Педагогический проект «Театр и дети» для детей 4–6 лет

Юлия Кудинова
Педагогический проект «Театр и дети» для детей 4–6 лет

Постановка проблемы:

«Волшебный край!» – так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» – спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем у детей и взрослых?

Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». Но не только перерыв в повседневных делах подразумевался под праздником. С ним связана радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, осветить нудновато-тоскливую повседневность яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.

Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.

В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участ-ников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры-драматизации;

- игры-представления (спектакли).

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия Специальные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что обе роли (и зрителя и актера) являются для развития ребенка очень значимыми.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания.

Учитывая мнения авторов, работающих по теме:“Театрализованные игры дошкольников” (Л. В. Артёмова, Н. Ф. Сорокина, мы решили создать в своей группе мини- проект: “Театр и дети ”.

Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.

Взаимодействие педагогов: воспитатели ДОУ, специалисты ДОУ, центр детского творчества «Бембикс».

Продукт совместной деятельности: театральные гостиные, кукольные представления, игры- этюды, игры – фантазии, импровизация мелодий, движений, интонаций.

Работа по мини проекту осуществляется на базе средней группы “Теремок ” второй год по трём направлениям: “Развивающая среда”, “Дети”, “Взрослые”.

Первое направление- формирование развивающей среды. Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

• Настольный театр

Театр резиновой игрушки

Театр мягкой игрушки

• Костюмы

• Декорации

Театр конусной игрушки

• Куклы- бибабо

• Теневой театр

Театр пальчиковый

Второе направление- это работа с детьми. Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную (2 раза в неделю проводиться кружок театрализованной деятельности, так и самостоятельную. Это:

• Игровое творчество

• Песенное творчество

• Танцевальное творчество

• Импровизация на детских музыкальных инструментах.

При работе с детьми используются следующие методы: сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, развитие интереса и желания играть на музыкальных инструментах, танцевать.

Третье направление- “Взрослые”. Это работа с родителями, специалистами ДОУ. Она включает в себя:

• Совместное посещение театров семьями и группой

• Музыкальные, литературные гостиные

• Выставка театров разного вида

• Создание мини музея игрушек сделанных своими руками

• Совместное выступление детей и их родителей

• Выступление кукольного театра

• Семейные мини-спектакли

• Изготовление фото альбомов и тд.

Используя в работе с детьми театрализованные игры, основываюсь на представлениях выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: “Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняться в творческом воображении и его воплощении”.

Занимаясь с детьми театром мы ставили перед собой цель- сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли и использовать в повседневной жизни.

Цель:

Научить ребенка само выражаться средствами театрализованной деятельности

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада:

• Развивать диалогическую и монологическую речь

Учить использовать разные виды театра в игровой деятельности

Развивать представления о театре

Учить согласовывать свои действия с действиями других участников спектакля

Развивать коммуникативные навыки

Воспитывать чувство прекрасного, желание созидать.

последовательно знакомить детей с различными видами театра, развивать инициативу, самостоятельность в играх с куклами, развивать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками ДОУ

Проект рассчитан на 4 года

Этапы работы над проектом:

Вхождение (диагностика участников проекта, определение проблемы определение рабочих групп) сентябрь – октябрь 2008

Установка (постановка Цели и задач, распределение задач между рабочими группами) октябрь –2008 года

Поиск (поиск информации, ее систематизирование, определение ее ценности)октябрь – ноябрь 2008 года

Основной (активная работа во всех рабочих группах по выполнению поставленных задач) ноябрь 2008 года – май 2012 года

Диагностика (педагогическая диагностика, оценка, корректировка, хода и результатов проекта)октябрь 2009, октябрь 2010, октябрь 2011 года

Презентация проекта, его популяризация март – июнь 2012 года.

Ожидаемые результаты проекта

У детей разовьются:

- психофизические способности (мимики, пантомимики);

- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

- речи (монолог, диалог);

- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Сформируются умения и навыки детей:

- разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

- владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

Обогатится театральный опыт детей (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

- изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Пополнится и обогатиться предметно – развивающая среда группы

Среди родителей повысится процент считающих и понимающих, что развитие ребенка в театральной деятельности обогащает его представления об окружающем, воспитывает его нравственные качества, эстетический вкус.

Методы решения поставленных задач:

Мероприятие Сроки ответственные

Сбор информации Сентябрь, октябрь 2008 Воспитатель

Проведение анкетирования родителей Октябрь 2008 Воспитатель

Разработка бланков аналитической документации Октябрь 2008 Воспитатель

Цикл познавательных занятий «Мир театра» Ноябрь 2008-март 2012 воспитатель

Экскурсии в театры города Ежеквартально Старший воспитатель

Приглашение приезжающих театров Ежемесячно Старший воспитатель

Изготовление тематических мини альбомов «Загадочный мир театра» Март 2009, февраль 2010, ноябрь 2010 Воспитатель

Изготовление декораций, костюмов, атрибутов к инсценировкам, спектаклям Ноябрь 2008, октябрь 2009, март 2010, январь 2011, март 2012 Воспитатель

Показы групповых постановок Ежеквартально Воспитатель

Разработка репертуарного плана Сентябрь 2008, сентябрь 2009, сентябрь 2010, сентябрь 2011 Воспитатель, творческая группа родителей

Индивидуальные беседы с детьми Раз в неделю Воспитатель

Индивидуальная работа с детьми и родителями над ролью ежемесячно Воспитатель, музыкальный руководитель

Чтение художественной литературы по теме: «Театр» Раз в неделю Воспитатель

Показ кукольных театров в группе во второй половине дня Раз в неделю Воспитатель

Проведение интегрированных занятий по программе Крюкововй С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Раз в неделю Воспитатель, психолог

Свободные игры с куклами разных видов театра Постоянно Воспитатель

Фото отчеты по ходу и результатам проекта Апрель 2009, апрель 2010, апрель 2011

Воспитатель

Подготовка видео презентации опыта работы Ноябрь 2009, март 2012 Воспитатель

Консультации для родителей по теме Октябрь 2008. Январь 2009, май 2010 Воспитатель, старший воспитатель

Работа родительского клуба: «Творческая гостиная»

Пополнение предметно развивающей среды

Индивидуальные работы над ролью

Разработка планов мероприятий на текущий учебный год

Разработка детских сценариев

Поиск и использование источников информации

Разработка внешних связей с общественностью Раз в месяц Воспитатель, творческая группа родителей

На начальном этапе работы по театрализованной деятельности можно включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функции. Следовательно, я использую этот принцип обучения, но не в виде упражнений, а как спектакли миниатюр в присутствии зрителей.

Популяризация

С результатами проекта планируется выходить на родительские итоговые собрания, напечатать в специализированных периодических изданиях ряд статей о ходе проекта, его результатах, отдельных мероприятиях проведенных в ходе проекта.

Результативность на сентябрь 2009 года представлена в диаграммах №1 и №2, дети уже могут играть с театральными куклами, имеют представление о устройстве театра, знают некоторые правила поведения в театре, могут изобразить элементарный характер персонажа.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по театрализованной деятельности «Театр и дети» Цель: углубить представления детей о театре. Программные задачи: • Обобщить знания детей о театре. • Развивать пассивно-познавательную.

Конспект НОД с Детьми подготовительной группы ТНР на тему «Дети и Театр» ЦЕЛЬ: Умение детей владеть разными видами театра («Пальчиковый театр», «Театр Петрушки», кукольный театр «Би-ба-бо») на материале русских.

Пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней как средство развития речи детей дошкольного возраста (консультация старшая группа 2014г октябрь) «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче,.

Педагогический проект «Природа и дети» Тема: «Природа и дети»  Вид проекта: исследовательский, творческий, групповой, познавательный Длительность: краткосрочный – 1 месяц. Участники:.

Педагогический проект «Здоровые дети в здоровой семье» Педагогический проект: «Здоровые дети в здоровой семье». При разработке и реализации проекта педагоги МБДОУ ДС № 16 «Тополёк», ставили цель:.

Проект по театрализованной деятельности «Театр + театр» Слайд 1. Проект театрализованной деятельности «Театр+театр» Слайд 2. Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра.

Программа «Театр — творчество — счастливые дети» «Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша, Проникнет и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он Жизненной.

Театр и дети Нам, взрослым всегда почему-то хочется вернуться в мир детства. Но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Наверное, поэтому нас иногда так и.

Театр и дети «ТЕАТР И ДЕТИ» Прежде всего, мне хотелось бы поделиться своими соображениями о специфике нашей педагогической деятельности. Как говорил.

Творческий проект «Театр в жизни детей»Творческий проект «Театр в жизни детей» В ГБУЗ "Детский бронхолегочный санаторий №19 ДЗМ" стартовал творческий проект "Театр в повседневной жизни детей". Инициатором проекта выступила.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Педагогический проект «Театр и дети» для детей 4–6 лет
Опубликовано: 12 октября 2016 в 11:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт с ООД по художественно-эстетическому развитию (лепке) на тему: «Зимние...
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Зима прекрасное время года, как и каждое по-своему. Но только зимой мы катаемся на...
Конспект НОД «Конь в жизни казака» старшая группа
Цель: Развитие у детей ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Задачи: 1. Дать детям представление, что мы живём в Донском крае, что...
«День обнимашек» в младшей (разновозрастной) группе (фотоотчет)
"День обнимашек" в младшей ( разновозрастной) группе. 21 января отмечается необычайный праздник – международный «День объятий». Это праздник, в который...
Сценарий к 8 марта для разновозрастной группы 3–4 года «Цветик — разноцветик»
Вед: Весенним нежным ручейком Стучится март-проказник, Весну-красавицу привел И добрый мамин праздник. Пусть принесет он в каждый дом Счастливые улыбки И...
Сценарий к празднику «День матери»
Сценарий к празднику “День матери” ВЕДУЩИЙ: Добрый день! Здесь для вас, для гостей дорогих, Будет праздник большой, Праздник радостный. Он Днём матери...