Ольга Подгорная
Педагогический проект «Разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта Разноцветный мир
Номинация Дошкольный возраст
Актуальность проекта Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Публикация «Педагогический проект „Разноцветный мир“» размещена в разделах
Проблема, решаемая при реализации проекта; У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Контингент участников проекта; Дети 1-ой младшей группы (2 – 3 года, воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Цель Формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи 1. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов.
2. Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
3. Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
4. Упражнять в установлении сходства и различия между предмета.
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
7. Оказать родителям помощь в изготовлении дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Тип и вид проекта Среднесрочный – 1 месяц, творческий, групповой
Содержание проекта 1 этап. Подготовительный
выявление проблемы, цели, задачи;
знакомство с темой проекта;
изучение литературы;
создание условий для эффективного использования игр;
подбор дидактического материала и игр;
2 этап. Творческий
формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
3 этап. Заключительный
изготовление родителями и детьми дидактических игр и пособий.
презентация продукта проекта панно «Разноцветный мир»
Ожидаемые результаты Формирование познавательно–речевой активности детей раннего возраста;
Дети познакомятся с эталонами цвета;
Дети научатся играть в дидактические игры;
После создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным.
Родители научатся создавать дома условия для игр по сенсорному развитию ребёнка и подбирать их;
Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
Полученные результаты В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
Родители научились создавать дидактические игры и использовать их при общении с детьми:
- «Что лишнее?»;
- «Чего не хватает?»;
- «Геометрическое лото»
- Мозаика – пазлы мелкие;
- Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
- Пирамидки.
В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
- «Панно из цветных крышечек»;
- «Солнышко»;
- «Застежки»;
- «Пуговички»
- «Геометрическая шнуровка»
Сроки реализации проекта С 1 апреля по 29 апреля 2016
Описание работы над проектом
Тема проекта выбрана неслучайно. Предварительное наблюдение за детьми и проведенный впоследствии мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, а также недостаточные представления родителей воспитанников о значении сенсорного развития. Так и появилась идея разработки и реализации проекта, который поможет развить сенсорно – математические представления у детей, и позволит расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Разрабатывая проект, ориентировалась на индивидуальные особенности детского коллектива.
На 1-ом подготовительном этапе была выявлена проблема, проведен мониторинг, изучена педагогическая литература и намечен план реализации проекта. К разработке и реализации плана мы постарались привлечь родителей воспитанников и это нам удалось. Родители активно включились в работу над проектом.
В мониторинге приняли участие 25 воспитанников и их родителей. Результаты мониторинга на начало (график № 1, и конец (график № 2) проекта представлены в таблице 1 (дети, в таблице 2 (родители) :
Таблица 1
Таблица 2
Графики позволяют наглядно оценить качество образовательной деятельности, как с детьми, так и повышение уровня педагогической компетентности родителей.
На 2-ом творческом этапе проходили мероприятия по реализации плана проекта (таблица 3).
Таблица 3
План реализации проекта «Разноцветный мир»
№ Мероприятие Участники Сроки
1 этап. Подготовительный
1 Выявление проблемы, мониторинг Воспитали, дети, родители С 1 по 5 апреля 2016 г.
2 Изучение литературы Воспитатели Март, 2016 г.
3 Подготовка плана реализации проекта Воспитали, дети, родители С 5 по 8 апреля
2 этап. Творческий
4 Консультация для родителей «Учимся, играя» Воспитатели, родители 11 апреля 2016 г.
5 Организация мастер-класса с родителями «Игры своими руками» Воспитатели, родители 15 апреля 2016 г.
6 ООД с детьми «В гостях у Матрешек» Воспитатели, дети 13 апреля 2016 г.
7 ООД с детьми «Разноцветные краски» Воспитатели, дети 19 апреля 2016 г.
8 Элементарные эксперименты с детьми в саду и дома «Цветная вода», «Веселая глина», «Волшебный песок» Воспитали, дети, родители С 15 по 22 апреля 2016 г.
9 Игровые ситуации в ходе режимных моментов: «Накормим куклу Машу», «Найди шкафчик красного, зеленого, желтого, синего цветов», «Какого цвета полотенце», «Какой формы столовые приборы», «Найди предмет круглой, квадратной, треугольной формы» Воспитатели, дети С 4 по 29 апреля 2016 г.
10 Наблюдения в природе: «Какого цвета: листик, небо, солнце», «Какой формы и цвета предметы на участке» Воспитатели, дети С 4 по 29 апреля 2016 г
11 Дидактические игры: «Разложи по цвету»,
«Разложи по форме»,
Дидактическая игра «Цвета»,
Игра с кубиками «Поезд»,
«Разноцветные дорожки»,
«Веселая шнуровка» Воспитатели, дети С 4 по 29 апреля 2016 г
3 этап. Заключительный
12 Изготовление и обыгрывание дидактических пособий: «Панно из цветных крышечек»;
«Солнышко»;
«Застежки»;
«Пуговички»
«Геометрическая шнуровка» Воспитали, дети, родители С 25 по 29 апреля 2016 г.
Мероприятия по реализации проекта представлены фотоматериалами.
Дидактическая игра «Разложи по цвету»
Дидактическая игра «Разложи по форме»
Дидактическая игра «Цвета» Игра с кубиками «Поезд»
Игра «Разноцветные дорожки» Игра «Веселая шнуровка»
Результаты повторного мониторинга, представленные в таблицах 1 и 2, позволяют сказать о качественном изменении сенсорных понятий у детей, а также повышении педагогической компетентности родителей воспитанников.
Проект способствовал развитию сенсорно – математических представлений, уточнению и закреплению представлений о геометрических формах, основных цветах, развитию мелкой моторики. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждают интерес, развивают внимание, формируют любознательность.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые игры. Родители получили практические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр в домашних условиях, консультации по выбору и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети младшего дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, я постаралась помочь каждому ребенку закрепить сенсорные эталоны с помощью пополнения развивающей предметно-пространственной среды группы и территории ДОУ, а также создания условий для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставил каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, начальные предпосылки исследовательской деятельности. В свою очередь, у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Продукты проекта : дидактические игры, панно, представленные на фотографиях, очень понравились всем участникам проекта и пользуются заслуженным вниманием детей.
Список используемой литературы:
1. ФГОС ДО: практика реализации. – М. : Издательство «Учитель», 2014.
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007.
3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005.
4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. – М. : «Цветной мир», 2012.
6. Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М. : Мой мир, 2008.
7. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
8. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М. : «Сфера», 2012.
9. Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.