Педагогический проект «Ребёнок в мире профессий»

Альмира Калмурзина
Педагогический проект «Ребёнок в мире профессий»

Педагогический проект

«Ребёнок в мире профессий»

Сроки реализации: 1 год.

Целепологание.

Наиболее сложна и менее разработана проблема приобщения ребенка к социальному миру, поскольку в условиях радикальных изменений произошла и переоценка многих жизненных ценностей в нашем обществе. Поэтому возникает вопрос о том, какое явление общественной жизни должно занять центральное место при ознакомлении дошкольников с окружающей действительностью,

С давних времен в качестве стержневого понятия в становлении личности рассматривался труд человека. Его и сегодня можно считать центральным в системе ознакомления детей с окружающим миром. Несмотря на определенную девальвировацию идеи преобразующей роли труда. (Что привело к снижению его воспитательной функции). Основой при ознакомлении детей с окружающим миром, по-прежнему остается трудовая деятельность взрослых.

Именно трудовая деятельность может стать, с одной стороны, тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы и предметным миром, а с другой системообразующим началом при ознакомлении детей окружающим миром.

Понятие «трудовая деятельность - одно из самых важных и сложных социальных понятий в работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

В программе «Из детства в отрочество»трудовая деятельность представлена тремя составляющими:

- труд для общества (профессия работа) - это труд для всех (многих) людей даже которых не знаешь и возможно никогда не увидишь;

- труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание) - это труд для людей, которых знаешь и любишь, которые тебе дороги и близки;

- труд для души (хобби и увлечения) - труд лично для себя.

Маленькие дети по-разному воспринимают каждую разновидность труда. Это связано как с возрастными возможностями детей, так и со спецификой видов трудовой деятельности.

Детям дошкольного возраста наиболее доступны и понятны такие виды трудовой деятельности, как «хобби и увлечения» (труд для души) и «домашний труд» (труд для себя и семьи). Однако среди этих двух разновидностей явное первенство занимают «увлечения» Это и понятно ведь сам малыш «трудится» только тогда, когда это его привлекает, доставляет удовольствие; когда лично он в этом заинтересован. Постепенно (начиная со среднего дошкольного возраста, когда начинает появляться произвольность психических процессов) все больше в жизнь детей входят элементы так называемого «домашнего труда» то есть для окружающих, знакомых людей и друзей, а не только лично для себя.

Самым сложным для дошкольников является понятие «профессиональная деятельность». Маленькие дети, не понимая специфики профессиональной деятельности взрослых людей, относят ее к тем видам труда, специфика которых им понятна (на интуитивном уровне). В первую очередь - это хобби и увлечения. Поэтому малыши часто воспринимают ежедневный уход родителей на работу, как предательство по отношению к себе. Для полноценного овладения понятием «трудовая деятельность» педагогистроят свое руководство по двум направлениям:

1. Теоретическое - формирование представлений. Основные методические приемы - рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда.

2. Практическое - непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы - приобщение детей к реальным трудовым усилиям (с получением результата).

В дошкольном возрасте по двум направлениям одновременно можно вести работу только с понятиями «труд для души» и «труд для себя и близких». Понятие «профессиональный труд» формируется только на теоретическом уровне. Поэтому здесь большую роль играет формирование отношения к профессиональному труду через конкретных людей - представителей определенных профессий. Именно эти люди погружают детей в свою трудовую деятельность, доводят до их сознания мысль о важности труда для других людей.

Участники: дети, родители и воспитатели старшей группы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

I этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы

Проблема исследования: в начале учебного года, после проведённых бесед с детьми на тему «Кем работают мои родители»,выяснилось: самым сложным для дошкольников является понятие «профессиональная деятельность. Дети, не понимая специфики профессиональной деятельности взрослых людей, относят ее к тем видам труда, специфика которых им понятна (на интуитивном уровне). В первую очередь - это хобби и увлечения. Поэтому дошкольники часто воспринимают ежедневный уход родителей на работу, как предательство по отношению к себе. Воспитатели объявили конкурс для детей и родителей на лучшую аппликацию или рисунок — «Кем работают мои папа и мама». Пока дети занимались обсуждением и изготовлением своих работ на конкурс,возникли вопросы: чем занимаются родители на работе? Почему нужно работать родителям? Какую пользу они приносят людям своим профессиональным трудом? Какие ещё профессии есть?

Гипотеза исследования: (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед с родителями, чтения литературы и экскурсий): Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь. давайте вместе вспомним, какие есть профессии. Верно! Учитель, врач, воспитатель, водитель, библиотекарь, продавец, бухгалтер. Профессий очень много! О некоторых, самых распространенных, мы поговорим с вами. Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.

Расскажите, как и у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие?

Какая профессия у вашей мамы? А у папы?

Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему? Как возникли профессии?

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования была поставлена цель: формирование ценностного отношения к разнообразным видам трудовой деятельности взрослых и её роли, значении для других людей (детей).И определены следующие задачи:

1. Развитие потребности в приобретении новых знаний о трудовой профессиональной деятельности взрослых.

2. Формирование у дошкольников осознанного отношения к понятию «профессиональная деятельность».

3. Систематизация знаний о профессиях, взаимосвязь всех компонентов трудового процесса.

4. Приобщение детей к реальным трудовым усилиям (с получением результата).

5. Воспитание уважения результата трудовых усилий взрослых.

6.Формирование познавательных и конструктивных умений: наблюдать, моделировать, сравнивать, анализировать и систематизировать; отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.

Результаты исследования:

— альбом рисунков и аппликаций детей «Кем работают мои папа и мама;

— фотоальбом «Профессии родителей»;

— коллаж «Любимое хобби мамы»;

— альбом стихов, загадок, пословиц, песен, фотографий, рисунков, открыток о профессиях.

II этап. Организация исследования в рамках проекта

1. Сбор, анализ и систематизация информации о строении и условиях произрастания ели,ее значении для человека и способах применения:

• проведение познавательного занятия «Что такое профессия.

• чтение и обсуждение сказок, рассказов, стихов о профессиях;

• подбор загадок, стихов, пословиц, песен о профессии;

o специальные ежемесячные занятия (экскурсии);

o традиционные ежемесячные «Встречи с интересными людьми»;

o реальные трудовые действия детей (самообслуживание, труд в природе и пр.) , их фиксация ;

o обсуждение (восхищение) и планирование традиции «Наши славные дела»;

• - информационно – просветительская работа с родителями, о ценности приобщения детей к трудовой деятельности.

• экскурсии вместе с родителями к различным учреждениям города;

• просмотр и отбор рисунков и фотографий, открыток с изображением профессиональной деятельности для альбома «Профессии».

2.Творческая познавательная деятельность детей:

— организация совместно с воспитателем сюжетно –ролевых игр: «У врача», «На пожаре», «Детский сад», «Парикмахер», «Строительство плотины», «Магазин».

— аппликация, рисование на тему «Кем работают мои папа и мама», составление альбома работ детей «Профессии»;

— оформление фотоальбома «Профессии родителей»;

— создание и обсуждение игр (дидактических, подвижных, театрализованных) о разных профессиях.

Перспективный план ознакомления с трудом взрослых

Месяц Профессия Форма работы

Сентябрь Нефтяник Экскурсия по городу Муравленко.

Октябрь Врач, медсестра Традиция «Встреча с интересными людьми». С. Р. И. «У врача»

Ноябрь Пожарные. Традиция «Встреча с интересными людьми».

Сюжетно – ролевая игра «На пожаре».

Декабрь Помощник

воспитателя Традиция «Встреча с интересными людьми». Сюжетно – ролевая игра «Детский сад».

Январь Парикмахер Экскурсия в парикмахерскую. Традиция «Встреча с интересными людьми». С. Р. И. «Парикмахер».

Февраль Работники

почты Экскурсия на почту. Наблюдения за трудом работников почты.

Март Продавец Экскурсия в магазин. С. Р. И. «Магазин»

Апрель Музейный

работник Традиция «Встреча с интересными людьми». Экскурсия в музей.

Май Строитель Сюжетно – ролевая игра «Строительство плотины».

Традиция «Встреча с интересными людьми».

III этап. Презентация результатов

исследовательской деятельности:

• Выставка рисунков в вестибюле детского сада «Кем работает мои папа и мама»

• Презентация в группе альбома игр, рисунков, фотографий и открыток с изображением разных профессий — «Профессии родителей».

• Познавательное развлечение «Все работы хороши – выбирай на вкус».

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект для детей подготовительной группы по программе «Школа 2100» «По странам и континентам» Проект "По странам и континентам" для детей подготовительной группы. Работа по ОС "Школа 2100", программа "Детский сад 2100" Цель: формирование.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Педагогический проект «Ребёнок в мире профессий»
Опубликовано: 21 января 2014 в 15:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки