МААМ-картинки

Педагогический проект «Релаксационные упражнения в коррекционной работе с детьми с заиканием»

Александра Ефремова
Педагогический проект «Релаксационные упражнения в коррекционной работе с детьми с заиканием»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Многолетний опыт логопедов различных практических учреждений показал, что при коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов — необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

Публикация «Педагогический проект „Релаксационные упражнения в коррекционной работе с детьми с заиканием“» размещена в разделах

Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются у него мышцы губ. языка, шеи, а также органы голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние приводят к напряжению новых групп мышц (всего лица, корпуса, рук, ног). Все это усугубляет заикание, так как напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими {т. е. говорить без запинок, необходимо расслабить мышцы, снять их напряжение.

Мышечная и эмоциональная раскованность — это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим сконцентрировать внимание, снять напряжение.

Наиболее подвержены скованности заикающиеся дети, поэтому авторы и уделили им внимание. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. Когда человек пребывают в возбужденном состоянии, его мышцы чрезмерно напрягаются. От напряженных мышц в центральную нервную систему идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышпы, тем глубже состояние общего покоя. Поэтому заикающимся детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

Расслабляющие упражнения для мышц широко применяются учителями начальной школы на уроках (физкультминутки, упражнения для пальцев рук при письме и т. д. }. а также спортсменами, актерами.

Многие логопеды, работая с заикающимися детьми, пользовались упражнениями, которые помогали расслабить мышцы рук, ног. лица (Е. Ф. Рау, В. И. Рождественская, М. И. Мерлис, Л. М., Винокурова, Н. П. Мировская, С. М. Любинская и др. }. В детских методических учреждениях проводятся занятия с музыкальным сопровождением (логоритмика}. Такие занятия были разработаны в специальном детском учреждении при больнице им. Сербского профессором Н. А. Власовой и профессором В. А. Гринер. Эти занятия способствовали снятию напряжения мышц.

Затем профессор Н. A. Власова вместе с врачом В. С. Кочергиной и сотрудниками составила «Методи:еское письмо», в котором были рекомендованы и разработаны методы проведения релаксации с заикающимися детьми дошкольного возраста.

В предлагаемом комплексе расслабляющих упражнений использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора Джекобсона (США}, который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц.

Группу для детей с заиканием посещают 10 детей. Изучение данного контингента детей показало:

2010-2012 учебные годы

У 30% детей заикание клонической формы легкой степени

У 60% детей заикание средней степени на резидуально-органическом фоне, клонической и клона-тонической формы;

У 10% детей заикание клоно-тонической формы тяжелой степени.

2012-2013 учебный год

У 20% детей заикание клонической формы легкой степени;

У 80% детей заикание средней степени на резидуально-органическом фоне,

клонической и клоно-тонической формы

Цель: Коррекция заикания через использование расслабляющих упражнений.

Задачи:

1. Снижение психо-эмоционального напряжения и тревожности у детей с заиканием

2. Обучение детей и их родителей навыкам релаксации.

3. Обогащение технической и предметно-развивающей среды в группе.

Ожидаемые результаты.

Дети должны овладеть навыками мышечной релаксации, что позволит снять психо-эмоциональное напряжение и тревожность.

Родители должны научиться распознавать мышечное расслабление и добиваться релаксации в домашних условиях.

Срок реализации: Сентябрь - Ноябрь 2012-2013 учебного года.

В нашей работе мы выделили 3 этапа:

I — подготовительный

II —основной

III — заключительный.

I этап.

Срок: 1-20 сентября 2012 года

Цель: подготовка работы в рамках проекта.

Задачи:

1. Создание и подготовка необходимой материально-технической базы;

2. Обучение детей мышечной релаксации по контрасту с напряжением;

3. Знакомство родителей с техникой релаксации по контрасту с напряжением;

Работа с детьми

Мероприятие Знакомство детей с позой покоя

Учить детей навыкам расслабления по контрасту с напряжением мышцы конечностей

Упражнения: «Кулачки», «Загораем», «Кораблик»

Срок 3-5 сентября

Ответственный Педагоги

Ресурсы Стулья по росту детей

Мероприятие Учить детей навыкам расслабления по; контрасту с напряжением мышцы корпуса

упражнения: «Штангист». «Загораем», «Шарик»

Срок 6-14 сентября

Ресурсы Стулья по росту детей, спортивный инвентарь

Мероприятия Учить детей навыкам расслабления по контрасту с напряжением мышцы

Срок 15-20 сентября

Ресурсы Стулья по росту детей, зеркало

Работа с родителями:

МероприятиеЗнакомство родителей с темой проекта

Срок сентябрь

Ответственный Педагоги и родители

Ресурсы Демонстрационный материал

Проведение мастер-класса по обучению методике расслабления по контрасту с

напряжением Методические пособия

Раздаточный материал

II этап.

Срок: 20 сентября- 20 октября 2012 года

Цель: реализация проектной идеи

Задачи:

1. Освоение материально-технической базы;

2. Обучение детей мышечной релаксации по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности;

3. Знакомство родителей с техникой релаксации по представлению.

4. Знакомство педагогов с техникой релаксации по представлению

Работа с детьми:

Мероприятие

Расслабление конечностей, мышц шеи и живота по указанию логопеда на основе прошлого опыта детей.

Срок 20-28 сентября

Ресурсы Стулья по росту детей

Аудиопроигрователь,

записи спокойной музыки

ОтветственныйПедагоги

Мероприятие Расслабление по представлению с включением внушения покоя игра

«Волшебный сон»

Срок 1-20 октября

Ресурсы Аудиопроигрователь,записи спокойной музыки

Работа с родителями

Мероприятие Знакомство родителей с целью расслабления по представлению

Срок октябрь

Ответственный педагоги и родители

Ресурсы Демонстрационный материал

Проведение мастер-класса по обучению методике расслабления по представлению Методические пособия

Раздаточный материал Аудиопроигрователь,

III заключительный этап работы

Срок: 20 октября- 30 ноября 2012 года

Цель: реализация проектной идеи

Задачи:

1. Освоение материально-технической базы:

2. Обучение детей мышечной релаксации по внушению;

3. Знакомство родителей с техникой релаксации по внушению;

4. Знакомство педагогов с техникой релаксации по внушению

Работа с детьми:

Мероприятие Расслабление «Волшебный сон»

Срок 28 октября – 30 ноября

Ответственный педагоги

Ресурсы Аудиопроиграватель, записи спокойной музыки

Работа с родителями:

Мероприятие Знакомство родителей с целью расслабления по внушению

Срок октябрь

Ответственный Педагоги и родители

Ресурсы Демонстрационный материал

Проведение мастер-класса по обучению методике расслабления по внушению. Методические пособия

Раздаточный материал. Аудиопроигрователь,

Вывод:

Конечно, нельзя рассматривать релаксацию как обособленную деятельность. она является неотъемлемой частью всего курса занятий по восстанавлению плавности речи. на каждом этапе логопедической работы логопед и родители должны создавать спокойный настрой у детей и следить за соблюдением правил плавной речи.

Изучив литературу по данному вопросу мы отметили следующие функции релаксации:

1. Регулятивная – снятие психо-эмоционального напряжения, формирование чувства покоя.

2. Оздоровительная – улучшается общее самочувствие, нормализуется сон.

Релаксация помогает в формировании самоконтроля, ориентировке в собственном теле, учит прислушиваться к своим ощущениям.

Целью нашего проекта была коррекция заикания через использование расслабляющих упражнений. Данный проект рассчитан на 3 месяца в начале учебного года.

На всех этапах реализации проекта мы проводили работу по 3-м направлениям: подготовка коррекционной среды, ознакомление с работой родителей и обучение детей.

Конечно, не все дети сразу обучились релаксации. Длительные и повторные занятия дают хороший эффект. Успех во многом зависел от последовательности и регулярности домашних тренировок. Некоторым особенно возбужденным детям не удавалось сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения релаксации на первом этапе. С ними проводилась индивидуальная работа в виде беседы, им разрешалось спокойно посидеть и понаблюдать за тем как расслабляются другие дети. Со временим они также научились приемам релаксации и даже сами просили поиграть в «Волшебный сон». Наш опыт показал, что в результате применения приемов релаксации у многих детей наладился сон, они стали более уравновешенными и спокойными. Все это способствовало улучшению их речи.

По результатам мониторинга можно было отметить следующие результаты:

снижение уровня запинок, снижение уровня тревожности и общее улучшение плавности речи в 100% случаев.

Таким образом, можно говорить об эффективности проделанной работы.

Литература:

1. Выгодская И. Г. Устранение заикания в игровых ситуациях. Кн. Для логопеда/И. Г.

Выгодская, Е. Л. Пелленгер, Л. П. Успенская. — 2-е издание, перераб. И доп. — М. : Просвещение, 1993

2. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. Для логопеда — М. : Просвещение, 1983. — 144стр.

3. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду.

Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. — М. : Мозаика-Синтез, 2006. -64с.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Релаксационные упражнения в коррекционной работе с детьми с заиканием»
Опубликовано: 14 апреля 2014 в 21:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Релаксационные упражнения в коррекционной работе с детьми с заиканием»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Ефремова (УИ 205152) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД