Людмила Юрьевна Баранова
Педагогический проект «Работа над диалогом с помощью театрализованных игр во II младшей группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Связной речи отводится одно из ведущих одно из ведущих мест в развитии ребёнка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впе-чатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).
Публикация «Педагогический проект „Работа над диалогом с помощью театрализованных игр во II младшей группе детского сада“» размещена в разделах
Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры. Под театрализованными играми учёные понимают «игры в театр», «сюжетами, которой служит сюжеты хорошо известной сказки или театральные представления по готовым сценариям». Самостоятельно в театрализованные игры даже дети дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры – драматизации, по предложению воспитателя и под его руководством.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Цель проекта :
Обучать детей умению вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.
Задачи проекта :
1. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умения слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным вопросом).
2. Развивать у детей умение внимательно слушать, запоминать последовательность событий художественного произведения, отвечать на вопросы по содержанию.
3. Обучать элементарному пересказу (договаривать фразы, рассказывать по очереди 1 – 2 предложения из текста).
4. Побуждать интерес к театрально – игровой деятельности, создавать условия для её проведения.
5. Побуждать детей с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать потешки и небольшие отрывки из народных сказок, разыгрывать диалоги.
6. Развивать умение следить за развитием действия в играх драматизациях, согласовывать свои действия с действиями сверстников, дослушивать реплики до конца, не перебивать других детей.
7. Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных).
8. Знакомить детей с приёмами вождения настольных кукол.
Проведённая диагностика показала, что необходимо учить детей слушать речь взрослого и сверстников, учить отвечать на вопросы и обучать умению задавать вопросы. Нужно создавать условия, ситуации, интересные детям, подводящие к общению, а это в том числе и театрализованные игры, привлекающие детей своей новизной, яркостью, эмоциональностью
Мои наблюдения показали, что дети с интересом смотрят театральные постановки с участием приглашённых артистов. Участвуют в театрализованных играх (обыгрывание потешек и песен, имитация движений сказочных животных). Многие дети желают участвовать в простых играх драматизациях (воспроизведение диалогов знакомых сказок).
Работа велась одновременно по трё м направлениям:
1. Работа с детьми
2. Обогащение предметно - развивающей среды.
3. Работа с родителями
В работе с детьми использовались следующие методы:
• Просмотр детьми театральных постановок с участием приглашённых артистов,
• Чтение художественной литературы,
• Беседы после прочтения,
• Рассматривание иллюстраций,
• Совместное рассказывание сказок, потешек,
• Игровые ситуации,
• Использование кукольного театра,
• Обыгрывание диалогов из сказок и потешек,
• Коллективные, театрализованные игры,
• Участие детей в играх – драматизациях.
Работа по обогащению предметно – развивающей среды включила в себя: подбор книг для книжного уголка с красивыми, красочными иллюстрациями, оборудование уголка театрализации, подбор разных видов театров, ширма, костюмы для ряженья.
Работа с родителями включает в себя:
1. Держать родителей в курсе событий создавать возможности для ознакомления с работой детского сада.
2. Проведение на родительском собрании бесед на заданную тему «Театрализованные игры, как средство научить диалогу ребёнка младшего дошкольного возраста».
3. В «Уголке родителей» вывешивается и периодически обновляется информация о пользе театрализованной деятельности, которая способствует творческому развитию, развивает воображение и фантазию, но и способствует развитию речи ребёнка, в частности учит ребёнка диалогу.
4. Разместить в «Уголке родителей» практический материал для небольшого театрального действия (чтение потешек по ролям, разыгрывание сценок из знакомых сказок, совместного с ребёнком.
5. Привлекать родителей к оснащению предметно пространственной среды.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
Подготовка к участию детей в простой инсценировке знакомой сказки воспроизведению диалога проходит в несколько этапов.
1) Воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к читаемому тексту. При чтении детям необходима искренность и неподдельность чувств. Для малышей это является образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Чтение может сопровождаться показом театра.
2)Провести беседу по прочитанному тексту. Я задаю детям вопросы по содержанию. Разъясняю непонятные слова выражения. Чем полнее и эмоциональнее дети поймут произведение, тем легче им потом будет инсценировать прочитанное.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах. Мы рассматриваем героев, говорим о том, какие они (лиса - рыжая у неё пушистый хвост, колобок - круглый румяный весёлый). Обращаю внимание на характер героев (лиса – хитрая, волк злой). При рассматривании иллюстраций необходимо уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей изображённых на картинке. (Что с ним, Почему он плачет? и др.).
3)После беседы о прочитанном тексте необходимо вновь вернуться к нему, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов не требуя буквального воспроизведения содержания. (Скажи, что сказал зайчик Колобку). Если текст усвоен хорошо обращаю внимание детей на интонационную выразительность. (Как говорит медведь, а как зайчик).
Во второй младшей группе у детей формируют простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных).
Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие :
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие ("Наша Маша маленькая. ", "Чики-чики-чикалоч-ки. ", другие достаточно велики ("Аи, качи-качи. ", "Заинька, походи. " и др.). Содержание одних потешек не нуждается в пояснениях ("Водичка, водичка. " и др., для правильного восприятия других требуются показ соответствующих предметов, действий, разъяснения ("Вот и люди спят. ", "Наши уточки с утра. ", "Заинька, походи. " и др.).
Эти игры учат детей слушать обращённую к ним речь взрослого или сверстника, не перебивать говорящего, отвечать, выслушав реплику. Дети учатся диалогу, это помогает им взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом посредством речи. Дети стали доброжелательнее относится друг к другу. Использование театрализованных игр в работе над диалогом малышей даёт результаты, значит начатую работу я буду продолжать. Список литературы:
1.“Программа воспитания и обучения в детском саду” под ред. М. А. Васильевой.
2.“Словом душа растёт” Н. А. Уликова.
3. “Речевое развитие ребёнка в детском саду” Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова.
4. “Сценарии театральных кукольных занятий ” Н. Д. Сорокина.
5. “Театрализованные занятия в детском саду” М. Д. Маханёва.
6. “Дошкольное воспитание ” №4 за 2005г.