Лучший педагог года

Педагогический проект «В гостях у сказки» для детей с особыми образовательными потребностями

Людмила Кораблева
Педагогический проект «В гостях у сказки» для детей с особыми образовательными потребностями

Автор проекта : Кораблёва Л. В., воспитатель высшей квалификационной категории, ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения», Детский дом - интернат

Тип проекта :

- Творчески - игровой

- Долгосрочный (с декабря 2015 года по май 2016 года)

- Коллективный (среди групп индивидуального обучения и дошкольных групп)

Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст детей : 6 – 13 лет.

Актуальность темы.

Публикация «Педагогический проект „В гостях у сказки“ для детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Сказка - необходимый элемент жизни любого ребёнка. Русские народные сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, в мир чудес и волшебства, выражают глубокие моральные идеи. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В детском учреждении для детей с ОВЗ сказка приобретает особую актуальность. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой. Беден и узок круг их представлений об окружающих предметах и явлениях. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует познавательную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребёнка словами представить окружающую жизнь, в сказке можно «примерить» на себя чужие радости и обиды. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, животном, предметном мире.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. Сказочный сюжет помогает ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений, позволяет упорядочить собственный жизненный опыт. Ребенок неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами истории и перенимает их жизненный опыт, учится жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими. В детском возрасте основной деятельностью является игра. Социализация ребёнка начинается с его общения со сверстниками и взрослыми во время игры. Разнообразными играми насыщена вся жизнь детей, поэтому и сказка, представленная в виде различных игр понятнее и ближе ребёнку. Неизменной любовью пользуются у детей театрализованные игры по сказкам. Театрализованная игра помогает ребёнку пережить различные эмоциональные состояния, развивает способность распознавать эмоциональное состояние окружающих по мимике, жестам, интонации, учит ребёнка принимать на себя ту или иную роль.

Театрализованная игра помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке, движениям, слушанию, пению. В движениях дети учатся передавать настроения и чувства героев сказок и свои собственные настроения. Возможность выразить себя даётся каждому ребенку

Гипотеза.

Приобщение детей к сказке, к театрализованным играм по сказкам развивает устойчивый интерес к сказке. способствует социализации ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.

Цель проекта :

- социально – эмоциональное развитие детей с ОВЗ, расширение их представлений об окружающем мире.

- формирование у детей представлений о русской народной сказке, воспитание интереса к сказкам через различные виды деятельности.

Задачи проекта :

1. Формирование любви к сказкам, интереса к театрально – игровой деятельности. к играм – драматизациям.

2. Создание положительного эмоционального настроя у детей с ОВЗ

3. Стимулировать речевую активность детей, учить повторять слова и фразы из знакомых сказок, способствовать проявлению активности в игре с персонажами – игрушками.

4. Создание условий для активного самовыражения детей, привлечения робких и застенчивых детей к совместной театрализованной деятельности.

5. Создание атмосферы эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование умения прийти на помощь.

6. Совершенствовать коммуникативные возможности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.

8. Обеспечить взаимосвязь разнообразных видов деятельности : изобразительной деятельности, музыки, конструирования, развития речи, движений при ознакомлении с окружающим миром.

Этапы и сроки проведения проекта :

I этап - подготовительный (разработка проекта) - декабрь 2015 года

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- обсуждение проекта на заседании МО воспитателей.

- сбор информации, методической литературы, дополнительного материала.

- составление перспективного плана работы в соответствии с направлениями увр

- создание предметно- развивающей среды (подбор сказок, стихов, загадок о сказках, подбор картинок животных, игрушек, подбор различных иллюстраций к сказкам, материалов для художественного творчества, подбор различных видов театров).

II этап – основной (практическая часть) – январь 2016 – апрель 2016 года.

- деятельность детей и взрослых по реализации проекта

III этап – заключительный - май 2016 года.

- подведение итогов, анализ ожидаемого результата

- обобщение результатов работы, формулировка выводов

- презентация проекта

Направления работы с детьми в рамках проекта :

• социализация,

• развитие речи,

• ознакомление с окружающим миром,

• конструирование,

изобразительная деятельность,

• развитие движений

Календарно – тематическое планирование работы детей и воспитателей по реализации проекта.

Время проведения Тема Содержание работы в различных видах детской деятельности Итоговое мероприятие

Январь Сказка «Теремок» (1 вариант) 1. Рассказывание сказки с использованием рисунка, театра картинок; беседа по сказке.

2. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказке, сказочных героях.

3. Рассматривание иллюстраций к сказке.

4. Дидактические игры «Покажи, где…», «Найди мышку)», «Узнай по части тела», «Узнай по голосу», «Узнай по контуру», «Кто что любит?», «Чьи следы?»

5. Слушание музыкальной аудио- сказки

6. Разучивание слов, ритмичных движений к инсценировке сказки.

7. Игра – драматизация «Кто. кто в теремочке живет?»

8. Речевая игра – подражание «Квакаем как лягушки, пищим как мышки, рычим как медведь»

9. Рисование «Дорожка к теремку», «Заборчик, ёлочки у теремка»; раскрашивание сюжетных картинок по сказке; обводка изображения персонажей по контуру.

10. Лепка «Брёвнышки для теремка», «Колышки для заборчика», «Ёлочки около теремка», «Мышка», «Зайчик».

11. Аппликация «Теремок», «Мишка» (из готовых форм).

12. Конструирование «Теремок» (складывание из счётных палочек, строительство из кубиков)

13. Подвижные игры «У медведя во бору…», «Зайчик беленький сидит…», подвижное упражнение «На лужайке две подружки, две зелёные лягушки…»

Театрализованное развлечение по мотивам сказки

Февраль Сказка «Теремок» (2 вариант) 1. Рассказывание сказки с использованием картинок, беседа по прочитанной сказке.

2. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказке, сказочных героях.

3. Рассматривание иллюстраций к сказке.

4. Моделирование сказки на фланелеграфе.

5. Дидактические игры «Покажи, где…»,«Узнай по части тела», «Узнай по контуру», «Разрезные картинки», «Большой – маленький», «Собери мишке ягоды по цвету».

6. Рисование красками «Морковка для зайчика»; рисование по точкам «Теремок», раскрашивание сюжетных картинок

7. Аппликация «Муха - горюха», «Мышка –погрызуха».

8. Лепка «Зайчик». «Морковка для зайчика», «Медведь».

9. Подвижные игры «Жил – был зайчик», «Лиса и зайцы», «Лягушки и цапля» «Мыши водят хоровод»; игровое упражнение «Вот лягушки по дорожке скачут вытянувши ножки…».

10. Сюжетно – ролевая игра «В теремке».

11. Конструирование «Ёлочки» (складывание из счётных палочек, «Дорожка к теремку»(из любого строительного материала).

Театрализованная игровая программа по мотивам сказки «Теремок» (2вариант)

Март Сказка «Колобок» 1. Рассказывание сказки с использованием любого вида театра, беседа по сказке.

2. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказке, сказочных героях.

3. Рисование «Дорожка в лес для колобка». Раскрашивание сюжетных картинок по сказке

4. Рассматривание иллюстраций к сказке.

5. Пальчиковая игра «Колобок»

6. Аппликация «Колобок»

7. Дидактические игры «Покажи, где…», «Узнай по части тела», «Узнай по контуру», «Разрезные картинки»

8. Игровая ситуация «Путешествие Колобка».

9. Конструирование «Дом деда и бабы с заборчиком»

8. Прослушивание аудиосказки или отрывков из неё.

9. Подвижные игры «Лиса и зайцы», «Зайцы и охотник», «Лиса и колобок»

10. Изготовление книжки – самоделки по сказке «Колобок». Театрализованное представление по мотивам сказки «Колобок»

Апрель Сказка «Заюшкина избушка» 1. Рассказывание сказки с использованием рисунка, картинок, беседа по прочитанной сказке.

2. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказке, сказочных героях.

3. Рассматривание иллюстраций к сказке.

4. Аппликация «Ледяная избушка и лубяная», «Весна пришла»

5. Рисование (пальчиковая живопись) «Петушок», раскрашивание сюжетных кртинок.

6. Лепка «Солнышко», «Петя – Петушок»

7. Дидактические игры «Покажи, где…»,«Узнай по части тела», «Узнай по голосу», «Разрезные картинки»

8. Моделирование сказки на фланелеграфе

9. Пальчиковый театр по сказке «Заюшкина избушка».

10. Драматизация «Лиса и заяц» с использованием мягких игрушек

11. Коллаж по сказке

12. Подвижные игры «Зайка к деткам подбежал…», «Лохматый пёс», «Дети и петушок», «Петушиный бой» Театрализованный досуг по мотивам сказки «Заюшкина избушка» .

Май «Сказка за сказкой» 1. Рассказывание сказок с использованием любого вида театра, прослушивание аудиосказок, просмотр мультфильмов по сказкам.

2. Поделки из природного и бросового материала «Герои сказок».

3. Лепка из пластилина «Пластилиновая сказка»

4. Рисование «Любимая сказка».

5. Танец – игра «Если весело живётся – делай так…»

6. Хороводные игры «Тень – тень», «Веселись, детвора»

7. Дидактическая игра «Узнай сказку»

1. Выставка творческих работ детей и воспитателей «Жили – были…»

2. Театрализованная игровая программа «Путешествие в сказочный лес»

Ожидаемые результаты

для детей :

- дети смогут повторять наиболее яркие отрывки из прочитанной сказки;

- дети смогут узнавать сказку по иллюстрациям и по героям;

- дети смогут отвечать на вопросы воспитателя по сказке;

- дети смогут называть сказку, прослушав отрывок из нее;

- дети расширят свои представления о диких животных;

- повысится уровень социальной компетентности детей с ОВЗ;

для педагогов :

- сформируются навыки владения технологией педагогического проектирования в работе с детьми с ОВЗ.

Продукты проекта :

• Театрализованное развлечение по мотивам сказки «Теремок» (1вариант)

• Театрализованная игровая программа по мотивам сказки «Теремок» (2вариант)

• Театрализованное представление по мотивам сказки «Колобок»

• Театрализованный досуг по мотивам сказки «Заюшкина избушка» .

• Выставка творческих работ детей и воспитателей «Жили – были….»

• Театрализованная игровая программа «Путешествие в сказочный лес»

Ресурсное обеспечение проекта :

Материально-техническое оснащение:

• Фотоаппарат

• Компьютер

• Цветная бумага, картон, клей, салфетки, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, краски, пластилин

• Видео аппаратура

• Аудио аппаратура

• Иллюстрации

• Художественные произведения (сказки, стихи, загадки)

• Костюмы героев сказок

• Театры мягкой игрушки, бибабо, пальчиковый, картинок.

Методические пособия :

1. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М. : Айрис-Пресс, 2008. — 208 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2006.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2002.

4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. : Речь, 2006.

5. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.

6. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. : Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12, 2000.

7. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 80 с.

Приложения:

• Конспект театрализованного развлечения по мотивам сказки «Теремок» (1вариант)

• Конспект театрализованной игровой программы по мотивам сказки «Теремок» (2вариант)

• Конспект театрализованного представления по мотивам сказки «Колобок»

• Конспект театрализованного досуга по мотивам сказки «Заюшкина избушка» .

• Конспект театрализованной игровой программы «Путешествие в сказочный лес»

Публикации по теме:

Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями Содержание 1. Особанности.

Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей с особыми образовательными потребностями Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Клуб для родителей детей с особыми образовательными потребностями «Как помочь ребенку?» Количество участников: 16 родителей, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Задачи: 1. Формировать.

Из опыта работы с детьми с особыми потребностями по использованию техники эбру Кузнецова В. А. МБДОУ Детский сад № 27 «Садко» С техникой эбру я познакомилась три года назад и поняла, что мои воспитанники непременно.

Модель реализации ООП посредством использования игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями В настоящее время, в условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий.

Педагогический проект «В гостях у сказки» Тип проекта: Практико-ориентированный. Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы. Срок реализации.

Педагогический проект «В гостях у сказки»Педагогический проект «В гостях у сказки» Педагогический проект «В гостях у сказки» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому.

Педагогический проект по русским народным сказкам в младшей группе «В гостях у сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Радуга» муниципального района Давлекановский район Республика.

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей с особыми образовательными потребностями Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Занятие по развитию речи в группе для детей с особыми познавательными потребностями «Потерялись малыши» Занятие по развитию речи в группе для детей с особыми познавательными потребностями «Потерялись малыши» Задачи: - образовательные: 1. закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «В гостях у сказки» для детей с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 1 мая 2016 в 21:23
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД