Лучший педагог года

Педагогический проект «Природа родного края»

Валентина Макарова
Педагогический проект «Природа родного края»

Педагогический проект : «Природа Родного края»

Творческое название: «Природу будем мы всегда любить»

Автор: воспитатель первой категории Макарова Валентина Алексеевна

Место выполнение работы: Тамбовская область, Тамбовский район пос. Строитель МАДОУ «Детский сад «Машенька»

2017 – 2018 учебный год

1 «слайд: Паспорт проекта :

Тип проекта :

теоретически - практический

Характер содержания:

природное окружение и экологическое воспитание

Публикация «Педагогический проект „Природа родного края“» размещена в разделах

Участники проекта :

возрастная группа детей (6 – 7 лет, воспитатель, специалисты, родители.

2 слайд: Аннотация:

Проект «Природа Родного края» (творческое название «Природу будем мы всегда любить») призван решить проблему формирования экологических компетенций старших дошкольников, воспитание любви к родной природе и готовность ее охранять. Проект рассчитан на один учебный год. Он предполагает интеграцию деятельности по изучению природы в организованной образовательной деятельности. Условием успешной реализации проекта является целенаправленность, специальная организация и систематичность.

3 слайд: Актуальность проекта

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

4 слайд: Гипотеза

Начала экологической культуры у детей будут сформированы

если:

- расширена вариативность образовательных областей по изучению природы родного края;

- будут созданы условия для педагогического процесса по ознакомлению детей с природой.

5 слайд: Основополагающий вопрос:

Как с помощью вариативности и интеграции образовательных областей повысить эффективность познания природы Родного края?

Проблемные вопросы:

- Как в процессе целенаправленного педагогического воздействия

можно сформировать у детей начала экологической культуры?

- Какими средствами достичь положительных результатов в изучении

природы?

- С помощью каких методов и приемов можно показать детям разнообразие природных явлений?

- Как сформировать у детей осознанно – правильные отношения к объектам природы, которые находятся рядом?

- Какими формами работы привлечь родителей к решению проблемы по экологическому воспитанию детей?

6 слайд: Проблема

Эффективность организации работы с детьми по изучению природы Родного края и экологическому воспитанию.

Потеря чувства любви и восхищения природой.

Негуманное поведение по отношению к природе

7 слайд: Противоречия:

Несоответствие между экологических знаний у дошкольников и возможностью реализовать это на практике.

Несоответствие между уровнем обязательной подготовки дошкольников

экологической грамотности и реальным уровнем обучения.

8 слайд: Значимость проекта

Практическая значимость работы состоит в экологическом воспитании детей. Проект поможет решить проблему воспитания любви и бережного отношения ко всему окружающему, ответственное и действенное отношение к родной природе.

9 слайд: Предмет исследования

Процесс построения работы по формированию экологической грамотности детей через познание природы Родного края.

10слайд: Новизна проекта

- интеграция деятельности по изучению природы края в образовательные области (познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие).

- подбор и систематизация дидактических игр по изучению природы;

- разработка мониторинга определения уровня знаний детей;

- взаимодействие со специалистами ДОУ.

11 слайд: Цель проекта

Становление первоначальных основ культуры;

накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы.

12 слайд: Задачи:

- расширить вариативность образовательных областей;

- создать условия для экологического образования дошкольников;

- стимулировать мотивацию к изучению, исследованию, наблюдению за живой природой в естественной для них среде обитания;

- обогащать и оснащать предметно – развивающую среду для удовлетворения образовательных потребностей детей, педагогов, родителей в соответствии с темой проекта;

- обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья;

- повышать педагогический уровень родителей по воспитанию любви у детей к природе родного края;

13 слайд: Ожидаемые результаты

Дети:

Повышение знаний о видах деятельности по изучению природы (защите природы).

Рост интереса к занятиям по изучению природы края в целом.

Желание охранять природу, готовность оказывать ей помощь.

Умение давать характеристику живой и неживой природы.

Умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы о взаимосвязях в природе.

Умение устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями.

Педагоги :

Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической

культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.

Повышение экологической культуры педагогов, понимание

необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

Пополнится эколого - развивающая среда в группе.

Родители:

Обогащение уровня экологических знаний родителей.

Повышение экологической культуры, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи

по экологическому воспитанию дошкольников.

Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

14 слайд: Этапы и сроки реализации проекта

Подготовительный этап

Сентябрь – октябрь 2017 г.

Цель: Обеспечение воспитательно – образовательного процесса методическим материалом, подготовка детей к согласованной деятельности в процессе работы

Основной этап

Ноябрь 2017 - апрель 2018 г.

Цель: Реализация поставленных задач.

Заключительный этап:

Май 2018 г.

Цель: Провести анализ результативности работы

15. слайд Подготовительный этап

Виды работ:

1. Постановка цели и задач

2. Подбор дидактического материала

3. Сбор и изучение литературы по теме проекта

4. Выбор форм и методов работы

5. Составление перспективного плана

6. Диагностика уровня развития дошкольников

16 слайд: Основной этап

Виды работ

1 Чтение художественной литературы, заучивание стихов;

2 Наблюдения, беседы

3 Использование дидактических материалов в ООД

4 Совместная деятельность с родителями

5 Проектная деятельность

17 слайд Заключительный этап

Виды работ

Анализ результатов проекта

Презентация опыта работы по теме проекта

Вынесение благодарности участникам проекта

18 слайд: План реализации

Систематизация методов организации работы по изучению родной природы :

беседы, наблюдения, эксперимент, творческие работы.

Выбор и реализация форм изучения природы Родного края : организованная образовательная деятельность, экскурсии, практические работы, праздники, конкурсы.

Разработка циклов организованной образовательной деятельности по изучению природы родного края в соответствии с перспективным планированием.

Диагностика уровня развития детей, совместная деятельность с родителями:

разработка сценарий, экологических праздников, развлечений

19слайд: Работа с детьми

- экскурсии в лесопосадку, на луг, к водоему

- целевые прогулки к цветущей клумбе, на огород;

- наблюдения в группе и на прогулке.

20 слайд

- чтение художественной литературы:

(С. Маршак «Круглый год», М. Пришвин «Еж», А. Блок «На лугу» и другие;

- заучивание стихов: П. Воронько «Журавли», А. Пушкин «Зима», А. Плещеев «Осенью» и другие;

- рассматривание иллюстраций: И Левитан «Зимой в лесу», «Золотая осень»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору»; В. Бианки «Родная природа».

21слайд Творческая деятельность

Художественное творчество:

Рисование: «Листопад», «Берегите птиц», «Цветы»,

Лепка: «Птичка», «Грибы», «Дары осени», «Насекомые».

Аппликация: Кто спрятался в траве?», «Мишка косолапый».

Конструирование и ручной труд: Зоопарк, Грибы на полянке.

22 слайд Практическая деятельность

- развлечения, досуги: «Путешествие в весенний лес», «Праздник природы», «Друзья природы», КВН «Природа вокруг нас»;

- игры (сюжетные, подвижные, дидактические, народные, словесные);

23 слайд Экспериментальная деятельность

Эксперименты с живой и неживой природой : песком, водой, камнями, растениями, семенами.

24 слайд: Работа с родителями

- оформление стенда: «Семья знатоков природы Родного края»;

- папки-передвижки: «В гармонии с природой», «Дары природы»;

проведение консультаций «Маленькими шагами в прекрасный мир

природы»;

- анкетирование: «Мое отношение к природе»;

- выступление на родительском собрании: «Играя, познаем природу»;

- родительское собрание с участием логопеда и психолога : «Что должен знать первоклассник и его родители»;

- семинар «Что мы знаем о своем крае»;

- встреча за круглым столом: «Экологическое образование в системе «ДОУ и семья»;

- открытое мероприятия для родителей: «Защитим свою природу»;

- акции: «Покормим птиц»;

- индивидуальные беседы и консультации

25 слайд: Интеграционные взаимодействия

Ребенок – воспитатель – родители - музыкальный работник - инструктор по физическому воспитанию - психолог

26 слайд: Работа с педагогами

- консультации: «Путешествие по экологической тропинке»;

- методические рекомендации для педагогов : «Организация целевых прогулок»;

- выступления на педсоветах: «Азбука экологии на прогулке»;

- обзор новинок методической литературы: «Педагогическая поддержка семьи в экологическом воспитании дошкольника»;

Л. Одинцова: «Экспериментальная деятельность в детском саду»;

- изучение опыта работы коллег;

- взаимопосещение открытых мероприятий;

- мастер – класс: «Природа и фантазия».

27 слайд: Итоги реализации первого этапа

В ходе реализации проекта в сентябре месяце была проведена входная диагностика. Необходимо было выяснить процентное соотношение знаний природы и экологического воспитания детей.

На начало учебного года высокий уровень показателей составил 35%, средний -52%, низкий - 13%. Это связано с тем, что у детей наблюдались слабые представления о различных природных объектах, дети испытывали затруднения в установлении причинно-следственной связи между природными явлениями; недостаточно развито экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов

28слайд: Итоги реализации первого этапа

На подготовительном этапе были:

Разработаны циклы занятий по изучению природы края

- Наблюдение за живой природой

- Наблюдение за неживой природой

Составлен перспективный план «Изучение природы родного края»

Организована экспериментальная работа

- эксперимент с водой, снегом, льдом

- эксперимент с почвой, песком

- эксперимент с воздухом

5. Оформлен живой уголок и организована практическая работа в нем.

29 слайд: Сравнительный анализ экологической грамотности у детей по состоянию на январь месяц

Проведена промежуточная диагностика (январь- 2018 г.)

На январь месяц высокий уровень показателей составил 65%, средний -30%, низкий - 5%. У детей повысился интерес к изучению природы Родного края, достаточно развито экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов, имеются навыки экспериментировать и делать элементарные выводы.

30 слайд: Итоги реализации второго этапа

На основном этапе был Использован в ООД дидактический материал: «Природа и человек», «Когда это бывает?», «Отгадай, что за растение» «Отгадай-ка», «Кто, где живет?», «Что это за птица?» «Кто больше знает?», «Что, где растет?»

- Подобраны и систематизированы развивающие игры по теме проекта :

«Где живая и неживая природа», «Почему так бывает?»,

«Как можно и как нельзя», Кому, где нравится», игры –

мозаики «Природа».

- Организована экспериментальная работа: Эксперименты с неживой природой : водой, снегом, льдом, песком, почвой, камнями, с живой природой : комнатными растениями, ветками, на мини огороде.

- Проведена совместная деятельность с родителями по проведению субботников, экскурсий на луг, огород, на пруд, в парк,

работа по озеленению участка, разработано место под цветник и засажено декоративными цветами.

- Создана «Сказочная поляна

31 слайд: Итоги реализации второго этапа

На основном этапе проекта была проведена итоговая диагностика (май 2018 г.) и были получены следующие результаты:

В результате проведенной работы по разделу «Природа Родного края»

Сравнивая данные начала и конца учебного года, можно сделать вывод, что

Сравнивая данные начала и конца учебного года можно сделать вывод, что высокий уровень показателей составил 88%, средний – 12. низкий – 0%. Результат достигнут за счет того, что:

- дети самостоятельно анализируют работу наблюдений и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе,

- объясняют экологические зависимости, устанавливают связи и взаимодействия человека с природой;

- устанавливают причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Таким образом, процент высоких показателей увеличился на 53%

32 слайд: Итоги реализации третьего этапа

Выступление с докладом из опыта работы перед педагогами ДОУ : «Юные краеведы», «Мой дом – природа», «Поможем природе».

Показ праздника: «День Земли», КВН: «Знатоки природы Родного края».

33 слайд: Результативность: Проведенная работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

В результате проведенной работы по разделу «Природа Родного края» гипотеза

нашла свое подтверждение. У детей повысился уровень познавательных

способностей. Сформировалась способность анализировать результаты наблюдений. У детей выработаны осознанно – правильные отношения к объектам природы.

Возрос интерес к изучению природы края, сформированы представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах и насекомых края.

34 слайд: Выводы:

Необходима не только входная и итоговая диагностика, но и промежуточная, чтобы скорректировать ход реализации проекта.

Работа должна строиться по индивидуально – ориентированным планам.

На результативность работы влияет разнообразие игр, заданий, упражнений, которые повышают интерес к обучению, особенно многофункциональные пособия.

Необходимо соблюдать принцип постепенности с усложнением методов и приемов.

35 слайд: Информационные ресурсы

- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной

действительностью – М. Перспектива, 2008 г.

- Зенина Т. Н., Туркина А., «Наблюдения дошкольников за растениями и

животными». Учебное пособие. М., педагогическое общество России, 2010

- Морыгина Т. А. «Какие месяцы в году» М. Издательство ГНОМ и Д 2005 г.

- Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей» «ЦГЛ» М. 2003 г.

- С. Н. Николаева «Юный эколог», Мозаика – Синтез, Москва. 2010г.

- Н. В. Нищева «Наглядно-методическое пособие для дошкольников» М. Издательство «Детство-Пресс» 2002 г.

- Н. А. Петрова Живая душа природы». – Мозырь: Издательский Дом «Белый

Ветер», 2009.

- В. А. Шишкина «Прогулки в природу», -Москва «Просвещение» 2002 г.

- Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 2005 г.

- https://dohcolonoc.ru/

Публикации по теме:

Мастер-класс «Красота родного края»Мастер-класс «Красота родного края» Мы с детьми приняли участие в конкурсе творческих работ по изобразительному искусству " С любовью к Отечеству". И вот картина, которую мы.

Моё увлечение фотографией. Часть третья  «Природа родного края»Моё увлечение фотографией. Часть третья  «Природа родного края» .

Наше участие в конкурсе детского рисунка «Природа родного края»Наше участие в конкурсе детского рисунка «Природа родного края» Доброго времени суток, друзья! 22 мая нам предложено было поучаствовать в конкурсе рисунков детей дошкольных учреждений «Природа родного.

Предметно-пространственная среда в изучении родного краяПредметно-пространственная среда в изучении родного края Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Фотоотчет «Проект «Природа родного края — Северной Осетии-Алании» ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «Природа родного края- Северная Осетия- Алания» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

«Разноцветье родного края». Фотоотчет«Разноцветье родного края». Фотоотчет Природа- это место замечательного оздоровления и прекрасного отдыха. Сколько здесь можно получить эстетического наслаждения! Только будь.

Уголок родного краяУголок родного края Родная природа - это наш сибирский лес, водопады и реки, небольшие поля, горы и просто знакомые полевые цветы. Сразу вспоминаются слова.

Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края» Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Природа родного края»
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 13:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД