Получи документы

Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Наталья Козлова
Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Педагогический проект

«ТРИЗом увлекаемся, играя, развиваемся»

Для детей старшего

дошкольного возраста с ОВЗ

(ограниченными возможностями здоровья)

нарушение речи

Авторы:

учитель-логопед

Бызова Е. Н.

Воспитатель

Козлова Н. Г.

г. Энгельс 2019г.

Публикация «Педагогический проект „Тризом увлекаемся, играя, развиваемся“ для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Современное общество нуждается в активных, творческих и, несомненно, эрудированных людях. Эти качества закладываются с дошкольного возраста. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного об-разования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной про-граммы дошкольного образования должно обеспечить формирование предпосы-лок учебной деятельности, включающих в себя любознательность, устойчивый познавательный интерес, высокий уровень воображения, наличие коммуникатив-ных навыков и другие качества личности интегративного характера. Решить эти задачи невозможно без целостного восприятия мира ребенком, без понимания им связей и взаимодействий окружения.

Современное законодательство (Закон об образовании РФ и ФГОС) закладывает основы компетентного подхода к работе с детьми дошкольного возраста.

В дошкольном детстве у детей возникает множество вопросов:

- Где живет эхо?

- Почему небо голубое?

- Кто раскрасил радугу?

- Что такое вулкан?

- Откуда прилетает ветер?

И множество других.

Не каждый родитель может ответить на все вопросы своих маленьких поче-мучек, объяснить причину того или иного явления. Решение этой задачи может взять на себя дошкольное учреждение.

В связи с этим в современном дошкольном образовании идет активное внедрение различных инновационных технологий, позволяющих эффективно ре-шать дидактические задачи при максимальном использовании ресурсов самих де-тей с минимальными временными затратами.

Нами сделана попытка активизировать процесс становления интеллектуальных функций маленького ребенка.

Что же такое интеллект и можем ли мы влиять на его развитие в дошколь-ном возрасте?

Термин «интеллект» имеет синонимическую пару, и она звучит как «пони-мание». Это значит, что человек может быстро схватывать смысл чего-то и этим оперировать. Интеллект – это качество психики, состоящее из способности адап-тироваться к новым ситуациям, обучаться на основе опыта, понимания и приме-нения абстрактных моделей. Т. о., интеллект – это общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности че-ловека: восприятие, память, представления, мышление, воображение.

Общеизвестно, что интеллект как способность обычно реализуется при по-мощи других способностей: познавать, обучаться, мыслить логически, системати-зировать информацию, определять границы ее применимости (классифициро-вать, находить закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной.

Нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нарушением речи – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Каждый ребёнок с ОВЗ индивидуален, поэтому нами создавались различ-ные дидактические игры, которые активизировали аналитико-синтетическую дея-тельность детей, отдельно влияли на развитие памяти и воображения. Но такого материала было недостаточно.

Для успешного решения данной проблемы мы обратились к технологии ТРИЗ, которая комплексно воздействует на интеллект подрастающего поколения, и позволяет решить множество поставленных перед нами задач. Эти технологии, разработаны творческим коллективом г. Ульяновска. Они базируются на общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач, и методах развития творческого воображения, которые результативно зарекомендовали се-бя как эффективное средство решения проблем. При работе с ними, по мнению авторов, нужно особым образом организовать интеллектуальную деятельность, учитывая следующие компоненты:

• - использование модели «объект-имя признака - значение имени при-знака»;

• - активизация воображения, основанного на изменении значений при-знаков;

• - анализ взаимосвязи признаков (если изменилось одно значение при-знака, то меняется другое);

• - организация мысленного эксперимента на основе имеющихся зна-ний.

Сначала Мы испытывали много трудностей, в связи с тем, что у детей с ОВЗ снижена концентрация внимания, память, у многих процесс воображения никак не проявлялся. А также у них имеются недостатки в развитии связной речи – умении строить предложения и объединять их в общий рассказ. Но, все-таки, нам удалось заинтересовать детей дидактическими играми, основанными на тех-нологии ТРИЗ.

Объект: Воспитанники группы старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Гипотеза: Влияние технологии ТРИЗ на развитие интеллекта старших до-школьников с ОВЗ.

Вид проекта: творческий (игровой)

Цель проекта: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошколь-ного возраста посредством ТРИЗ технологии.

Задачи проекта:

1. Систематизация имеющихся знаний детей. Отработка умений само-стоятельно достраивать и свободно использовать информацию в процессе мотивированной познавательной деятельности.

2. Развитие творческого воображения.

3. Стимулирование детской любознательности и инициативности.

4. Разработка модели пространственно-развивающей игровой среды для максимального развития интеллектуально-творческого потенци-ала каждого ребенка.

5. Привлечение родителей как единомышленников к совместной дея-тельности.

6. Обоснование эффективности использования ТРИЗ технологии в ум-ственном воспитании детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Срок реализации проекта: долгосрочный с 1.09.2018г. - по 28.02.2019г.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатель, родители.

Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Позна-ние», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Продукты проектной деятельности:

• Тренинги по признакам;

• Д\и «Да-нетка»;

• Д\и «Вопросы»;

• Круги Луллия;

• Д\и «Волшебники»;

• «Морфологическая таблица»;

• «Системный оператор»…

Формы организации проекта:

• НОД (непосредственная образовательная деятельность)

• Самостоятельная деятельность детей

• Иос (игровая обучающая ситуация)

• Консультации для родителей: «Что такое ТРИЗ?»; «Сочиняем при помощи таблицы»

Ожидаемый результат:

• Активизация познавательных процессов и исследовательских навыков дошкольников.

• Решение задач, не считая полученное решение, единственно вер-ным, умение оценивать свои идеи с точки зрения идеального ко-нечного результата (экономии времени и средств).

• Творческая личность, которая сама принимает творческие задачи, умеет с ними работать (решать, а из решения ставит новые зада-чи.

• Умение рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.

• Интенсивно развивается вид мышления: словесно-логический, от-влеченное мышление.

• Владение приемами логического мышления, такими как сравне-ние, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечени-ем от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.

Актуальность

У детей с нарушениями речи дисгармония мотивационно - потребностной сфе-ры: они имеют достаточно правильное представление о характере предстоящей учебной деятельности, однако, эти знания не являются для них побуждающими.

Недостаточность сформированности языковых средств и речевое недоразвитие обуславливает отсутствие положительного эмоционального отношения к выпол-няемой деятельности.

У детей отсутствует способность к адекватной оценке результатов своей деятель-ности.

В свою очередь родители не осознают тяжести речевого нарушения, отмечая, дефекты произношения некоторых звуков, только нескольких мам волнует недо-развитие лексико–грамматической стороны речи, несовершенство связной речи. Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов они относят к воз-растным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана, не владеют игровыми приемами работы с детьми.

Поэтому данная технология обеспечивает высокую педагогическую эффектив-ность в развитии интеллектуально - творческих способностей детей дошкольного возраста, в частности, детей с тяжелыми нарушениями речи. Объединяющим началом всех видов творческих качеств личности является способность человека приобретать новые знания, готовность к решению проблем и проявление иссле-довательского поведения, а для этого оптимальным условием является использо-вание творческих задач в технологии ТРИЗ. Что гарантированно способствует формированию коммуникативно-речевых умений детей, развитию их познава-тельных способностей. Использование игр и упражнений ТРИЗ технологии помогло усилить эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта.

Воспитание современного ребёнка и его интеллектуальных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в совре-менных условиях, поскольку любой стране нужны личности, которые смогут из-менить будущее России. А для этого стране нужны люди, владеющие способами инженерного мышления.

Аннотация

Проект «ТРИЗом увлекаемся, Играя, развиваемся»»

освещает работу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи в дошкольном учреждении. Данный проект направлен на обо-гащение и активизацию словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи старших дошкольников. В условиях реализации проекта особое внимание уделяется знакомству детей с элементами технологии ТРИЗ через ди-дактические игры, что способствует развитию их интеллектуального развития. Этот проект содержит основную работу по формированию системного мышле-ния, примененную в образовательных областях, а главное, в повседневной жизни самого ребенка, в котором принимают участие родители, дети, воспитатель дан-ной группы и учитель-логопед.

В проекте много интересного, обучающего для детей: составление расска-зов, дидактические игры, практическая работа совместно с родителями и детьми, оформление предметно-развивающего пространства совместно с родителями группы. Работа проводится на занятиях, и в основном в свободной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Работа педагогов

• Проведение мониторинга по выявлению интеллектуального уровня до-школьников;

• Подготовка дидактического материала;

• Составление перспективного плана.

Работа с детьми

• Ознакомление с новыми технологиями;

• Совместное изготовление атрибутов к дидактическим играм.

Взаимодействие с родителями

• Привлечение родителей к проекту;

• Мастер-класс для родителей дидактическая игра «Да-нетка».

2. Основной этап

• Цикл занятий согласно перспективному плану;

• Проведение дидактических игр.

3. Заключительный

• Подведение итогов работы над проектом;

• Анкетирование родителей;

• Сравнительная диагностика детей;

• Презентация проекта.

План реализации проекта

Подготовительный этап

№ п\п Мероприятия Цель Участники

1. Первичный мониторинг Выявление интеллектуаль-ного уровня детей Дети груп-пы

2. Подбор материала Систематизация подо-бранного материала Воспитатель

Учитель-логопед

3. Составление перспективного плана Повышение интеллекту-ального уровня старших дошкольников Воспита-тель

Учитель-логопед

4. Взаимодействие с родителя-ми, направленное на реали-зацию проекта Ознакомление родителей с проектом Воспитатель

Учитель-логопед ро-дители

Основной этап

1. Цикл занятий Формировать навыки ис-следовательской деятель-ности. Развивать способ-ности самостоятельно по-лучать недостающую для решения проблем инфор-мацию. Воспитатель

Учитель-логопед де-ти

2. Дидактические игры Развитие логического мышления Воспитатель

Учитель-логопед де-ти

Заключительный этап

1. Картотека игр по формиро-ванию интеллектуальных способностей у дошкольни-ка Повышение компетентно-сти педагогов Воспитатель

Учитель-логопед

2. Анкетирование родителей ««Отношение родителей к интеллектуальному разви-тию своего ребенка». Повышение педагогиче-ской культуры родителей по

вопросу интеллектуально-го развития ребенка

Воспитатель

Учитель-логопед

3. Сравнительная диагностика детей Выявление уровня интел-лектуального развития де-тей Воспитатель

Учитель-логопед

4. Презентация проекта Закрепление и обобщение пройденного материала Дети

Группа: логопедическая №6

Возраст: 6 – 7 лет

Дата: 05.09.2018г. Диагностическая карта умственного развития детей 6-7 лет с ОВЗ

п/п Познавательное развитие Речевое развитие Социализация/

коммуникация Итого

Критерии

Проявляет познава-тельный интерес в организо-ванной дея-тельности, ищет спо-собы определе-ния свойств незнакомых предметов Владеет навыками поисково-исследо-ватель-ской дея-тельно-стью Знания и пред-ставле-ния об объек-тах и явлени-ях окру-жающе-го мира Умение выде-лять сход-ства и отличия меду груп-пами пред-метов Грамма-ти-че-ский строй ре-чи Слово-из-ме-не-ние, слово-об-ра-зо-ва-ние Связная речь Име-ет пред-по-чте-ние в игре, мо-жет обос-но-вать свой вы-бор. Дого-вари-вается и при-нимает роль в игре со сверстника-ми, со-блюда-ет ро-левое пове-дение, обога-щает сюжет. Оцени-вает свои возмож-ности, соблю-дает правила и пре-одоле-вает трудно-сти в играх, моет объяс-нить правила игры

Фамилия Имя ребенка

1 Волкова Дарья 2 1 2 1 3 1 3 2 1 1 1,7

2 Жигульский Мирон 1 1 2 2 2 1 2 1 1 1 1,4

3 Дзюбан Анастасия 1 1 2 2 2 2 3 2 2 2 1,9

4 Дукич Яна 1 1 1 1 2 2 3 1 2 2 1,6

5 Лядев Иван 1 1 2 1 3 2 3 1 2 1 1,7

6 Тимофеева Арина 2 1 1 1 3 2 3 2 2 2 1,9

7 Тихонов Тимофей 1 1 1 1 2 2 3 2 2 2 1,7

8 Усанова Валерия 1 1 2 2 3 2 3 2 3 2 2,1

9 Цыбиногин Лёша 2 1 2 2 3 2 3 2 3 2 2,2

10 Шамонин Артем 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1,3

11 Широков Артем 1 2 1 1 2 2 2 1 2 1 1,5

Высокий уровень - 5; выше среднего - 4; средний – 3; ниже среднего – 2; низкий уровень – 1

Перспективный план

Месяц

Название игры

Цель

Сентябрь «Ромашка». Добиваться умению выделять признаки объектов.

«На что похоже» Стремиться называть объекты в соответствии с тем или иным при-знаком.

«Горки» Стараться развивать словесно-логическое мышление через нахож-дение общей надсистемы.

«Хорошо - плохо».

Добиваться умению выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

«Назови части».

Дать понятие о том, что объекты состоят из частей. Учить детей вы-делять и называть части объектов.

Октябрь «Что умеет делать?»

Продолжать формировать умения выявлять функции объекта.

«Раньше-позже»

Подвести к пониманию выстраивания логической цепочки дей-ствий. - Закрепить понятия" сегодня", "завтра", "вчера".

«Выбери признак, который есть у дру-гих объектов» Способствовать умению выделять характерные и специфичные зна-чения признаков объекта.

«Загадочный ков-рик» Формирование мыслительных операций диалектического характера.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения».

Подвести к овладению, подбирать разные значения одному призна-ку.

Ноябрь «Сравни разных зве-рей»

Добиваться умения сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

«Дразнилка»

Подвести к овладению, подбирать рифмующиеся между собой сло-ва и словосочетания с помощью суффиксов.

«Рассказ из слова» Установление причинно-следственной связи между словами.

Новая сказка» (круги Луллия)

Закреплять знание текстов знакомых сказок. Стараться изменять текст сказки, в зависимости от введения новых объектов.

«Сказка-калька».

Формировать фонематические представления. По возможности вла-деть символическому моделированию сказок.

Декабрь «Горки» (системный подход)

Упражнять в отборе слов на заданный звук; развивать словесно-логическое мышление через нахождение общей надсистемы.

«Системный лифт»

Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалек-тическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объек-та.

«Природа и человек»

Закрепить знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа. Продолжать знакомить детей с объектами, созданными природой и человеком.

«Чем был - чем

стал»

Стремиться определять линии развития объекта. Развивать логиче-ское

мышление, речь

«Сочиняем сказку»

Содействовать усвоению, объединять героев по заданному призна-ку.

Январь «Доскажи словечко»

Совершенствовать умение подбирать рифмующиеся слова.

«Склад-не склад» Подвести к овладению, подбирать рифму к заданному слову.

«Запутанные слова» Совершенствование умения выполнять буквенный анализ и синтез слов.

«Сочиним стишок и его запишем» Добиваться умения составлять рифмованный текст и записывать его схемами.

«Что было, что будет?»

Стремиться к умению представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом

Февраль «Дорисуй, что я заду-мал»

Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним со-здавать изображение всего предмета.

«Колобок»

Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам.

«Лифт» Закрепить понятие о том, что каждый объект имеет части и в то же время является частью другой, более сложной системы.

«Часики»

Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.

«Маяк-спасатель»

Закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи.

"Задай вопрос» Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Театр и мы. Развиваемся, играя» (первая младшая группа)Краткосрочный проект «Театр и мы. Развиваемся, играя» (первая младшая группа) раткосрочный проект: «Театр и мы.» Первая младшая группа «Развиваемся играя. Театрализованная деятельность» Выполнила: Казанцева.

Мастер-класс для родителей и детей «Развиваемся, играя» Авторы разработки: Азарова Л. В., воспитатель высшей квалификационной категории, отличник образования РС (Я, ветеран труда; Захарова В. А. ,.

Мастер-класс для родителей по изготовлению пальчиковых игр для детей от 1 до 2 лет «Развиваемся, играя» Хусаинова Анастасия Рауфовна МАДОУ детский сад № 10 «Березка» воспитатель Цель: повысить профессиональную компетентность родителей по.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мое генеалогическое дерево» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мое генеалогическое дерево» Актуальность на современном этапе: В современном.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Будь здоров малыш» Муниципальное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад №87» Педагогический проект для детей группы №6 старшего дошкольного.

Педагогический проект «Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста» Педагогический проект по формированию основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование основ правового.

Педагогический проект «Развиваемся играя» для вторых младших групп Предметное направление: физическая культура. Целевая аудитория: дети и родители вторых младших групп (3-4 года). Номинация: «Методические.

Педагогический проект «В мире сказок» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Педагогический проект «В мире сказок» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Основание проекта Дошкольное детство - очень важный.

Педагогический проект «Жизнь и творчество Рудольфа Нуреева» для детей старшего дошкольного возраста «Нуреев был первой величиной. И хотим мы того или нет: Его звездная колыбель останется пустой. Надолго ли? Может, надолго. Может, навсегда.

Рабочая учебная программа дополнительного образования «Играя, развиваемся» для детей дошкольного возраста от трех лет Рабочая учебная программа дополнительного образования «Играя, развиваемся» для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Срок реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 9 мая 2019 в 20:59
+368Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 153.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД