Педагогический проект «Русский пряник»

Любовь Александровна Новикова
Педагогический проект «Русский пряник»

Педагогический проект «Русский пряник»

Автор:

Новикова Любовь Александровна,

воспитатель

Информационная карта проекта

МДОУ ЦРР – д/с №11 д. Шаталово

Полное название

проекта Русский пряник

Авторы проекта Новикова Л. А. ,

Руководитель проекта Колесова Л. М.

Кадры воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО

Населенный пункт,

район, представивший

проект

Телефон д. Шаталово

216491, Смоленская обл., Починковский р-н,

д. Шаталово, д. 239

3 – 25 - 19

Вид, тип проекта Исследовательско – творческий, групповой, краткосрочный

Направление

деятельности Приобщение дошкольников к традициям русской национальной культуры (синтез познавательно – речевого и художественно – творческого развития)

Цель, задачи проекта Цель: познакомить детей с историей возникновения пряника на Руси.

Задачи:

- сформировать у детей представления об истории пряника, элементами технологии его приготовления, многообразии видов;

- развивать познавательные и творческие способности старших дошкольников;

- создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к культуре своего народа;

- развивать инициативу, самостоятельность, интерес к данному виду деятельности

- воспитывать уважительное отношение к труду

Краткое содержание

проекта - знакомство с историей возникновения пряника;

- вхождение в мир народной пряничной традиции;

- накопление знаний, умений и навыков самостоятельного изготовления пряников;

- обучение необходимым коммуникативным навыкам для работы в группе;

- создание семейных мини – проектов, активное сотрудничество детей и взрослых;

- организация экспериментирования (с технологическими картами, продуктами, пряностями);

- оформление результата своей работы в виде карт, таблиц, схем;

- презентация проекта для детей других групп и родителей, не принимавших участия в проекте

Сроки проведения 1 месяц

Участники проекта Дети старшей – подготовительной группы, родители, воспитатели

Возраст детей 5 – 7 лет

Форма проведения - на занятиях,

- во второй половине дня

Ожидаемые результаты - повышение этнокультурной компетентности дошкольников;

- расширение кругозора воспитанников и их родителей;

- развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности

- накопление практического материала по формированию и приобщению дошкольников к народному творчеству;

- оптимизация применения ИКТ;

- вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения родителей к всестороннему развитию своих детей, укрепление заинтересованности семьи в сотрудничестве с детским садом

План реализации проекта

Учебно-познавательная

деятельность Художественно-эстетическая деятельность Театрализованная деятельность

1. Цикл интегрированных занятий, знакомящих с

историей возникновения пряника, многообразием форм и способов выпечки, пряничными традициями

2. Экспериментирование:

- смешивание ингридиентов

- работа с мерными стаканами (соль, мука, сахар)

- с весами

- с пищевыми красителями

- с пряностями

- с технологическими картами

3. Моделирование (составление оригинальных рецептов)

4. Придумывание сказок, рассказов, загадок по теме ИЗО – деятельность

Лепка пряников из пластилина, глины

Роспись готовых изделий

Овладение технологией работы с соленым тестом

Использование приема «печатания» с помощью формы

Музыкальная деятельность

Разучивание малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, частушки, пестушки, приговорки, чистоговорки) по теме

Знакомство с русскими народными хороводными играми

Разучивание песен о пряниках Инсценировка с использованием различных видов кукольного театра:

- «Как солнышко в пряник попало»

- «Волшебное путешествие зернышка»

Работа с родителями

1. Оформление сюжетной композиции и подбор материалов для центра экспериментирования

2. Разучивание инсценировок: «Как солнышко в пряник попало», «Волшебное путешествие зернышка»

3. Разработка семейных мини – проектов «Традиции чаепития в нашей семье», «Мой любимый рецепт пряника», «Его Величество Пряник».

Презентация проекта «Русский пряник»

1. Выставка детских работ «Испеку я прянички»

2. Конкурс семейных мини – проектов

3. Вечер развлечений «Пряники русские»

4. Альбом «Какие пекут пряники на Руси»

Конспект спектакля «Пряники русские»

с использованием кукольного театра.

В спектакле участвуют: Сказочница – воспитатель группы

Малаша

Царь

Барашек – куклы

Мастера – пряничники, танцоры, кукловоды – дети

подготовительной группы

Сказочница приглашает детей и гостей в Комнату старины, где стоит ширма для показа театра и приготовлены необходимые атрибуты.

Сказочница: Здравствуйте, взрослые и ребята!

Хотите знать, чем я сегодня богата?

Только сначала друг другу улыбнитесь,

Поклонитесь, да скорее садитесь.

Пряники я вчера купила,

Только чуть надкусила….

Ой, что со мной было!

Смотрю – сарафан на мне какой! Просто загляденье!

Я еще кусочек откусила…Да в стародавних временах очутилась!

А там…сказки по воздуху летают, а люди их за крылышки хватают!

Я за ними на пряничном коне скакала, да в лукошко собирала!

Одну из них я припасла и вам в лукошке принесла.

А называется сказка – «Русский пряник»

Достает из лукошка и показывает

большой печатный пряник, угощает

детей и гостей.

Звучит музыка. На ширме появляется

кукла Малаша.

Сказочница: Жила – была Малаша – девочка наша.

Малаша пряники пекла, да на базар продавать их несла,

Приговаривала:

Малаша: Ой, пряники медовые,

Мягкие, фунтовые.

Не жуй, не глотай,

Только брови поднимай!

Ой, для малых ребятишек,

Для девчонок и парнишек,

Шалунам, озорникам

И беззубым старикам!

Сами печем, отдаем нипочем –

С пылу, с жару, алтын за пару!

Сказочница: Охотно брали люди Малашины пряники. Дивились все:

«Ай да пряник баской!

Что за секрет в нем такой?»

Малаша: В нем солнышко да водичка,

Да медок, да ржаная мукичка,

Да любви частичка,

Да доброе пожелание – слово –

Вот и готово!

Сказочница: Остановился возле Малаши барашек с крутыми рожками и

говорит:

Барашек: Как так солнышко в прянике очутилось? Не бывает такого!

Сказочница: А кто по-другому думает? Давайте-ка докажем Барашку, что

он не прав. (Варианты ответов: - колос солнцем пропитался

- мед на солнышко похож,

пчелы в цветках – солнышках

его собирали)

Сказочница: Вот и выходит, что и вправду солнышко в прянике прячется.

Малаша прянички пекла, старался пахарь, что поле пахал, сеял,

колоски растил, старался бортник, что мед собирал, - каждый

вложил частичку своей души в это пряничное творение, поэтому

и оказался пряник чудом. Верили люди, что пряник излечивает

от тяжелых болезней, волшебной силой обладает…Конечно, он

волшебный, если он даже говорить умеет, вот, сами смотрите:

Показ слайдов «Печатные

пряники с пожеланиями»

Звучит музыка. На ширме

появляется Царь.

Сказочница: Наша Малаша умела такие пряники делать, что слава о них шла

по всей земле. Услышал Царь про Малашины прянички.

Вызывает ее в столицу, спрашивает:

Царь: Такая ль ты умница, как мастерица?

Дай-ко я тебя спытаю!

Чего я в своем царстве не знаю?

Малаша: Да про пряники ты, царь, не знаешь!

Царь: Как не знать? Знаю!

Я их в день по пуду съедаю!

Вяземские да тульские печатные,

Тверские белые, мятные, ароматные,

Городецкие с горохом и теремные,

Да архангельские расписные!

Малаша: А пряниками почему их зовут?

Царь задумывается.

Малаша: А вы, ребята, знаете?

(Варианты ответов:

- в них добавляют пряности: ваниль, гвоздика, шафран, корица

- до того, как пряности в них добавлять стали, звали коврижками -

хлебным лакомством на меду (пр В. И. Далю)

Сказочница: Насупился Царь, а Малаша ему говорит:

Малаша: Что ты, царь – батюшка, смотришь на меня будто пряник печатный?

Отпусти ты меня лучше поглядеть на дело рук пряничных

мастеров, что тебе пряники шлют к царскому столу

Сказочница: Царь дал ей три дня сроку да пряничную ладью, да пряничного

коня, чтоб, знать, скорее обернулась-то. Малашенька к ладье

идет, да нас за собой ведет. Выходи-ка, народ, становись в

хоровод.

Хороводный танец «Вдоль да по речке»

Сказочница: пряничной ладьей подходит к карте)

Ты плыви, моя ладья, во заволжские края!

Ладья «останавливается» у города Городца.

Малашу встречают мастера – пряничники

с Городецкими пряничными досками

1 Мастер: Есть у нас в стране местечко,

Где изготовят вам дощечки,

А на них растут цветы

Небывалой красоты!

2 Мастер: Вы по Волге вниз спуститесь,

На крут берег поднимитесь,

Вас встретит, как родной отец,

Славный город Городец.

Мастера проводят мастер – класс по

обучению желающих технологии

изготовления пряников с помощью

оттисков с пряничных досок. Тесто

жмут, печатают, бьют. Поэтому

пряники до сих пор называют

печатными, коврижками, жемками.

Показ слайдов «Вяземские, тульские

печатные фигурные пряники»

1 Мастер: Имеют пряники самую разную форму – фигуру, разный размер –

с ноготок – самые маленькие и теремные – самые большие.

2 Мастер: Городские мастера царю к свадьбе испекли пряник, который пришлось везти на двух подводах, а толщиной он был 19 сантиметров.

Малаша: Хочу еще поглядеть, как архангельские пряники делают!

Сказочница: Оседлала Малаша пряничного коня. Давайте и мы оседлаем

своих коней, поскачем вслед за Малашей

Проводится русская народная игра «Таратушки»

Сказочница: Словно птица летит пряничный конь. Все дальше и дальше на

север, ко граду Архангельску (Слайд) Заснеженный город на

берегу, искрится снежок на крышах домов, дым валит из труб –

печки топятся, в печках пряники пекутся.

Малашу и детей встречают мастера –

пряничники

Сказочница: А вот и то, ради чего мы такое путешествие совершили –

пряники архангельские. Посмотрите, отличаются ли они

от печатных городецких?

Мастера – пряничники проводят мастер

класс по обучению гостей технологии

изготовления пряников.

Показ слайдов.

1 Мастер: У таких пряников много имен: колядки, коровки, козульки,

рогушки. Колядки – потому что их пекли на праздник, который

Колядой называется.

2 Мастер: А это козульки. Их делали несладкими, размером – махонькие.

Причем чем меньше, тем сложнее козулю изготовить. Остался у вас

Кусочек теста. Как раз на козульку. В волшебном комочке сидит

маленький олень – в старину его называли лесным козлом, козюлей

- отсюда и название пряника.

1 Мастер: Поможем ему выбраться из комочка – одну ножку вытянем, вторую. Выправим рожки. Сушить поставим

2 Мастер: Жители Севера рассказывают, что весной солнышко приходит, (возвращается – там ведь полярная ночь) на землю в виде оленя с золотыми рогами. Мы с вами пряники лепили? Значит, пряник такой как назовем?

Дети: Лепной.

1 Мастер: Пряники предназначались для дарения. Их дарили на родины, на крестины, на свадьбах молодым и родителям, в знак уважения и даже на память. Ведь правильно приготовленный пряник может храниться и год, и два…

2 Мастер: Видите, ребятишки, пряники учат нас трудиться с любовью, дарить людям радость, желать добра.

Сказочница: А теперь пора прощаться нам с мастерами – пряничниками.

Научилась многому Малаша в дальней стороне

И отправилась домой на пряничном коне.

Про обжору – царя люди забыли,

А про пряничных дел мастеров сказки да песни сложили.

Артисты и мастера поют песню «Пряники русские»

А за то, что вы не ленились,

Да пряники лепить учились,

Дарят вам наши мастера по вкусному пряничку на память.

Артисты (друг за другом читают стихи):

Не книга он, а его печатают,

Бьют его, а он от этого все краше становится,

Не лекарь он, а лечит,

Языка нет, а говорить может,

С рогами, а не бодает,

Не знает топора, а его вырубают,

Зреет дольше, чем поспевает,

Не ледяной, а во рту тает,

С ним играют, а после съедают,

Он не только сладость,

Но и в доме радость! Что это?

Отвечаем вместе: ПРЯНИК!

Дети угощаются пряниками, желают друг другу приятного аппетита.

Публикации по теме:

Конспект беседы познавательного характера «Ай да пряник — просто загляденье» Программное содержание:расширять знания детей о хлебобулочных изделиях; вызвать интерес к пряничному искусству; дать представление о том,.

Открытое занятие «Кубанский пряник» (средняя группа)Открытое занятие «Кубанский пряник» (средняя группа) Город Мастеров «Кубанский пряник» Средняя группа. Воспитатели: Спицына О. С. Зверева Л. В. Цель: - знакомить детей с пряничным искусством.

Открытка «Пряник Козуля»Открытка «Пряник Козуля» Идея такой открытки появилась, когда я искала информацию о традициях православного Рождества. Среди моря информации, выплыли "Козули". Архангельские.

Педагогический проект «Как мы растем»Педагогический проект «Как мы растем» В декабре 2016 г. группе компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ "Детский сад № 38 "Золотой петушок" г. Димитровграда был реализован.

Педагогический проект «Моя ёлочка». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 города Лебедянь Липецкой области.

Педагогический проект «Разноцветный мир» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта Разноцветный мир Номинация Дошкольный возраст Актуальность проекта Мир входит в жизнь детей постепенно.

Педагогический проект «Здоровей-ка!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Педагогический проект «Моя семья» Педагогический проект "Моя семья" ИВАНОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА-ВОСПИТАТЕЛЬ Разделы: Работа с родителями Краткая аннотация проекта. Данный проект.

Проект «Матрешка русский сувенир» МБДОУ «Детский сад «Тополёк» Проект по развитию речи для детей средней группы. «Матрешка - русский сувенир» Подготовила: учитель.

Проект «Русский квартет» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий Время реализации проекта: сентябрь – май. Участники проекта: воспитанники и воспитатели.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Педагогический проект «Русский пряник»
Опубликовано: 30 января 2017 в 17:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Выставка работ «Осенние фантазии»
Осень прекрасная пора, потому что именно в это время года можно увидеть буйство красок в природе. Также осень это очень творческое время года, когда можно...
Фотоотчет Осеннее развлечение в младшей группе «Осень в гости к нам пришла»
Цель: создание радостного, праздничного настроения у участников праздника. Формирование устойчивого интереса ко всем видам музыкальной деятельности,...
Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей...
Цель: учить детей находить изображение флага и герба города Севастополя среди других изображений, определять на слух гимн города среди других песен....