ирина эккерт
Педагогический проект «Солёное тесто»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Публикация «Педагогический проект „Солёное тесто“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Тестопластика. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.
С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Лепка из солёного теста способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.
Постановка проблемы.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения школьников с ОВЗ уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии.
У детей с ОВЗ наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Сенсомоторное развитие идет с запозданием, поэтому у них, вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие воздействия.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма, быстро утомляются, рассеянны и возбудимы, нет заинтересованности на занятиях, в играх и другой деятельности, что бесспорно, отрицательно влияет на общее психическое и умственное развитие ребёнка.
Исходя из этого, передо мной возникла проблема, как сделать совместную работу педагога и ребёнка полезной и интересной. В настоящее время существует много различных видов работы педагога с детьми, развивающих творческие способности детей и мелкую моторику руки. Слабую руку школьника можно и необходимо развивать, но развивать творчески!
Размышляя на эту тему, я заинтересовались оригинальным видом декоративно – прикладного искусства – пластикой из солёного теста, способствующей развитию мелкой моторики и творческих способностей детей. Давно известно, что арттерапия - прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками - это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывать новые горизонты.
Тестопластика оказывает психотерапевтический эффект на развитие высших психических функций головного мозга.
Соль, мука, вода - вот и всё, что нужно для умелых рук и можно лепить картины, игрушки, сюжетные композиции, открытки, т. е. все, что подскажет фантазия. Занятия провожу в два этапа. На первом - мы лепим поделки, игрушки, фигурки животных и людей. Второй этап посвящен раскрашиванию работ и оформлению композиций.
Заинтересовавшись данным видом деятельности, я выделила его основные преимущества:
- способствует закреплению положительных эмоций, развивает мелкую моторику руки, прослеживающую функцию глаза, воспитывает любовь и интерес к народному творчеству;
- активизирует потенциальные творческие способности;
- помогает детям сосредоточить внимание на тонких операциях, приучает к аккуратности и точности, да и просто доставляет детям огромное удовольствие!
Цель проекта :
Обоснование эффективности использования тестопластики в педагогической практике для развития мелкой моторики руки и творческих способностей воспитанников c ОВЗ.
Задачи:
Обеспечение необходимых организационных и программно- методических условий для развития креативности каждого ребёнка в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями;
Теоретическое обоснование «тестопластики» как технологии развития мелкой моторики руки - основу успешного письма, памяти, мышления, формирования речи;
Создание условий для изготовления практического материала детьми из солёного теста для расширения тематики детских игр («магазин», «чаепитие» и др.).
Практическая значимость проекта.
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, зачастую почти забытым. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Сейчас все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста.
Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна как основного, так и вспомогательных материалов, а также простота техники, что позволяет полностью сосредоточиться на воплощении своих творческих замыслов, поиске новых решений, различных художественных экспериментов.
Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки и т. д.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве.
Лепить из теста - доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души.
Данный проект показывает возможность развивать у детей память, внимание, восприятие, а также мелкие мышцы кисти и всей руки, творческие способности с помощью совместных с педагогом игр и работы с солёным тестом. Педагог и воспитанники согласованно решают общие задачи и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.
Предполагаемые результаты проекта.
Независимо от предметного содержания у школьников должны формироваться общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Ребятами должны быть усвоены знания о процессе труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации.
В результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность 3 класса я ожидаю, что мои дети научатся:
- планировать и организовывать рабочее место;
- рационально размещать инструменты и материалы;
- распределять рабочее время;
- контролировать ход деятельности;
- соотносить результаты деятельности с образцом;
- осуществлять сотрудничество при коллективной работе;
- соблюдать безопасные приемы труда при работе с различными инструментами, материалами;
- комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;
- выбирать необходимые материалы и инструменты;
- оценивать процессы и результат своего труда;
- выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Заключение.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Преимущество системы занятий по тестопластике для детей с ОВЗ состоит в том, что отрабатываются необходимые навыки, развиваются творческие способности, тонкая моторика рук, происходит подача нового и закрепление изученного материала на протяжении всех занятий. При этом создается благоприятная воспитательная и развивающая среда.
В результате освоения технологии тестопластики повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, творческих возможностей детей.
Список литературы.
1. Романовская А. Л., Е. М. Чезлов. «Поделки из соленого теста» -М. : «АСТ-Пресс».
2. Силаева К. В. «Соленое тесто : украшения, сувениры, поделки» - М. : Изд. Эксмо, 2006.
3. Хананова И. «Соленое тесто»- М. : «Дрофа», 2007.
Сайты интернета:
4stupeni.ru›lirika/3368-statya…
festival.1september.ru
proshkolu.ru›gofile/501540-a106291/
dol-orbita.ru›publ/dosug…testoplastika/153-1