Манаенкова Нелли (Латыпова)
Педагогический проект «Ритмопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Музыкальный руководитель Манаенкова
Нелли Фатклисламовна
МБОУ «Центр образования №11»
Тема: Ритмопластика.
(методическое пособие Ж. Е. Фирилевой и Е. Г. Сайкиной «Танцевально – игровая гимнастика «Са – фи - дансе»)
Цель: Всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет средствами танцевально- игровой гимнастики.
Задачи:
1. Укрепление здоровья;
Публикация «Педагогический проект „Ритмопластика“» размещена в разделах
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников;
3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся.
Срок проведения – долгосрочный, рассчитан на 3 года.
Начало действия педагогического проекта – 2015-2018год.
Возрастная группа – старшая, подготовительная группа.
Окончание проекта – 2018 – 2019 у. г.
План работы первого года обучения.
1 квартал:
1. Изучение творческой части, обращая внимание на особенности обучения детей 4- 5летнего возраста (пособие «Са-фи-дансе» Сайкиной, Фирилевой)
2. Подбор детей в кружок «Золотой ключик»».
3. Составление перспективного плана
4. Подбор музыкального сопровождения и разучивание композиций «Ежики», «Рябины», «Грибы», «Зонтики»
5. Сюжетное занятие «На лесной опушке»
2 квартал:
1. Разработка рекомендаций и консультаций по экспериментальной работе
для воспитателей
2. Отчет за 1-ое полугодие
3. Работа по систематизации материала по инновации «Ритмопластика»-февраль
4. Тематическая проверка «Итоги экспериментальной работы по ритмопластике» - февраль.
5. Привлечение родителей к педагогическому процессу, их участие в подборе фонотеки, изготовление атрибутов, декораций, костюмов.
6. Внедрение ритмопластики в повседневную жизнь детского сада, начиная с младших групп на музыкальных–занятиях - пальчиковая гимнастика, музыкальные игры ; со средних групп - на музыкальных занятиях – игровые танцы, игры – путешествия, игроритмика; включение элементов танцевально – ритмической гимнастики в физминутках. В старших группах применяется вся модель программы «Са-фи-дансе»-игроритмика, игрогимнастика, игротанцы (ритмопластика, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия, креативная гимнастика на утренней гимнастике, физ. занятиях, физминутках, на праздниках и вечерах развлечений, через кружковую работу, в свободное время от занятий.
3 квартал.
1. Закрепление данных детям знаний и умений по ритмопластике на итоговом занятии «Путешествие в Маленькую страну»
2. Составление циклограмм, обследований уровня развития способностей
детей в ходе обучения ритмопластике.
3. Вывод по инновационной работе.
Итоги работы по реализации педагогического проекта «Ритмопластика»
Парциальная программа «Са- Фи- Дансе» по танцевально- игровой гимнастике (ритмопластике) под редакцией Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на три года обучения – (от 4 до 7 лет).
Ритмопластика решает следующие задачи:
- укрепление здоровья, силы, ловкости, координации движений;
- совершенствование психомоторных способностей;
-
- развитие творческой самореализации ребенка.
Мое творческое кредо – каждый ребенок по-своему талантлив. Дети с радостью должны заниматься в музыкальном зале. Даже впервые пришедшие дети с удовольствием повторяют по показу движения под интересную, веселую музыку. В дальнейшем, в ходе работы с детьми, выявление способных, ярких, эмоциональных, талантливых ребят.
С учетом ФГОС в планировании образовательной области «Музыка» большое значение придается ритмопластике (танцевально – ритмической гимнастике, начиная с 1 младшей группы.
В нашем детском саду работа по ритмопластике ведется с 2015 года. На самых первых занятиях с малышами мы использовали пальчиковую гимнастику, когда они под считалочку сгибают и разгибают пальчики. Эти упражнения развивают ручную умелость, мелкую моторику и координации движений рук, речь, повышают работоспособность и развивают психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.
С ребятами постарше уже занимаемся игрогимнастикой, игропластикой – дети выполняют движения, которые помогают формировать умения и навыки, необходимые при дальнейшей работе по программе.
Игроритмика развивает чувство ритма и двигательные способности, позволяющие свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим особенностям музыкального произведения.
После этих занятий переходим к более сложным - танцевально- ритмической гимнастике (ритмопластике, где представлены образно- танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Работе с детьми предшествовала работа с воспитателями, а именно: семинары и специальные занятия по ритмопластике. Музыкальный руководитель совместно с воспитателями подбирают интересную ритмическую композицию, подбирают яркую современную музыку, продумывают атрибуты, костюмы.
Работа по ритмопластике велась сначала через кружковую работу, начиная 2016 года мы включаем ее во все виды детской деятельности (утренняя гимнастика, музыкальные занятия, физкультурные паузы на занятиях).
Мы считаем, что преимуществом данной методики являются то, что ее можно успешно включать в работу с детьми разного возраста.
В течение первого и второго года обучения были подготовлены и использованы на праздниках, развлечениях, конкурсах следующие образно-ритмические композиции: «Есть друзья», «Маленький ежик», «Тучка», «Дождик», «Телеграмма», «Барбарики», «Если тянет веселиться», «Плакали зверюшки», «Медведь и пчелы».
В ритмопластику стали добавлять сложные танцевальные фигуры: «веревочка», «шаг с притопом», скрестные шаги, различные движения рук и ног, подскоки.
В 2015 году мы показали номер с элементами ритмопластики «Танец с обручами» на спортивном конкурсе, проводимом ГОРУО среди ДОУ города.
В 2016 году на Спортивной Олимпиаде наши дети исполнили с успехом ритмический танец с султанчиками «Тики-тики».
В 2016 году во все праздники включались самые яркие постановки, такие как «Овощной суп», «Капризные зонты», «Маленький ежик», «Капельки», «Друзья», «Зарядка», «Рыжий апельсин», «Я рисую солнце».
В феврале 2017 году в честь 100 –летия заповедной системы в России в старшей группе нашего детского сада было показано открытое занятие «Заповедный урок». На этом занятии был показан ритмический танец «Пчелы и медведь», «Елочки» и в качестве физминутки дети показывали ритмопластику «На большом воздушном шаре».
У детей отмечаются положительные сдвиги при самостоятельном выполнении композиции: выразительность, согласованность, пластичность.
Мы считаем, что обучение по программе «Са – Фи – Дансе» способствует оптимизации роста и развитию опорно- двигательного аппарата, формирует правильную осанку, содействует профилактике плоскостопия, развивает и совершенствует органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, развивает гибкость, выносливость, ловкость.
Работа по ритмопластике соответствует культурным запросам и физическим возможностям детей среднего и старшего возраста, развивает творческие способности, без чего невозможно приобщение к современному музыкальному движению в целом.
При дальнейшей работе по обучению ритмопластике мы выявили ряд условий для успешного проведения занятий:
- занятия проводятся в спортивном или музыкальном зале, в яркой спортивной форме, при наличии спортивного инвентаря, разнообразной фонотеки;
- создание эмоционально- положительной непринужденной обстановки;
- учет нагрузки и дозировки упражнений в каждой возрастной группе;
- создание дружеской обстановки между взрослыми и детьми;
Занятие начинается с разминки - это гимнастические упражнения, небольшие танцевальные блоки, выполняемые с малым объемом движений и меньшей интенсивностью. Основная часть занятия выполняется в высоком темпе, но обязательно соответствующем возрасту детей. В заключительной части даются упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения, релаксация.
На каждом занятии детям предлагаются переменки, включающие акробатику, музыкально- подвижные игры и элементы психогимнастики, а также креативные игры и задания.
Результаты кропотливой систематической работы положительные: дети средних групп показали открытое сюжетное занятие по ритмопластике «В осеннем лесу». Дети старших групп освоили хореографические шаги: приставной шаг, боковой галоп, шаг польки, различные перестроения. Они стали более пластичными, музыкальными, грамотно, выразительно и самостоятельно выполняющими полюбившие композиции. Большое значение мы придавали творческому виду ритмопластики – креативной гимнастике: игры- путешествия, игры- сказки, например: «Цветик - семицветик», «Займи место», «Повтори за мной», «Выставка картин», «Создай образ», «Трансформеры», «Дирижер- оркестр», «Моцарт и Сальери».
Дети получают задание – каждый из них должен изобразить животное, которое переплавляется через речку. Прыгает, оглядываясь по сторонам, трусливый зайчик, грациозно перепрыгнула ручей пантера, проплыл и отряхнулся волк, пролетел аист – малыши сразу вживаются в роли своих героев. Любят изображать застывших героев сказок или животных в той или иной позе, составлять живые картины – инсценировкииз любимых сказок, а директор выставки, их ровесник, предлагал посетителям приобрести тот или иной экспонат.
Ритмопластика – это синтез физкультуры, танца, музыки, развития речи, театра. Театрализация присутствует всюду: в сценариях праздников, досугов, ритмопластических композициях. За 3 года дети участвовали в играх – путешествиях с использованием ритмопластики, таких как: «В гости к Чебурашке», «Искатели клада», «Клуб веселых человечков», «Космос», «Конкурс танца», «Путешествие на Северный полюс», «Морские учения», «Цветик- семицветик», «Путешествие в Маленькую Страну».
Ритмопластика активизирует творческие возможности детей, максимально раскрепощает и эмоционально раскрывает их. Почти все дети показали, что хорошо понимают язык пластики.
Для старших дошкольников мы выбираем веселую музыку, жизнерадостные мелодии. Это - не только музыка из мультфильмов, но и шедевры классической инструментальной музыки, популярные хиты. В 2016-2017 учебном году на утренней гимнастике каждый месяц мы меняли ритмопластику, и соответственно музыку. Сентябрь - <Капельки >, октябрь-<Сара-Барабу>, ноябрь-<Телеграмма >, <Гениальный сыщик>; декабрь <Под музыку Вивальди>, <Песня Бременских музыкантов>,; январь-< Зима>, февраль, <Марш с барабанами>, <Наша армия >; март- <Канкан>, <Мамонтенок>; апрель<Капризные зонты >, <Полонез> Шопена; май- <День Победы>, <Тучи в голубом >.В этом перечне виден не только музыкальный разнообразный репертуар, но и постоянно меняющие ритмопластические композиции, которые дети с удовольствием исполняют, причем каждая танцевальная миниатюра имеет свой сюжет. К концу года эти движения стали более изящными, отработанными, а самое главное- дети стали динамично двигаться в такт и ритм музыке. Были освоены различные фигуры характерных танцев: танцевальные шаги и движения, адаптированный для дошкольного возраста, шаг вальса, <воротики>, канкан - прыжки и т. д., боковой галоп из круга и в круг на 2 счета.
Что радует, то это результаты повседневного труда: дети моментально запоминают показанные движения, повторяют их, отрабатывают с легкостью и удовольствием. Композицию <Модницы> девочки придумали сами, на каждую фразу песни было поставлено подходящее по смыслу музыке и тексту движение. В апреле мы показали весеннюю сказку <Как вылечили Мишку>, а осенью – «Чудеса в осеннем лесу» с элементами ритмопластики. Последний этап парциальной программы <Са-Фи-дансе> - креативные этюды - здесь были исполнены детьми самостоятельно, благодаря систематической, кропотливой работе по развитию творческих проявлений. Образы мышки, зайца, лисички, волчонка получились яркими и запоминающими благодаря подобранной музыке и характерным движениям. Можно сказать, что образы Медведя, Ежика, Бабочки и Пчелы в исполнении Роберта, Ярика, Насти и Полины получились по- настоящему артистичными.
Региональный компонент включает в себя музыкальные произведения местных авторов, танцы народов КЧР. Работа по ритмопластике ведется по плану и темам занятий с педагогами и детьми. План работы утвержден на совете педагогов №1 от 29.09.2015 года.
.Проведены консультации: «Применение ритмопластики в повседневной жизни детского сада», ««Особенности обучения по методике «Са-Фи-Дансе», «Креативная гимнастика- новый подход в развитии творческих «Решение физкультурно - оздоровительных задач через ритмопластику». Работа по ритмопластике включена во все виды детской деятельности утренняя гимнастика, музыкальные занятия, физкультурные паузы на занятиях, кружок «Золотой ключик». Повысился интерес к ритмопластике со стороны детей, воспитателей и родителей.
Родители не только интересуются успехами своих детей, помогают в изготовлении костюмов, атрибутов. Для родителей были написаны консультации и рекомендации: «Какие способности развивает ритмопластика у детей?», «Эстетический вид детей на праздниках», «Почему дети любят ритмопластику и как ее использовать дома?» и др.
В дальнейшем, мы планируем в своей работе более активное участие родителей. Так, в феврале 2018 года у нас запланировано мероприятие «Минута славы с папой», где будут использоваться новейшие разработки по ритмопластике, чтобы танцевали не только дети, но и родители. Также некоторые роли тоже планируем отдать родителям.
Вывод: в 2015 году с начала года у детей, занимающихся в кружке «Золотой ключик», 5 баллов было у 58%, 4 балла – 42 %, к концу года 5 баллов оказалось у 92%, 4 балла – у 8% детей.
Это подтверждает, что инновация «Ритмопластика» внедрена и рекомендована для обобщения нашего опыта работы в другие детские сады.
Но остаются и проблемы. Это плохое посещение детей, непонимание некоторых родителей в серьезности работы, недостаточное количество хорошей, детской музыки. Необходима более кропотливая, ежедневная работа над движениями, ведь творческие проявления невозможны без создания основной базы.
В перспективе я в своей работе продолжу развитие у детей:
- музыкально – пластических способностей, соединение внутренних переживаний с внешним физическим воздействием ;
- Развитие творческих способностей;
- Желание выступать на сцене, двигаться под музыку согласованно, взаимосвязано, что способствует социализации ребенка в обществе.