Педагогический проект «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

Евгения Мишинова
Педагогический проект «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта Педагогический проект «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

Разработчик проекта Воспитатели: Мишинова Е. Б.

Цель проекта Развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке.

Задачи проекта Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитывать нравственные ценности…

Воспитывать умение у младших дошкольников

отличать сказочные ситуации от реальных

Ожидаемые результаты Стабилизация эмоционального состояния детей.

Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств. Проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.

Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с детьми.

Срок реализации 2014-2015 учебный год

Вид проекта Познавательный, групповой, долгосрочный.

Участники Дети средней группы, родители, воспитатели группы.

Интеграция образовательных областей Познание, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, безопасность, труд.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является воспитание сказкой.

Актуальность воспитания сказкой заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

Основные возможности воспитания сказкой заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Воспитание сказкой - это деятельность, направленная на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Ещё наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Они не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей и учили их жизни.

«Сказка,- говорил А. Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством».

Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать? Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов - это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.

По мнению детских психологов и психотерапевтов, сказочная реальность для психологического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.

Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае сказкотерапия будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.

Цель проекта: Развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке

Задачи проекта:

Побуждать у детей интерес к сказкам.

Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

В основу реализации проекта легли следующие принципы:

1. Принцип систематичности и последовательности (перспективное планирование работы).

2. Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы).

3. Принцип активности, творчества.

4. Принцип наглядности (изготовление ряда пособий и игр на основе сюжета сказок).

5. Принцип гуманизации (ориентация на добро, справедливость, любовь к семье, воспитание гражданских качеств дошкольника);

6. Принцип интеграции (взаимодействие с родителями, детской библиотекой).

Ожидаемые результаты:

стабилизация эмоционального состояния детей;

возникновение у дошкольников личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств. Проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи;

взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с детьми.

Гипотеза проекта.

Мы предполагаем, что использование сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со сказками, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

Новизна состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Методами сбора информации являлись: изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анкетирование, апробирование и анализ проведенной работы.

Объектом проекта: является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Предметом представляется: сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Работа по нравственному воспитанию детей сказкой в рамках данного проекта осуществлялась по трем направлениям: работа с младшими дошкольниками, с родителями, работа над развитием предметно-развивающей среды.

Материально –техническое обеспечение проекта:

• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, ноутбук, USB-носитель.

• Материалы для продуктивной деятельности.

Учебно-методическое:

• Детская художественная литература.

• Энциклопедии.

• Методическая литература.

• Дидактические игры.

• Конспекты непосредственно образовательной деятельности и бесед по сказкам.

• Мультимедийные презентации.

Основные этапы проведения и реализации проекта

№ Мероприятия Задачи Сроки Участники

1. Подготовительный этап

Цель: создание благоприятных условий для реализации проекта

1.2. Составление перспективного плана по реализации проекта. Сентябрь

2015 г. Воспитатели

1.3. Изучение литературы, новых методик и технологий по теме проекта. Сентябрь

2015 г. Воспитатели

1.4. Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. Сентябрь

2015 г. Родители, воспитатели

1.5. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. Сентябрь

2015 г. Воспитатели

2. Основной этап

Цель: реализация проекта в воспитательно-образовательном процессе

2.1. Знакомство со сказкой (чтение и рассказывание сказок, прослушивание и просмотр аудиозаписей и видеозаписей сказок):

- «Снегурушка и лиса»,

- «Волк и семеро козлят»,

- «Колобок»,

- «Маша и медведь»,

- «Кот, лиса и петух»,

- «Курочка ряба»,

-«Теремок»,

- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Формировать умение строить предложения, добиваться правильного и чёткого произношения, развивать диалогическую речь; -повторять наиболее интересные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. («Речевое развитие»);

- развивать эмоциональное взаимодействие с взрослыми и детьми, умение вступать в процесс общения;

- воспитывать желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнёрам, сопереживать им, учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние («Социально - коммуникативное развитие»);

- воспитывать умение слушать художественные произведения до конца, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных («Художественно – эстетическое развитие»);

- развивать и обогащать двигательный опыт детей, развивать самостоятельность и творчество при выполнении упражнений. ("Физическое развитие");

- развивать интерес к настольному театру и приёмам вождения настольных кукол, желание участвовать в представлении. ("Познавательное развитие").

Способствовать повышению информационной культуры родителей о роли сказки в жизни детей. 2014-2015 учебный год Воспитанники

2.2. Инсценирование и драматизация сказок:

- пересказ сказки В. Сутеева «Котёнок, который забыл, как надо просить есть»;

- инсценировка сказки «Репка»;

- инсценировка сказки «Кошкин дом»;

- спортивно – театрализованное развлечение «В гости к колобку»;

- настольный театр «Заюшкина избушка»;

- игровая программа «Три медведя»;

- обыгрывание сказки «Колобок»;

- спортивно- театрализованное развлечение «В гостях у героев сказки»

2014-2015 учебный год Воспитанники

2.3. Консультации для родителей:

«Как выбрать полезную сказку для малыша»,

«Роль сказок в развитии речи ребенка», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»,

презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на итоговом родительском собрании

Октябрь, февраль,

май

2014-2015 учебный год. Родители, воспитатели

2.4. Посещение детской библиотеки «Буратино»13:

- обзор и просмотр книжной выставки «В гости к сказке»;

- просмотр кукольного спектакля «Теремок». Расширять кругозор за счет представлений о мире книг, развивать умение строить общение с разными людьми, способствовать становлению субъектной позиции ребенка речевом общении. В течение 2014-2015 учебного года. Воспитанники

педагоги

2.5 Рассматривание иллюстраций, слайдов по сказкам

Развивать познавательный интерес к сказочным сюжетам 2014-2015 учебный год Воспитанники

2.6 Беседы по сказкам Корнея Чуковского

Помочь ребенку разобраться в образе сказочного героя и высказать свое отношение к нему. 2014-2015 учебный год Воспитанники

2.7. Проведение дидактических игр:

- «Узнай сказку»,

- «Один начинает – другой продолжает»,

- «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок,

- «Из какой сказки герой».

Проведение настольно-печатных игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) Способствовать повышению уровня познавательной компетентности младших дошкольников. 2014-2015 учебный год Воспитанники

2.8. Продуктивная деятельность:

- лепка персонажей сказки,

- раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.

Закрепить полученные знания, развить наблюдательность и активность

В течение

2014-2015 учебного года Воспитанники родители, воспитатели

2.9. Сюжетно-ролевые игры по сказкам:

- «Под грибком»;

- «Кот, петух и лиса»;

- «Гуси-лебеди»;

- «Лиса и заяц».

Обогащение жизненного опыта детей.

Обогащение игрового опыта детей.

Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Развивать познавательные способности детей.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд». В течение

2014-2015 учебного года Дети младшей группы, воспитатели.

2.10. Досуг:

«Путешествие в сказку»

Упражнять детей в узнавании сказок и отдельных героев по представленным элементам. Развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление. Развивать умение входить в определенный образ, представить его, выполнять имитационные движения. Воспитывать желание помочь героям сказок.

Упражнять детей в узнавании сказок и отдельных героев по представленным элементам. Развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление. Развивать умение входить в определенный образ, представить его, выполнять имитационные движения. Воспитывать желание помочь героям сказок.

Декабрь,

март,

май

2014-2015 учебного года. Дети младшей группы

2.11. Выставки поделок и рисунков

Способствовать активному участию родителей в реализации образовательного процесса. Ноябрь, декабрь, август

2014-2015 учебный год. Дети средней группы, родители

2.12. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Май

2015 Дети средней группы, родители

2.13. Оформление презентации «Русские народные сказки». Совершенствовать демонстрационное и методическое оснащение образовательного процесса по теме проекта. Сентябрь 2015 года. Воспитатели

2.14. Создание презентаций к беседам по сказкам Корнея Чуковского

2014-2015 учебный год Воспитатели

3.1. Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

Представить результаты проекта на итоговом педагогическом совете. Май

2014-2015 учебного

года. Воспитатели.

3.2. Оформление результатов проекта. Выявить и оценить результаты проекта. Май

2014-2015 учебного года. Воспитатели.

3.3. Анкетирование и опрос дошкольников и родителей.

Выявить мнение родителей и воспитанников. Май

2014-2015 учебного года. Дети, родители.

3.4. Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского образовательного учреждения. Обобщить опыт работы в рамках проектной деятельности. Май

2014-2015 учебного года. Воспитатели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников» будет способствовать всестороннему развитию ребенка, а в особенности его нравственному воспитанию. Сказки помогут воспитать в детях духовность, милосердие, гуманность. Из этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Публикации по теме:

Консультация «Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьников» «Роль педагог в духовно-нравственном воспитании школьников» В. А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно.

Презентация «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой.

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» Введение «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик,.

Педагогический проект «Сказки всегда рядом». Родительское собрание «Роль сказки в семейном воспитании дошкольников» Педагогический проект. (среднесрочный, групповой) Тема: «Сказки всегда с нами» Участники: дети 2 младшей группы, педагоги, родители. Проблема:.

Проект «Семейные ценности в духовно-нравственном воспитании дошкольников» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Винс Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ Детский.

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста». ГБОУ Школа 1359 Воспитатель: Шлюпикова Екатерина Николаевна.

Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера.

Родительское собрание в форме круглого стола «Роль родителей в нравственном воспитании дошкольников» Родительское собрание в форме круглого стола на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании дошкольников» Вступительный этап - Добрый.

Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников Аннотация В статье представлен опыт организации мини-музея в детском.

Роль народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Еще более сложная.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Педагогический проект «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»
Опубликовано: 6 марта 2018 в 20:58
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Дидактическая игра «Настроение бывает разным»
Дидактическая игра «Настроение бывает разным» Игра предназначена для эмоционального и интеллектуального развития детей 4-9 лет, развивает произвольное...
Фотоотчет детско-родительских работ «Осенние фантазии» в старшей группе
Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки сбросит, Жёлуди, каштаны. – Соберу и стану Из кусочков пластилина, Камешков и шишек, И семян – делать...
Игровой куб по пожарной безопасности
Игровое пособие "Куб пожарной безопасности". Разработка игрового пособия отвечает требованиям ФГОС ДО: Информативен; Полифункционален ( способствует...