери урожай» Цель: развивать быстроту и скорость бега; Эстафета «Фрукты и овощи» Цель: закрепить знания детей о фруктах и овощах, закрепить умение действовать по команде.
Среда
Социально-коммуникативное развитие Дежурство в столовой «Мы ждем гостей» Цель: Дать практические навыки сервировки стола в особых случаях: приход гостей, семейный ужин в честь какого-нибудь праздника – красивая скатерть, посуда, ваза с цветами и т. д.
Познавательное развитие Дидактическая игра «Полезно - вредно» Цель: закрепить знание детей о полезных и вредных продуктах
Дидактическая игра «Что где растет?» Цель: закрепить знание детей о том, где растут те или иные продукты питания.
Речевое развитие Беседа «Что ты ел вчера на ужин? Полезно это или нет». Цель: учить детей анализировать свои действия в ходе беседы
Художественно-эстетическое развитие Просмотр видеоклипа «Улица Сезам. Песня о вкусной и здоровой пище» и «Песня про питание». Цель: дать детям понимание того, что вопрос полезного питания освещен не только в стихах, мультфильмах, телепередачах, но даже в песнях, а значит это очень важная тема для людей.
Физическое развитие Подвижные игры «Овощи или фрукты» Цель: развивать быстроту реакции
Четверг
Социально-коммуникативное развитие Экскурсия на пищеблок Цель: Расширить знания детей о работе повара.
Познавательное развитие Просмотр видеофильма «Пчелка Умняша. Полезные и вредные продукты». Цель: продолжать расширять знания детей о полезных и вредных продуктах.
Дидактическая игра «Помоги вишенке сварить компот, а картофелю борщ»
Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах, правильно называть их.
Речевое развитие Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о продуктах питания. Цель: дать детям представление о том, что о пользе продуктов люди знали с давних пор.
Художественно-эстетическое развитие Аппликация Стенгазета «Полезные и вредные продукты» (вырезки из газет или журналов, картинки с продуктами дети должны подготовить дома с родителями). Цель: активизировать детей на самостоятельный поиск необходимого материала для создания стенгазеты.
Физическое развитие Подвижные игры «Найди овощ» Цель: развивать внимательность детей во время движения. «Найди только полезные продукты» Цель: закрепить знания детей о полезных продуктах по средством подвижной игры.
Пятница
Социально-коммуникативное развитие Проигрывание ситуации «Доктор, у меня болит живот» Цель: сформировать у детей представление о том, что вредные продукты, наносят вред здоровью постепенно, а не сразу.
Познавательное развитие «Что входит с состав продуктов» Цель: на примере этикеток от продуктов питания, показать детям, состав того или иного продукта и разобрать вредность или пользу его компонентов.
Дидактическая игра «Парочки»
Цель: развивать память и внимательность детей.
Речевое развитие Чтение сказки «Как зайчонок Кузя маму вылечил» Цель: закрепить знания детей о том, что наше здоровье напрямую зависит от того, что мы едим.
Художественно-эстетическое развитие Лепка «Зайка с яблоком для мамы» Цель: учить детей передавать сценку из только что прочтенной сказки, посредством пластилина.
Физическое развитие Подвижная игра «Поймай яблочко» (по принципу ловишек) Цель: развивать ловкость и быстроту бега.
Эстафета «Донеси фрукт», «Вылови овощ из воды» Цель: развивать координацию движений
Понедельник
Социально-коммуникативное развитие Организация семейной фотовыставки «Как мы кушаем» Цель: активизировать родителей к совместной деятельности с детьми
Познавательное развитие Познавательное занятие «Где живут витамины». Цель: дать детям представление о витаминах и сформировать знания о том, что витамины живут только в полезных продуктах.
Дидактическая игра: «В гостях у Витаминки»
Цель: Закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Речевое развитие Чтение сказки «Сказка о волшебных витаминах». Цель: посредством художественного слова, объяснить понятие витамины и их пользу для организма.
Художественно-эстетическое развитие Импровизация «Танец полезных и вредных продуктов» Цель: посредством музыки веселой и задорной изобразить танцевальные движения полезных продуктов и медленной, печальной движения вредных продуктов.
Физическое развитие Подвижные игры «Полезное – неполезное» Цель: развивать быстроту реакции. «Паровозик овощей, паровозик фруктов» Цель: развивать внимательность и быстроту реакции.
Вторник
Социально-коммуникативное развитие Игра - ситуация «Осторожно вредный фрукт и овощ» Цель: закрепить знания детей о пользе только чистых овощей и фруктов.
Познавательное развитие Познавательное занятие «Витаминки А, В, С и Д, где же вы, в какой еде» Цель: сформировать у детей знание о том, что в разных продуктах живут разные витамины, что каждый витамин отвечает за что – то конкретное в нашем организме и что все витамины необходимы нашему организму, а не один.
Дидактическая игра «Где живут витамины» Цель: закрепить знания детей о витаминах А, В, С и Д и продуктах в которых они содержаться.
Речевое развитие Вечерок загадок «Отгадывание загадок о продуктах», представленных педагогом и загадок составленных родителями и детьми Цель: продолжать учить отгадывать загадки.
Художественно-эстетическое развитие Рисование. «Витаминная тарелка» Цель: закрепить знания детей о продуктах, в которых живут витамины
Физическое развитие Подвижные игры «Вкусный обед» Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро действовать по сигналу; учить ритмично двигаться под музыку. «Овощи и фрукты» Цель: развивать умение быстро действовать по сигналу
Среда
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие у Витаминки» Цель: закрепить знания детей, о том, что сладости в небольших количествах не приносят вреда организму.
Познавательное развитие Познавательное занятие «Кто такие микробы» Цель: дать представление о микробах, являющихся распространителями вредных болезней и полезных для организма.
Дидактические игры: «Крепкие зубы», «Зоркие глазки» Цель: Закрепить знание детей о продуктах полезных для глаз и зубов.
Речевое развитие Чтение и обсуждение сказки «Как витамины с микробами воевали» Цель: развивать умение анализировать прочитанную сказку, развивать речь детей.
Художественно-эстетическое развитие Лепка. «Пироженка» Цель: создать красивые пироженки из пластилина для дальнейшей сюжетно-ролевой игры
Физическое развитие Подвижная игра «Найди продукты в которых живут витамины» Цель: закрепить знания о продуктах в которых живут витамины «Апельсин». Цель: развивать быстроту и ловкость, проговаривать слова игры
Четверг
Социально-коммуникативное развитие «Готовим витаминный салат» Цель: научить детей готовить салат собственными руками, закрепить знания о том, что перед приготовлением пищи нужно помыть руки, вымыть овощи, соблюдать правила безопасности при работе с ножом и т. д.
Познавательное развитие Познавательное занятие «Пирамида питания» Цель: познакомить детей с пирамидой полезного питания
Речевое развитие Составление сказки на тему «В стране Здоровляндии» Цель: развивать фантазию детей, активизировать словарный запас детей.
Художественно-эстетическое развитие Выставка детско-родительских рисунков «Малышка – витаминка». Цель: развивать фантазию детей, включить родителей в совместную деятельность с детьми.
Физическое развитие Подвижные игры «Полезное – неполезное» Цель: развивать быстроту реакции. «Пронеси овощ по бревну» Цель: развивать равновесие и координацию движений.
Пятница
Социально-коммуникативное развитие Что такое витамины в баночке Цель: закрепить знания детей о том, что есть натуральные витамины, которые мы получаем из продуктов питания, а есть синтетические витамины, которые создаются в лабораториях и тоже полезны для организма.
Познавательное развитие Игра – викторина «Знатоки правильного питания» Цель: закрепить у детей понятие о здоровом образе жизни, о правильном питании.
Речевое развитие Чтение стихов о полезных и вредных продуктах Цель: прививать любовь к художественному слову.
Художественно-эстетическое развитие Театрализованное представление «Жили-были два братишки» Цель: формирование у детей творческого начала, приобщить детей к театральной культуре.
Физическое развитие Подвижные игры «Вершки и корешки». Цель: развивать быстроту реакции, закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. «Вкусный обед» Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро действовать по сигналу; учить ритмично двигаться под музыку
Во время проекта используются пальчиковые, артикуляционные, дыхательные и хороводные игры.
С оснащением развивающей предметно-пространственной среды можно ознакомиться в приложении № 3.
Работа с родителями:
1. Оформление стендов «Нужны ли детям витамины», «Полезные друзья. Овощи. Фрукты. Ягоды», «Еда, которая вредна», «Правила питания детей».
2. Листовка «Где искать витамины?»
3. Памятки для родителей «В каких продуктах живут витамины?», «Как помочь ребенку питаться правильно».
4. Подготовить с детьми вырезки из газет и журналов, картинки с продуктами для изготовления стенгазеты «Полезные и вредные продукты».
5. Создание семейной фотовыставки «Как мы кушаем»
6. Предоставление продуктов для «Витаминного салата»
7. Выставка детско-родительских рисунков «Малышка – витаминка».
8. Придумывания загадок о продуктах питания для «Вечер загадок»
9. Помощь детям в сборе этикеток от продуктов, для занятия «Что входит в состав продуктов»
Список литературы и интернет источники:
1. Бабенкова Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. – М. : Вентана-Граф, 2004.
2. Климович Ю. П. Учимся правильно питаться. – Волгоград: Учитель, 2007.
Картушина М. Быть здоровыми хотим. Методическое пособие для занятий с детьми подготовит. группы д/ сада. – Архангельск, 2001.
3. Сонькин В. Д. Законы правильного питания. – М. : Вентана-граф, 2004.
Шорыгина Т. А. Фрукты. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М. : ГНОМ и Д, 2003.
4. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М. : ГНОМ и Д, 2003.
Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/06/23/rekomendatsiya-dlya-roditeley-pravilnoe-pitanie-dlya
Международный областной портал MAAM.RU
Приложения
Приложение № 1 Подвижные игры, используемые в проекте «Правильное питание – залог здоровья».
Приложение № 2 Дидактические игры, используемые в проекте «Правильное питание – залог здоровья».
Приложение № 3 Оснащение развивающей предметно - пространственной среды для реализации проекта «Правильное питание – залог здоровья».
Приложение № 4 Игра – викторина «Знатоки правильного питания».
Приложение № 5 Пальчиковые, дыхательные, артикуляционные и хороводные игры, используемые в проекте «Правильное питание – залог здоровья».