МААМ-картинки

Педагогический проект «Русский пряник»

Любовь Александровна Новикова
Педагогический проект «Русский пряник»

Педагогический проект «Русский пряник»

Автор:

Новикова Любовь Александровна,

воспитатель

Информационная карта проекта

МДОУ ЦРР – д/с №11 д. Шаталово

Полное название

проекта Русский пряник

Авторы проекта Новикова Л. А. ,

Руководитель проекта Колесова Л. М.

Кадры воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО

Населенный пункт,

район, представивший

проект

Публикация «Педагогический проект „Русский пряник“» размещена в разделах

Телефон д. Шаталово

216491, Смоленская обл., Починковский р-н,

д. Шаталово, д. 239

3 – 25 - 19

Вид, тип проекта Исследовательско – творческий, групповой, краткосрочный

Направление

деятельности Приобщение дошкольников к традициям русской национальной культуры (синтез познавательно – речевого и художественно – творческого развития)

Цель, задачи проекта Цель : познакомить детей с историей возникновения пряника на Руси.

Задачи:

- сформировать у детей представления об истории пряника, элементами технологии его приготовления, многообразии видов;

- развивать познавательные и творческие способности старших дошкольников;

- создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к культуре своего народа;

- развивать инициативу, самостоятельность, интерес к данному виду деятельности

- воспитывать уважительное отношение к труду

Краткое содержание

проекта - знакомство с историей возникновения пряника;

- вхождение в мир народной пряничной традиции;

- накопление знаний, умений и навыков самостоятельного изготовления пряников;

- обучение необходимым коммуникативным навыкам для работы в группе;

- создание семейных мини – проектов, активное сотрудничество детей и взрослых;

- организация экспериментирования (с технологическими картами, продуктами, пряностями);

- оформление результата своей работы в виде карт, таблиц, схем;

- презентация проекта для детей других групп и родителей, не принимавших участия в проекте

Сроки проведения 1 месяц

Участники проекта Дети старшей – подготовительной группы, родители, воспитатели

Возраст детей 5 – 7 лет

Форма проведения - на занятиях,

- во второй половине дня

Ожидаемые результаты - повышение этнокультурной компетентности дошкольников;

- расширение кругозора воспитанников и их родителей;

- развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности

- накопление практического материала по формированию и приобщению дошкольников к народному творчеству;

- оптимизация применения ИКТ;

- вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения родителей к всестороннему развитию своих детей, укрепление заинтересованности семьи в сотрудничестве с детским садом

План реализации проекта

Учебно-познавательная

деятельность Художественно-эстетическая деятельность Театрализованная деятельность

1. Цикл интегрированных занятий, знакомящих с

историей возникновения пряника, многообразием форм и способов выпечки, пряничными традициями

2. Экспериментирование:

- смешивание ингридиентов

- работа с мерными стаканами (соль, мука, сахар)

- с весами

- с пищевыми красителями

- с пряностями

- с технологическими картами

3. Моделирование (составление оригинальных рецептов)

4. Придумывание сказок, рассказов, загадок по теме ИЗО – деятельность

Лепка пряников из пластилина, глины

Роспись готовых изделий

Овладение технологией работы с соленым тестом

Использование приема «печатания» с помощью формы

Музыкальная деятельность

Разучивание малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, частушки, пестушки, приговорки, чистоговорки) по теме

Знакомство с русскими народными хороводными играми

Разучивание песен о пряниках Инсценировка с использованием различных видов кукольного театра:

- «Как солнышко в пряник попало»

- «Волшебное путешествие зернышка»

Работа с родителями

1. Оформление сюжетной композиции и подбор материалов для центра экспериментирования

2. Разучивание инсценировок: «Как солнышко в пряник попало», «Волшебное путешествие зернышка»

3. Разработка семейных мини – проектов «Традиции чаепития в нашей семье», «Мой любимый рецепт пряника», «Его Величество Пряник».

Презентация проекта «Русский пряник»

1. Выставка детских работ «Испеку я прянички»

2. Конкурс семейных мини – проектов

3. Вечер развлечений «Пряники русские»

4. Альбом «Какие пекут пряники на Руси»

Конспект спектакля «Пряники русские»

с использованием кукольного театра.

В спектакле участвуют: Сказочница – воспитатель группы

Малаша

Царь

Барашек – куклы

Мастера – пряничники, танцоры, кукловоды – дети

подготовительной группы

Сказочница приглашает детей и гостей в Комнату старины, где стоит ширма для показа театра и приготовлены необходимые атрибуты.

Сказочница: Здравствуйте, взрослые и ребята!

Хотите знать, чем я сегодня богата?

Только сначала друг другу улыбнитесь,

Поклонитесь, да скорее садитесь.

Пряники я вчера купила,

Только чуть надкусила….

Ой, что со мной было!

Смотрю – сарафан на мне какой! Просто загляденье!

Я еще кусочек откусила…Да в стародавних временах очутилась!

А там…сказки по воздуху летают, а люди их за крылышки хватают!

Я за ними на пряничном коне скакала, да в лукошко собирала!

Одну из них я припасла и вам в лукошке принесла.

А называется сказка – «Русский пряник»

Достает из лукошка и показывает

большой печатный пряник, угощает

детей и гостей.

Звучит музыка. На ширме появляется

кукла Малаша.

Сказочница: Жила – была Малаша – девочка наша.

Малаша пряники пекла, да на базар продавать их несла,

Приговаривала:

Малаша: Ой, пряники медовые,

Мягкие, фунтовые.

Не жуй, не глотай,

Только брови поднимай!

Ой, для малых ребятишек,

Для девчонок и парнишек,

Шалунам, озорникам

И беззубым старикам!

Сами печем, отдаем нипочем –

С пылу, с жару, алтын за пару!

Сказочница: Охотно брали люди Малашины пряники. Дивились все:

«Ай да пряник баской!

Что за секрет в нем такой?»

Малаша: В нем солнышко да водичка,

Да медок, да ржаная мукичка,

Да любви частичка,

Да доброе пожелание – слово –

Вот и готово!

Сказочница: Остановился возле Малаши барашек с крутыми рожками и

говорит:

Барашек: Как так солнышко в прянике очутилось? Не бывает такого!

Сказочница: А кто по-другому думает? Давайте-ка докажем Барашку, что

он не прав. ( Варианты ответов: - колос солнцем пропитался

- мед на солнышко похож,

пчелы в цветках – солнышках

его собирали)

Сказочница: Вот и выходит, что и вправду солнышко в прянике прячется.

Малаша прянички пекла, старался пахарь, что поле пахал, сеял,

колоски растил, старался бортник, что мед собирал, - каждый

вложил частичку своей души в это пряничное творение, поэтому

и оказался пряник чудом. Верили люди, что пряник излечивает

от тяжелых болезней, волшебной силой обладает…Конечно, он

волшебный, если он даже говорить умеет, вот, сами смотрите:

Показ слайдов «Печатные

пряники с пожеланиями»

Звучит музыка. На ширме

появляется Царь.

Сказочница: Наша Малаша умела такие пряники делать, что слава о них шла

по всей земле. Услышал Царь про Малашины прянички.

Вызывает ее в столицу, спрашивает:

Царь: Такая ль ты умница, как мастерица?

Дай-ко я тебя спытаю!

Чего я в своем царстве не знаю?

Малаша: Да про пряники ты, царь, не знаешь!

Царь: Как не знать? Знаю!

Я их в день по пуду съедаю!

Вяземские да тульские печатные,

Тверские белые, мятные, ароматные,

Городецкие с горохом и теремные,

Да архангельские расписные!

Малаша: А пряниками почему их зовут?

Царь задумывается.

Малаша: А вы, ребята, знаете?

( Варианты ответов:

- в них добавляют пряности : ваниль, гвоздика, шафран, корица

- до того, как пряности в них добавлять стали, звали коврижками -

хлебным лакомством на меду (пр В. И. Далю)

Сказочница: Насупился Царь, а Малаша ему говорит:

Малаша: Что ты, царь – батюшка, смотришь на меня будто пряник печатный?

Отпусти ты меня лучше поглядеть на дело рук пряничных

мастеров, что тебе пряники шлют к царскому столу

Сказочница: Царь дал ей три дня сроку да пряничную ладью, да пряничного

коня, чтоб, знать, скорее обернулась-то. Малашенька к ладье

идет, да нас за собой ведет. Выходи-ка, народ, становись в

хоровод.

Хороводный танец «Вдоль да по речке»

Сказочница: пряничной ладьей подходит к карте)

Ты плыви, моя ладья, во заволжские края!

Ладья «останавливается» у города Городца.

Малашу встречают мастера – пряничники

с Городецкими пряничными досками

1 Мастер: Есть у нас в стране местечко,

Где изготовят вам дощечки,

А на них растут цветы

Небывалой красоты!

2 Мастер: Вы по Волге вниз спуститесь,

На крут берег поднимитесь,

Вас встретит, как родной отец,

Славный город Городец.

Мастера проводят мастер – класс по

обучению желающих технологии

изготовления пряников с помощью

оттисков с пряничных досок. Тесто

жмут, печатают, бьют. Поэтому

пряники до сих пор называют

печатными, коврижками, жемками.

Показ слайдов «Вяземские, тульские

печатные фигурные пряники»

1 Мастер: Имеют пряники самую разную форму – фигуру, разный размер –

с ноготок – самые маленькие и теремные – самые большие.

2 Мастер: Городские мастера царю к свадьбе испекли пряник, который пришлось везти на двух подводах, а толщиной он был 19 сантиметров.

Малаша: Хочу еще поглядеть, как архангельские пряники делают!

Сказочница: Оседлала Малаша пряничного коня. Давайте и мы оседлаем

своих коней, поскачем вслед за Малашей

Проводится русская народная игра «Таратушки»

Сказочница: Словно птица летит пряничный конь. Все дальше и дальше на

север, ко граду Архангельску (Слайд) Заснеженный город на

берегу, искрится снежок на крышах домов, дым валит из труб –

печки топятся, в печках пряники пекутся.

Малашу и детей встречают мастера –

пряничники

Сказочница: А вот и то, ради чего мы такое путешествие совершили –

пряники архангельские. Посмотрите, отличаются ли они

от печатных городецких?

Мастера – пряничники проводят мастер

класс по обучению гостей технологии

изготовления пряников.

Показ слайдов.

1 Мастер: У таких пряников много имен : колядки, коровки, козульки,

рогушки. Колядки – потому что их пекли на праздник, который

Колядой называется.

2 Мастер: А это козульки. Их делали несладкими, размером – махонькие.

Причем чем меньше, тем сложнее козулю изготовить. Остался у вас

Кусочек теста. Как раз на козульку. В волшебном комочке сидит

маленький олень – в старину его называли лесным козлом, козюлей

- отсюда и название пряника.

1 Мастер: Поможем ему выбраться из комочка – одну ножку вытянем, вторую. Выправим рожки. Сушить поставим

2 Мастер: Жители Севера рассказывают, что весной солнышко приходит, (возвращается – там ведь полярная ночь) на землю в виде оленя с золотыми рогами. Мы с вами пряники лепили? Значит, пряник такой как назовем?

Дети: Лепной.

1 Мастер: Пряники предназначались для дарения. Их дарили на родины, на крестины, на свадьбах молодым и родителям, в знак уважения и даже на память. Ведь правильно приготовленный пряник может храниться и год, и два…

2 Мастер: Видите, ребятишки, пряники учат нас трудиться с любовью, дарить людям радость, желать добра.

Сказочница: А теперь пора прощаться нам с мастерами – пряничниками.

Научилась многому Малаша в дальней стороне

И отправилась домой на пряничном коне.

Про обжору – царя люди забыли,

А про пряничных дел мастеров сказки да песни сложили.

Артисты и мастера поют песню «Пряники русские»

А за то, что вы не ленились,

Да пряники лепить учились,

Дарят вам наши мастера по вкусному пряничку на память.

Артисты (друг за другом читают стихи) :

Не книга он, а его печатают,

Бьют его, а он от этого все краше становится,

Не лекарь он, а лечит,

Языка нет, а говорить может,

С рогами, а не бодает,

Не знает топора, а его вырубают,

Зреет дольше, чем поспевает,

Не ледяной, а во рту тает,

С ним играют, а после съедают,

Он не только сладость,

Но и в доме радость! Что это?

Отвечаем вместе: ПРЯНИК!

Дети угощаются пряниками, желают друг другу приятного аппетита.

Публикации по теме:

Конспект беседы познавательного характера «Ай да пряник — просто загляденье» Программное содержание:расширять знания детей о хлебобулочных изделиях; вызвать интерес к пряничному искусству; дать представление о том,.

Открытое занятие «Кубанский пряник» (средняя группа)Открытое занятие «Кубанский пряник» (средняя группа) Город Мастеров «Кубанский пряник» Средняя группа. Воспитатели: Спицына О. С. Зверева Л. В. Цель: - знакомить детей с пряничным искусством.

Открытка «Пряник Козуля»Открытка «Пряник Козуля» Идея такой открытки появилась, когда я искала информацию о традициях православного Рождества. Среди моря информации, выплыли "Козули". Архангельские.

Педагогический проект «Как мы растем»Педагогический проект «Как мы растем» В декабре 2016 г. группе компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ "Детский сад № 38 "Золотой петушок" г. Димитровграда был реализован.

Педагогический проект «Моя ёлочка». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 города Лебедянь Липецкой области.

Педагогический проект «Разноцветный мир» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта Разноцветный мир Номинация Дошкольный возраст Актуальность проекта Мир входит в жизнь детей постепенно.

Педагогический проект «Здоровей-ка!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Педагогический проект «Моя семья» Педагогический проект "Моя семья" ИВАНОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА-ВОСПИТАТЕЛЬ Разделы: Работа с родителями Краткая аннотация проекта. Данный проект.

Проект «Матрешка русский сувенир» МБДОУ «Детский сад «Тополёк» Проект по развитию речи для детей средней группы. «Матрешка - русский сувенир» Подготовила: учитель.

Проект «Русский квартет» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий Время реализации проекта: сентябрь – май. Участники проекта: воспитанники и воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Русский пряник»
Опубликовано: 30 января 2017 в 17:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД