Елена Мартынова
Педагогический проект «Путешествие в мир куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
Педагогический проект «Путешествие в мир куклы»
[/b]
Автор: воспитатель I категории Мартынова Елена Анатольевна
Тип проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители,
Музыкальный руководитель,
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Публикация «Педагогический проект „Путешествие в мир куклы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Итоговое мероприятие: Музыкальный досуг Музыкальный досуг: «Посиделки в деревенской избе»; «Приключение куклы Скрутки».
Актуальность.
[/b]
В настоящее время очевидна необходимость восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Национальная культура становится первым шагом в освоении ребёнком богатств мировой культуры, присвоение общечеловеческих духовных ценностей.
Русская народная культура является уникальным явлением педагогического процесса; выражая общечеловеческие ценности и своеобразие национального характера. В ней находит свое отражение весь окружающий нас мир (природа, социальная жизнь, внутренний мир человека, она оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Проблема.
[/b]
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как играли с куклой и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Мы теряем свою самобытность, духовность, а отсюда нравственные проблемы, которые повлияют и на жизнь будущих поколений. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.
Цель проекта:
Пробудить интерес детей к русской народной культуре через традиционную народную куклу.
Задачи проекта: для педагога:
1. Познакомить с историей возникновения народной куклы;
2. Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, развлечения, посиделки, экскурсии;
3. Обучение технологии изготовления народных кукол;
4. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой;
5. Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу;
Задачи проекта: для родителей:
1. Сформировать у детей нравственно - патриотических чувств;
2. Приобщить детей к национальной культуре;
3. Дать знания детям о народной куле.
I этап: организационно-подготовительный:
[/b]
1. Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
2. Изучение теоретических основ и опыта педагогов;
3. Пополнение развивающей среды;
4. Подборка художественной литературы (рассказов, стихов, загадок)
5. Оформление альбома «Народная игрушка - Кукла»
6. Анкетирование родителей. Цель: выявить знания о народной кукле, их готовность пополнить эти знания, поделиться с другими;
II этап: Организация деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность:
1. Посещение выставки «Декоративно-прикладное искусство северного региона России», «Народная игрушка севера России»;
2. Рассматривание картин с иллюстрациями народных кукол и беседа по ним; «Народная кукла»
3. НОД «Путешествие в прошлое куклы»; «Знакомство с бабушкиным сундуком». «Кукла мала всем детям мила»;
4. Обследование кукол, составление описательных рассказов;
5. Ситуативные разговоры «Спор игрушек: какая игрушка главная?»; «Какие бывают куклы?» «Что такое оберег?» «Кукла в национальном костюме»
6. Беседы о народных куклах; тема беседы: «Игры с куклами» «Как выглядели куклы раньше»
7. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
Чтение художественно-литературных произведений.
[/b]
1. Сказки “Василиса Прекрасная”
2.“Князь Данила-Говорила”
3. “Царевна в подземном царстве”
4. Индийская сказка про куклу
5. Норвежская сказка “Куколка в траве”
6. Потешки, пословицы о народной игрушке кукле;
7. Загадки.
• Игровая деятельность:
[/b]
Игра на словообразование «Какая кукла», «Назови ласково»
Пальчиковая гимнастика «Левая и правая» «Игрушки» (автор Железнова Е. С)
Словесные игры «Тихо куколка…» (автор Железнова Е. С); «Хорошо, хорошо!» «Арина»
Русские народные игры - забавы: «Бубенцы», «Матушка – весна», «Платочек»;
Дидактические игры: «Подбери наряд», «Оденем куклу на прогулку, на праздник и т. д.» «Подбери пару», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», "Матрешки - подружки", «Собери матрёшек».
Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у бабушки» «Прогулка с куклами»
• Продуктивная деятельность
Рисование: «Кукла в национальном костюме»
Конструирование; изготовление коми куклы «Скрутки»; куклы из соломы «Коляда»; обрядовой куклы «кувадки»; куколок из ниток «Мартинички»; Своих кукол из разных материалов.
• Работа с родителями:
[/b]
1. Оформление папки-передвижки «Народная кукла».
2. Изготовление альбома «Моя любимая игрушка».
3. Буклет для родителей с технологией изготовления куклы «Скрутки»
4. Оформление детско-родительской выставки «Путешествие в мир кукол»
5. Мастер-класс «Кукла мала всем детям мила»
• Музыкальная деятельнос
ть:[/b]
1. Пение песен: «Ай качи, качи, качи», «Матрешки»
2. Русские народные потешки.
• II этап: Заключительный.
[/b]
1. Выставка творческих работ детей.
2. Оформление родительского уголка.
3. Сборник потешек и пословиц.
4. Альбом «Кукла мала всем детям мила»
5. Выставка «Народная кукла»
6. План работы по теме проекта.
7. Мастер-класс для родителей.
8. Презентация проекта.
9. Фотографии.
• V этап: ожидаемые результаты.
[/b]
Для педагога:
1. Овладение знаниями о народных традициях, об истории возникновения куклы– оберег;
2. Освоение навыков технологии изготовления и выполнения народных кукол;
Для детей:
1. Овладение знаниями о народных традициях, об истории возникновения куклы– оберег;
2. Умение сотрудничать в процессе творческой работы
3. Освоение технологий изготовления народных кукол;
4. Обогащение опыта детей яркими впечатлениями о народной кукле.
Для родителей:
1. Проявление интереса к проектной деятельности совместно с детьми.
2. Помочь использовать знания о народных традиций и изготовление кукол в повседневной жизни;