Приложение МААМ

Педагогический проект «Тропой красивой и правильной речи»

Надежда Щекотько
Педагогический проект «Тропой красивой и правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект

«Тропой красивой и правильной речи»

по коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

1. Аннотация проекта

Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей. Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям, заинтересованным в развитии ребенка. Название проекта выбрано не случайно, только попав на тропу красивой речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь! Проект рассчитан на детей от 4 до7 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.

Публикация «Педагогический проект „Тропой красивой и правильной речи“» размещена в разделах

К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения. Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда. Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости. В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Проект «Тропой красивой и правильной речи» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей, посещающих группы детского сада по результатам анкетирования, решено ввести и предложить заинтересованным родителям посещать логопедические занятия вместе с детьми, что окажет педагогическую помощь и повысит компетентность родителей. Таким образом, достигается индивидуализация оказываемой логопедической помощи по определенному запросу родителей и конкретного ребенка с речевым недоразвитием, разрабатывается индивидуальный маршрут, направленный на коррекцию речевой патологии. Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям).

Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: август - сентябрь 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный : октябрь 2016 г. – декабрь 2016 г.

III этап – практический: с 10.01.2017г. – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: июнь – август 2017 года.

2. Актуальность темы проекта

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели грамотной фразой и лексически развёрнутой речью. Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта ДОУ. Маленькие проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Название проекта было выбрано нами не случайно, только идя тропой красивой и правильной речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь! Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому, актуальность данной проблемы состоит еще и в том, что объединив усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью. Нам необходимо было разрешить следующие противоречия :

1. В ДОУ с общеразвивающими группами задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации основной образовательной программы является дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать реализации образовательной программы и не нарушать СанПин.

2. Наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная подготовленность воспитателей в оказании коррекционной помощи детям с ОВЗ.

3. Основными формами организации работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность. НОД кратковременная (15-20минут, краткосрочная (1-2 раза в неделю) и рассчитана на 6-ти или 12 месячный срок обучения, при необходимости сопровождения некоторых детей в течение 2-3 лет.

4. Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.

Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Разрешение обозначенных противоречий мы видим в реализации новой модели предоставления логопедической помощи в присутствии родителей для детей от 4 до 7 лет (с возможностью присутствия родителей и предоставления им возможности выбора времени услуги) на базе логопедического пункта ДОУ и группы. Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:

1. Коллективная на базе ДОУ (игры-занятия совместно с родителями в группе и на логопункте ДОУ, встречи за круглым столом, родительские собрания, клуб и т. д.)

2. Индивидуальная на базе ДОУ в кабинете учителя-логопеда (индивидуально с детьми по графику, совместно ребенок и родитель по предварительной записи).

Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия ДОУ с семьями в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка. Направления работы данной системы:

Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей на логопункте детского сада, приглашая к участию в них родителей.

Воспитатели - в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах чаще подбирая время с возможностью участия в них родителей.

Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.

Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.

Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

3. Цели и задачи проекта

Цель - создание и организация системы коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям, обеспечивающей индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу, максимально удовлетворяющие запросы родителей.

Задачи:

1. Разработать и апробировать организационно – содержательные и методические условия проведения групповых и индивидуальных НОД для детей с речевыми нарушениями в присутствии родителей.

2. Составить перспективный план совместной организации работы учителя-логопеда и воспитателей группы.

3. Способствовать развитию всех компонентов речи детей (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия).

4. Внедрить в практику работы ДОУ новые формы преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ.

Проект является долгосрочным.

Срок реализации – 1 год (август 2016-август 2017).

Участники проекта : воспитанники старшей разновозрастной группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.

4. Возможные риски и пути их преодоления

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представляющие возможности (благоприятные факторы) внешней среды:

семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда;

имеется потенциальная возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т. д.);

интернет-ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение образовательной услуги;

возможности изучения опыта инновационной деятельности других ДОУ района;

конкурсы проектов, проводимые в области образования, могут оказать финансовую и организационную поддержку в осуществлении планов ОУ.

Факторы, представляющие угрозы для ДОУ:

низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка;

недостаточное материально – техническое состояние;

маленькая площадь логопедического кабинета – не позволяет проводить подгрупповые занятия с детьми и родителями.

Сильные стороны ДОУ:

у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми дошкольного возраста;

режим работы детского сада позволяет организовать предоставление услуги в утреннее и вечернее время;

потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т. е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе по реализации проектной деятельности;

в практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка;

функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям.

Слабые стороны ДОУ:

на базе детского сада не существует психологическая служба;

высокая степень загруженности педагогов и администрации детского сада текущей работой.

Определение возможной стратегии реализации проекта :

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.

Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.

Провести опрос родителей старшей разновозрастной группы МКДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 18.00;

Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ.

Использовать библиотеку учреждения и Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

Изучить опыт по данной работе в районе и области.

Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения.

Ожидаемые результаты проекта :

Качественные

Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении (механизм оценки – количественный анализ);

Наличие апробированной модели логопедического пункта (критерий оценки – наличие пакета «Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность логопункта ДОУ по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей»)

Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).

Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета учителя-логопеда и групп ДОУ.

Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности педагогического коллектива).

Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).

Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.

Планирование работы консультационного пункта для родителей (круглые столы, семинары, консультации).

Количественные

Выполнение ФГОС ДО по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.

Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет (критерий оценки - показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников).

Охват разных категорий потребителей образовательных услуг (дети и родители).

Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости

Обучено и проконсультировано не менее 60 родителей (законных представителей)

Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.

Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Эффективность проекта мы будем оценивать

По увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых дополнительных услуг: востребованность услуги - оказание услуг детям в возрасте 3 - 7 лет.

По увеличению спроса на посещение логопедической КНОД в присутствии родителей: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента в рабочем посёлке

По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.

7. Ресурсное обеспечение проекта :

Кадровые: в настоящий момент группы укомплектованы воспитателями и помощниками воспитателей, в штате ДОУ -1 учитель-логопед (1 ставка), 1 музыкальный руководитель

Информационные: кабинет логопеда оснащен большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Временные: проект рассчитан на 1 год, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

Материально – технические: в ДОУ:

кабинет логопеда с различными наглядными и методическими пособиями, дополнительные компьютерные программы и оборудование;

методический кабинет имеет наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.

Структура управления проектом

Автор проекта :

осуществляет общее руководство.

отслеживает выполнение плана реализации проекта.

разрабатывает нормативно-правовую базу по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей.

анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.

анализирует результаты выполнения проекта.

организует работу специалистов и педагогов

оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту,

создает условия осуществления образовательного процесса,

формирует индивидуальный заказ родителя.

организует работу по проведению мероприятий с детьми.

формирует банк методических материалов.

анализирует результаты диагностики детей.

координирует взаимосвязь между участниками проекта.

разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).

8. Перспективы развития проекта

В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДОУ. Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.

Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям.

Модель компетентности

Компетентность родителей в речевом развитии детей:

ЗНАЮ о проблеме ребёнка

УМЕЮ использовать знания

ХОЧУ владеть знаниями

МОГУ самостоятельно помочь

Результат реализации проекта :

Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.

Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 4-7 лет через организацию и проведение индивидуальной логопедической КНОД в присутствии родителей.

Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.

Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта :

На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Тропой красивой и правильной речи» проводить логопедическую КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 4 до 7 лет.

Публикации опыта работы, распространение в районе и регионе.

Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.

Публикации по теме:

Конспект дидактической игры по развитию речи в старшей группе «Город Красивой речи» Цели. • Продолжать формировать представление у детей о красивой речи; • Развивать фонематический слух; связную речь; грамматический строй.

Конспект образовательной деятельности. «Путешествие в страну Красивой и правильной речи». (подготовительная группа) Конспект образовательной деятельности Возрастная группа: подготовительная Образовательная область: Речевое развитие Непосредственно образовательная.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения Задачи: Образовательные • Совершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в страну Красивой речи» .

Праздник красивой речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение– детский сад № 17 пос. Красносельского муниципального образования Гулькевичский.

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников» Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И. Участники проекта: • дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки».

Проект «В стране правильной речи» Актуальность Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче.

Проект «В страну правильной речи» Проект по направлению «Речевое развитие» «В страну правильной речи» в средней группе Актуальность проекта Дошкольный возраст – этап активного.

Путешествие в страну Красивой речи конспект итогового занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе Цель: закреплять знания, полученные в течение учебного года. Задачи: Образовательные 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2.

Проект «Знакомство с экологической тропой»Проект «Знакомство с экологической тропой» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОЛОВЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Тропой красивой и правильной речи»
Опубликовано: 7 октября 2016 в 16:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Тропой красивой и правильной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Щекотько (УИ 250868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД