Лучший педагог года

Педагогический проект «Ремесла матушки-Руси»

елена пантелеева
Педагогический проект «Ремесла матушки-Руси»

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

Педагогический проект

"Ремесла матушки-Руси"

Выполнила:

воспитатель Пантелеева Е. А.

I квалификационная категория

Городской округ город Выкса

2017 год

Паспорт проекта :

Вид проекта : информационно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный (ноябрь-декабрь).

Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители.

Методы реализации проекта :

Публикация «Педагогический проект „Ремесла матушки-Руси“» размещена в разделах

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

Познавательная деятельность

Коммуникативная деятельность

Художественно-творческая деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Актуальность: Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.

Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Учитывая это, было принято решение провести углубленную работу по ознакомлению детей с народными промыслами Нижегородского края, обогащая при этом развивающую среду группы.

Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащённой предметами народно-прикладного промысла, развивает творческие способностей детей, усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа, народно-прикладным искусством Нижегородского края.

Задачи:

- обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве России;

- развивать у детей познавательный интерес к русскому народно-прикладному творчеству;

- продолжать знакомство с русскими народными промыслами (Городецкой, Семеновской, Хохломской росписями и т. д., их историей и особенностями;

- закрепить представления детей о народных промыслах Нижегородского края, вызвать у детей интерес к незнакомым народным промыслам малой Родины;

- воспитывать у детей чувство гордости за родной край;

- ориентироваться в различных видах росписи, видеть красоту и своеобразие городецкой, гжельской, хохломской росписей и т. д. ;

- развивать творческие умения в составлении узоров по мотивам народных росписей, чувство цвета, композиционные умения;

- воспитывать эстетические и этические чувства, уважение к работе народных мастеров;

- активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель, Полхов – Майданская роспись;

- создать условия для применения детьми знаний, умений, творческих способностей;

- привлечь родителей к совместному участию в проектной деятельности, развить интерес к сотрудничеству с детским садом, созданию мини-музея по теме проекта.

- обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».

Ожидаемые результаты:

- у воспитанников группы расширятся представления о различных видах народно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, Полхов-Майданская, семеновская росписи и т. д., их истории и особенностях;

- дети научатся различать изделия разных народных промыслов, выделять характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный узор композиции;

- появятся новые представления о ранее неизвестных промыслах Нижегородского края (малой Родины) – Бородачевская игрушка;

- разовьются творческие умения по оставлению узоров по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта;

- сформируется чувство гордости за родной край, уважение к работе народных мастеров;

- пополнится РППС предметами народно-прикладного творчества для применения знаний, умений, творческих способностей детей группы;

- благодаря совместному участию в проектной деятельности родителей воспитанников, детей и воспитателя в группе появится мини-музей «Россияночка»;

- проведенная работа будет способствовать формированию и развитию творческих способностей воспитанников группы в дальнейшей жизни;

- родители будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народно-прикладного творчества.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.

Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты, альбомы с элементами росписи);

Подготовка презентации по ознакомлению детей с народными промыслами;

Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Разработка цикла бесед о видах народно-прикладного творчества;

Пополнение РППС группы предметами народно-прикладного творчества;

Создание мини-музея народно-прикладного творчества «Россияночка» совместно с родителями.

Основной этап

Проведение тематических бесед;

Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков (совместно с родителями);

Презентации (экскурсия в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет);

Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей, предметов народно-прикладного искусства;

Чтение сказок, былин и литературных произведений;

Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок;

Разучивание русских подвижных народных игр Нижегородского края.

Познавательное развитие:

Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «История русской матрешки», «Весёлый Городец», «Семёновские сувениры»;

Просмотр тематического альбома «Народное искусство»;

Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство»;

Беседы «Золотая Хохлома», «Сине-голубое чудо», «Веселый Городец», «Дымковская сказочная страна», «Знакомьтесь, русская матрешка», «Богородская резная игрушка»,

«Русская народная игрушка» - выставка (матрёшки Семёновская, Дымковская, Городецкая, Бородачевская);

РОД «Путешествие в мир народных мастеров»;

Речевое развитие:

Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Золотая хохлома»;

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи)

Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

Народные промыслы родного края. Экскурсия в Центральную районную библиотеку.

Проблемные ситуации «Что случилось у матрешки»;

Социально-коммуникативное развитие:

Игровые образовательные ситуации.

Дидактические игры «Мы расскажем, а вы отгадайте», «Да-нет», «Чудо узор», «Подзорная труба», «Собери узор», «Сувенир из России», «Вернисаж», «Русские узоры».

Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости», «Магазин промыслов», «Угостим матрешек чаем»; «Ярмарка», «Мастерская народных умельцев»;

Викторина «Матрёшкины загадки»;

Мастер-класс экскурсоводов мини-музея группы «Россияночка»;

РОД: «Промыслы Нижегородской губернии».

Художественно-эстетическое творчество:

РОД по рисованию: «Укрась тарелочку. Хохлома, Гжель», «Купавка» декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи, «Городецкий узор»;

Лепка «Дымковская барышня», «Городецкая игрушка»;

Выставка рисунков и поделок «Народные промыслы Нижегородского края»;

Знакомство с музыкальным песенным творчеством: «Мы веселые матрешки», «Матрёшки», «Матрешка на окошке»;

Музыкально-ритмические движения с деревянными ложками;

Театрально-игровая деятельность: показ театра кукол по русским народным сказкам: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».

Физическое развитие

Комплексы утренних гимнастик: «Матрёшки», «Заводные игрушки»;

Подвижные и хороводные народные игры: «Ловишка, бери ленту», «Горелки», «Гори-гори ясно», «Лапта», «Воротца», игры Нижегородского края;

Динамические паузы.

Заключительный этап

Оформление выставки рисунков и поделок детей;

Итоговая беседа о народных промыслах;

Создание мини-музея народных промыслов «Россияночка».

Работа с родителями:

привлечение родителей к сбору предметов народных промыслов для мини-музея;

совместное изготовление поделок «Народные промыслы» своими руками;

создание буклета «Народные промыслы России»;

консультация для родителей «Местный промысел – Бородачевская игрушка»;

оказание помощи в подборе информационного и наглядного материала по народно-прикладному искусству Выксунского района – Бородачевской игрушке;

посещение с детьми музея «Усадебно-промышленного комплекса Баташевых-Шепелевых» (знакомство с Бородачевской игрушкой);

участие в выставке на уровне ДОУ на тему «Народные промыслы».

Итоги проекта :

В результате проектной деятельности по приобщению детей к народно-прикладному искусству у воспитанников группы появился познавательный интерес и желание еще больше узнать о творчестве русских народных умельцев и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали ориентироваться в различных видах росписи, научились составлять выразительные узоры по мотивам народных росписей, различать стили известных видов декоративной живописи.

Они познакомились с историей возникновения промыслов (Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовская роспись и т. д., а также с народно-прикладным творчеством родного края – Бородачевская игрушка.

Опыт работы по проекту показал, что детей привлекают произведения

народного искусства, они легко воспринимаются ими. Это доступно детскому

восприятию, так как оно несет в себе понятное содержание, которое в

простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть

окружающего мира.

Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и развивает в детях эстетическое восприятие, воспитывает любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.

4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

7. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

8. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез, 2013.

9. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

10. https://www.nsportal.ru

11. https://www.maam.ru/

Публикации по теме:

Проект «Белые секреты-матушки зимы» Цель проекта: Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года. 1) Расширять представления о зимних природных явлениях через.

Культура, народные промыслы и ремесла Коми Края!Культура, народные промыслы и ремесла Коми Края! Республика Коми – одна из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Коми «Об образовании» четко определена необходимость.

Недельное календарно-тематическое планирование в старшей логопедической группе «Чем пахнут ремесла?» Октябрь 2017г. Тема недели: «Чем пахнут ремесла?» Возрастная группа: старшая логопедическая Итоговое мероприятие: Коллаж «Я мечтаю быть.

Коллективная аппликация «Образ матушки Зимы»Коллективная аппликация «Образ матушки Зимы» Конспект НОД по созданию коллективной аппликации в подготовительной группе «Образ Матушки – зимы» с применением нетрадиционной техники.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Народные ремесла Кубани. Кузнечное дело» Задачи: Образовательная: Уточнить и закрепить знания детей о родном крае. Познакомить детей с трудом кузнеца, довести до сознания детей.

Консультация для воспитателей «Народные ремесла Кубани» Традиционное народное искусство – явление сложное по своему составу. Народно-декоративное прикладное искусство- результат творчества многих.

Методическая разработка развлечения «Ремесла Архангельского Севера» для детей подготовительной группы МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развлечение «Ремесла Архангельского Севера» для детей подготовительной группы и родителей Интеграции образовательных.

НОД по познавательному развитию «Все ремесла хороши» (старший дошкольный возраст) Цель: Знакомство с народными ремеслами и развитие познавательного интереса к русским народным обычаям и традициям. Задачи: Обучающие:.

Конспект занятия «Проказы матушки-зимы» Возрастная группа: старшая Цель:Обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце – декабре, используя разные жанры устного народного.

Фотоотчет об экскурсии в «Живой музей ремесла»Фотоотчет об экскурсии в «Живой музей ремесла» Мы живем в Нижнем Новгороде. Ходим в детский сад №230, Нижегородского района. Мы любим свой город, и уже много о нем знаем. В нашем городе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Ремесла матушки-Руси»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 20:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД