Приложение МААМ

Педагогический проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности«

Лариса Емикова
Педагогический проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности«
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами до-рожного движения»

Автор: Емикова Л. И.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Участники проекта :

дети старшего дошкольного возраста,

родители воспитанников,

воспитатели группы «Капелька»,

Публикация «Педагогический проект „Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности„» размещена в разделах

старший воспитатель,

руководитель изостудии,

музыкальный руководитель,

инструктор по физическому воспитанию,

инструктор по физическому воспитанию,

инспектор ГИБДД

Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме — воспита-нию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на ули-цах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную об-становку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопас-ного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Вид проекта : досугово-познавательный.

Цель проекта : создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города

Задачи:

обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;

с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с роди-телями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;

формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данно-му направлению;

выработка системы воспитательно-образовательной работы.

Предполагаемый результат:

создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

установление прочных связи с ГИБДД;

разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителя-ми в рамках ознакомления с ПДД;

разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

Сроки реализации проекта : два года.

Программы, реализуемые в МКДОУ № 5 с. Арзгир в истекшем учебном го-ду:

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Василье-вой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Базисная программа «Радуга» под редакцией Т. Н Дороновой

«Юный эколог» С. Н. Николаева. М. «Мозаика-Синтез».

Программа социально-эмоционального развития дошкольника «Я-ТЫ-МЫ», автор О. Л. Князева

Программа «Семицветик», автор В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова.

«Программа по изобразительной деятельности в детском саду», автор Г. С. Швайко.

В ДОУ созданы и используются авторские технологии:

«Мир глазами ребенка» - авторская технология и материал из опыта работы педагога дополнительного образования Казанцевой Т. И. по формированию эмоциональной сферы ребенка в процессе рисования. Работа по данной тех-нологии способствует профилактике психологического неблагополучия ре-бенка, учит детей адекватно реагировать на различные явления окружающей действительности.

«День за днем» - совместная физкультурно-оздоровительная технология ДОУ - ДЮСШ. Технология создает оптимальные условия для полноценного раз-вития двигательных и психофизических способностей детей, прививает инте-рес к занятиям спортом. Воспитывает потребность в здоровом образе жизни.

Технология интеллектуально-познавательного развития «Природа, Человек, Здоровье» Опыт работы педагогов ДОУ по данному разделу знаний способ-ствует воспитанию активной творческой личности, способной понимать и любить, бережно относиться к окружающему миру, природе и своему здо-ровью, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Обобщенный опыт работы по данному разделу знаний способствует укреп-лению и сохранению здоровья детей, формированию интереса к физическим упражнениям, профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, обучению безопасным приемам двигательных действий, соответствующих возрасту ребенка, формированию умения объективно оценивать свои физи-ческие возможности, чтобы грамотно действовать в необычных ситуациях (с точки зрения опасности или безопасности совершения определенных дей-ствий).

Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому са-мовыражению дошкольников через продуктивные виды деятельности.

Создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в до-школьном учреждении и семье, тесное сотрудничество с семьями воспитан-ников.

Обобщить опыт работы по художественно-эстетическому, экологическому развитию и здоровьесберегающей деятельности, внедряя в творческие груп-пы молодых специалистов.

Задачи на 2019 – 2020 учебный год:

Совершенствование работы по укреплению здоровья детей, через воспитание привычки к ЗОЖ и к основам безопасности.

Совершенствование работы в ДОУ по формированию основ экологической культуры.

Создание предпосылок профессионального роста работников ДОУ

Систематизация работы по внедрению метода педагогических проектов в воспитательно-образовательную работу ДОУ.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и ма-шин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная вой-на, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России проис-ходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В городе Новосибирске ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошколь-ного возраста. Анализ статистических данных, проведенный совместно с со-трудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нару-шений:

незнание дошкольниками элементарных правил;

стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и ми-нимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими пу-тями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего ми-ра, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспи-тателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных пе-редач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированно-сти, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психо-логов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пеше-ходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспе-чивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с ре-альными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают соб-ственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких де-тей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасно-сти в быстро меняющейся дорожной обстановке.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта : создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города

Задачи:

обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;

с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с роди-телями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;

формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данно-му направлению;

выработка системы воспитательно-образовательной работы.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:

Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).

Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагно-стики)

Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с пра-вилами дорожного движения (см. Приложение 1).

Проект реализуется по двум направлениям:

совместная деятельность с детьми (см. Приложение 4).

взаимодействие с родителями (см. Приложение 5).

Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.

Транспорт.

.Улица.

Движение транспорта и пешеходов.

Регулируемый пешеходный переход. Светофор.

Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.

Правила поведения в транспорте.

Велосипед, самокат.

Загородная дорога.

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма (см. Прило-жение 6).

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с за-нятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора.», «Бегут машины в ряд.»). Чтобы занятия проходили интерес-но и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с прави-лами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, по-могающие закрепить знания и умения детей.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисова-нием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидак-тических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут приме-нить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидакти-ческих, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблю-дения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера до-суга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорож-ных ситуаций.

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно непра-вильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут пе-речеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями прово-дится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для ро-дителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного пове-дения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

изготовление стендов с наглядной информацией;

заочные и очные консультации;

участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;

выпуск буклетов;

тематические родительские собрания;

обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;

семейные конкурсы;

анкетирование;

совместная детско-родительская досуговая деятельность.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

установление прочных связи с ГИБДД;

разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителя-ми в рамках ознакомления с ПДД;

разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника (см. Приложение 7) детей в рамках проведения проекта :

1. Уровень сформированности представлений

о транспортных средствах;

об улице (виды перекрестков);

о правилах перехода проезжей части.

2. Знание дорожных знаков:

предупреждающих;

запрещающих;

информационно-указательных;

знаков сервиса.

3. Уровень культуры поведения детей

на улице;

в транспорте.

4. Знание правил поведения на железной дороге.

Данные по результатам опроса детей заносятся в сводную таблицу (см. При-ложение 8)

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Нормативно-правовое

Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных про-исшествиях» от 17.11.95 г.

Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасно-сти дорожного движения детей и учащихся России».

Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного дви-жения в 2006—2012 гг.».

Информационное :

информационная страница на сайте дошкольного учреждения;

мультимедийные презентации,

информация в СМИ - ежеквартальной газете детского сада «Дельфиненок».

Организационное:

сотрудничество с управлением ГИБДД,

работа по управлению деятельностью участников проекта.

Материально-техническое:

уголок безопасности в групповых помещениях;

дорожно-транспортная площадка;

выносные макеты дорожно-транспортных средств;

игротека (Приложение 2);

методические и дидактические пособия, картотека.

Методическое:

теоретическая и методическая литература,

периодическая печать,

материалы по передовому педагогическому опыту.

Кадровое: в проекте участвуют :

дети старшего дошкольного возраста,

родители воспитанников,

воспитатели группы «Капелька»,

старший воспитатель,

руководитель изостудии,

музыкальный руководитель,

инструктор по физическому воспитанию,

инспектор ГИБДД.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проект реализован на базе МКДОУ д /с № 5 с. Арзгир

Сроки реализации проекта : 2022/23 и 2023/24 учебные годы.

Результаты реализации проекта :

созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

установлены прочные связи с ГИБДД; разработан и апробирован перспек-тивный план работы с детьми и родителями;

проведен цикл занятий по теме «Мы - пешеходы»; разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожно-го движения;

уровень усвоения дорожной грамоты воспитанниками подготовительной к школе группы на конец 2023 – 2024 учебного года составляет 93%.(см. При-ложение 9);

опыт по формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанно-го поведения в дорожно-транспортных ситуациях освещен в ежеквартальной газете детского сада.

опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста ос-нов безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с ПДД был успешно представлен в форме презентации на августовской научно-практической конференции и одобрен педагогическими работниками Ар-згирского района (презентация прилагается)

Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Педагогический проект «Мы любим сказки В. Г. Сутеева» для детей старшего дошкольного возрастаПедагогический проект «Мы любим сказки В. Г. Сутеева» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Сказка – одно из самых древних способов воспитания. Она помогает воспитать доброту, отзывчивость, юмор, находчивость,.

Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности«
Опубликовано: 28 февраля 2024 в 14:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности«» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Емикова (УИ 367734) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД