МААМ-картинки

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством игры». Вторая часть — практическая

Елена Лакетко
Педагогический проект «Развитие речи детей посредством игры». Вторая часть — практическая

как уже говорилось выше, игра -одно из средств развития речи детей дошкольного возраста. К тому же игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С помощью игры создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. В. А. Сухомлинский писал :"Игра - это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. игра - это искра. зажигающая огонек пытливости и любознательности". Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Характером игры определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

Публикация «Педагогический проект „Развитие речи детей посредством игры“, Вторая часть — практическая» размещена в разделах

Дидактические игры, словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях и новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях и др.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного произношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности и решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Словесные игры я считаю просто уникальными, с их помощью можно решать речевые задачи, при том, они не требуют особых пособий или особого места для проведения. Эти игры можно проводить и в группе, и на улице, со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В ходе работы я столкнулась стем, что не все дети одинаково активны в период образовательной деятельности, что значительно понижало результативность занятия. С этой проблемой мне помогли справиться словесные игры, их ежедневное проведение активизирует речевую активность детей, закрепляет знания, полученные на занятиях. Изучив опыт известных в этой области педагогов О. С. Ушаковой, М. Ф. Фомичевой, Э. П. Коротковой, Л. Н. Ефименковой, Г. С. Швайко, А. И. Максаковой, материалы журналов "Дошкольное воспитание", "Ребенок в детском саду" составила картотеку наиболее интересных игр, объединив их по развивающим задачам.

Подвижные игры основная их цель, с точки развития речи - развивать речевую активность детей, умение связывать движения со словом, совершенствовать звукопроизношение, оттачивать интонационную выразительность детского исполнения. Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст. Этим объясняется та выразительность детского исполнения в подвижной игре, сопровождаемой художественным словом. Для хороводных игр характерен неторопливый темп речи, плавность выговаривания, где слова поются или произносятся нараспев, что помогает детям уловить музыкальность, напевность, ритмичность родной речи.

Логоритмические упражнения их значение трудно переоценить. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Психологи заметили, что формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно - пространственных упражнений. Ритм речи,прежде всего стихов, поговорок, пословиц способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются: правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речедвигательная память. Логоритмические упражнения провожу во второй половине дня, после гимнастики пробуждения, что помогает детям взбодриться после сна и получить положительный эмоциональный настрой.

Театрализованные игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивают интерес к литературе и театру, формируют диалогическую, эмоционально - насыщенную речь, активизируют словарь, способствуют нравственно - эстетическому воспитанию В младшей группе с детьми разыгрывались знакомые детям сказки, стихи, небольшие рассказы с помощью настольного театра, фланелеграфа. В средней группе дети с удовольствием участвовали в играх- инсценировках, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Вместе со взрослым и самостоятельно дети показывали драматизации сказок с помощью фланелеграфа, настольного и пальчикового театра. В старшей группе дети не только участвуют в играх - драматизациях знакомых сказок, но и в показе кукольного театра. Часто в работе использую игры - пантомимы, пальчиковые игры, мини - сценки, игры для развития мимики и жестов. В работе по изучению методики проведения театрализованных игр неоценимым подспорьем оказалась книга Т. И. Петровой, Е. Л. Сергеевой "Театрализованные игры в детском саду".

Творческие игры. Творчество- результат воспитания, а не врожденный дар. Воспитание творчества в игре можно понимать как развитие у детей инициативы, активности, творческой фантазии,умения придумать игру, осуществить задуманное.

В творческой ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функции речи.

К творческим играм хочется отнести игры, в которых дети сами придумывают сказки:"Волшебный сундучок", "Про что сочиним?" и т. д. результатом таких игр стала книга детских сказок. конечно, эти сказки еще не совершенны, но дети с удовольствием слушают их и придумывают новые.

Пальчиковые игры. Проведение исследования и наблюдения ученых показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок,имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,внимание, связная речь. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду, дома, во дворе, во время прогулок - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки. Строить из мелких деталей конструктора,лепить из глины и пластилина.

Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Хорошим средством для развития движений пальцев являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Интерес к пальчиковым играм поддерживается с помощью нового материала. Один раз в две недели разучиваем новые игры. Самыми любимыми являются "Вьюшки - вьюшки", "Разыгра", где со словами изменяются не только движения, но и тембр, сила голоса. Ежедневное проведение пальчиковых игр развивает не только моторику рук, речь,память, дети к тому же получают хороший эмоциональный настрой.

Артикуляционная гимнастика. правильное произнесение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке происходит благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. в процессе речевой деятельности. работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику провожу ежедневно в виде игр с "веселым язычком". Как утренняя гимнастика необходима для тонуса мышц, так и артикуляционная гимнастика необходима для развития речевого аппарата. Детям очень нравится артикуляционная гимнастика в стихах, более того они сами придумывают упражнения для "веселого язычка".

При подборе речевого материала использую комплексно - тематический подход.

Тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (познавательное развитие, которое проводится в первый день недели. Вся остальная образовательная деятельность (развитие речи, ФЭМП, рисование, конструирование, лепка, аппликация, ознакомление с художественной литературой) продолжает предложенную тему, так или иначе связаны с ней. Знания - полученные на занятиях закрепляем в игровой деятельности, для этого подбираю соответственный игровой материал.

Для родителей предлагаем краткие рекомендации, советы по организации домашних игр.

Такое построение воспитательно - образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дидактики:

1. принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

2. принцип последовательности.

3. принцип систематичности

4. принцип повторности.

По такому методу я работаю не один год, и опыт работы показал, что его использование позволяет значительно сократить время для занятий,освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий, позволяет исключить перегрузки детей в организованных формах обучения.

В развитии речевой активности детей особое внимание я уделяю предметно - развивающей среде. . Все картины, схемы, пособия, игры которые были использованы на занятии, помещаются на стенд в познавательный уголок, где и остаются для закрепления в течение всей тематической недели. Подобным образом ведется работа в книжном уголке и в уголке изодеятельности. Дети в свободное время самостоятельно рассматривают пособия, книги, игры, делятся друг с другом впечатлениями, таким образом, ещё раз закрепляя пройденный материал.

Неотъемлемой частью моей работы является работа с родителями. Так как формирование речевой культуры детей происходит прежде всего в семье, считаю своим долгом помочь родителям грамотно подойти к этому вопросу. С этой целью провожу коллективные и индивидуальные консультации, открытые занятия, анкетированные опросы, игровые тренинги.

Заключение:

Таким образом, изложив выше теоретический материал, а прежде всего изучив и проанализировав его, появилось основание для начала практической деятельности по данной теме: "Развитие речи дошкольников посредством игры".

Расширив свои знания по методике развития речи, возникла необходимость в создании картотеки игр и упражнений, так как речевой материал я брала из разных источников, а в повседневной жизни нет возможности перебирать горы книг. Так появилась картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр. Словесные игры я обобщила по разделам: звуковая культура речи, грамматический строй, развитие словаря, связная речь, логическое мышление. Чтобы закрепить знания детей, полученные на занятиях, разработала ряд занятий, которые занятиями назвать очень трудно, так как все они построены на игровом материале. Особым интересом у детей пользуются: театр картинок на фланелеграфе и игры -путешествия. Поскольку игры - путешествия носят сюжетный характер, дети с удовольствием переносят сюжет в самостоятельные игры, обогащая и разнообразя их. Игровые занятия провожу не вместо обучающих, а как бы дополняя в виде речевого развлечения один раз в месяц.

Особое внимание направлено на развитие речевой активности детей в повседневной жизни. Чтобы соблюсти в своей работе все принципы дошкольной дидактики (взаимосвязь всех направлений, последовательность, систематичность, повторность) составила циклограмму ежедневной работы и перспективное планирование.

Эмоциональный отклик детей (они всегда с радостью включаются в игры, придумывают свои новые игры и упражнения, повышение речевой активности на занятиях, результаты диагностического обследования показывают положительный результат, полученный от проведения систематической работы.

Публикации по теме:

Долгосрочный педагогический проект «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий» МБДОУ Курагинский детский сад №7 «Рябинка» комбинированного вида Долгосрочный педагогический проект: «Развитие познавательной активности.

Инновационный педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1. Актуальность и перспективность. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

Педагогический опыт «Развитие у детей креативности посредством театрализации» Одним из эффективных средств всестороннего развития являются театрализованные игры. Особую значимость театрализованная деятельность приобретает.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством игры» Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком. умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта,.

Проект «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 140» г. Оренбурга ПРОЕКТ «Развитие речи дошкольников.

Проект «Развитие речи посредством дидактической игры» Проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Разработала воспитатель: Хованских Татьяна Николаевна МБДОУ №14 «Детский сад.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой.

Семинар для педагогов «Значение сказки в социальной адаптации детей к окружающей действительности». Практическая частьСеминар для педагогов «Значение сказки в социальной адаптации детей к окружающей действительности». Практическая часть ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА. -Сегодня мы решили отступить от показа традиционного занятия по теме семинара. И покажем Вам сегодня на практике.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр. 1 часть ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРПЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Автор публикации:
Педагогический проект «Развитие речи детей посредством игры». Вторая часть — практическая
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 13:00
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД