Людмила Костенко
Педагогический проект в старшей группе «Основы безопасного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Основы безопасного поведения
Организация: МБДОУ «Детский сад № 14
Актуальность:
Самое ценное в нашей жизни – дети.
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих и взрослых.
Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень актуальны.
Публикация «Педагогический проект в старшей группе „Основы безопасного поведения“» размещена в разделах
Поэтому необходимо сформулировать у детей модель безопасного поведения, которая позволит действовать адекватно в конкретной сложной ситуации.
Задача взрослых – помочь детям научиться безопасному поведению, в первую очередь собственным примером.
Цель проекта :
Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Тип проекта : долгосрочный, информационный, практико-ориентированный.
Длительность проекта : 6 мес.
Участники проекта : педагоги, музыкальный руководитель, дети и их родители.
Планируемый результат:
Дети старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения, умеют действовать в различных ситуациях.
Основные формы реализации проекта : беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, тренинг - соревнования, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Этапы проекта :
I. Подготовительный.
Работа с родителями.
Цель: повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.
II. Реализация проекта.
Проект включает четыре раздела, каждый раздел с определенным названием, у раздела своя цель, задачи и методы реализации.
1. Ребенок и другие люди «Берегись бед- пока их нет»
2. Ребенок дома «Мой дом, моя крепость»
3. Ребенок на улице «Когда держишь путь, осторожен будь».
Работа с детьми проводится на протяжении всего времени реализации проекта.
III. Результаты проекта.
Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, итоговая выставка совместной работы родителей и детей по теме проекта, презентация проекта.
2. Ребенок и другие люди «Берегись бед - пока их нет»
Цель:
Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами.
Задачи:
• Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми, подозрительными предметами.
• Познакомить с ситуациями угрожающие здоровью.
• Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, развивать познавательную активность детей, обобщая представления о людях, предметах.
Темы основных направлений работы :
«Незнакомые предметы на улице»
• Беседа «В мире опасных вещей».
• Чтение художественной литературы: рассказа Л. Радзиевской «Считаем этажи».
• Показ наглядных пособий "Опасные предметы"
• Дидактические игры: «Не всякий клад - находка», «Опасно-не опасно», «Вопрос - ответ», и др.
• Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Осторожно, незнакомый предмет на улице», «Что мы будем делать, если обнаружим посторонний предмет?».
«Свой - чужой»
• Беседа «Внимание незнакомец».
• Чтение художественной литературы: сказок «Красная шапочка», «Белоснежка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», Колобок», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Снежная Королева», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки».
• Дидактические игры: работа с разрезанными картинками, «Можно - нельзя» «Помоги сказочным героям» «Доскажи словечко!», «Знакомый, свой, чужой».
• Сюжетно-ролевая игра "Люди добрые, люди злые", «Шпионы», «Поездка на рынок».
• Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Если я потерялся на улице», «Незнакомец предлагает игрушку», «Незнакомец зовет покататься на красивой машине», «Что делать, если тебя похитили на улице?», «Кому из взрослых можно доверять?». и т. д.
• Обучение ориентированию по схемам: «Мой двор», «Улицы города».
• Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».
Работа с родителями:
1. Оформление папок-передвижек по теме: «Безопасность вашего ребенка», «Навыки личной безопасности», «Осторожно - терроризм».
2. Совместные рисунки родителей и детей на тему: «Контакты с незнакомыми людьми», «Злой и добрый человек».
3. Индивидуальные беседы.
3. Ребенок дома «Мой дом, моя крепость»
Цель:
Формирование осознанного правильного поведения, позволяющего опасные избегать ситуации дома. Закрепление знаний о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами, способствовать осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
Задачи:
• Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту.
• Научить соблюдать определенные правила поведения дома.
• Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности.
• Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
Темы основных направлений работы :
«Опасные предметы дома»
• Беседа «Где живет электричество», «Кто придумал спички», «Чем опасны острые предметы».
• Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Неосторожная резвушка» обсуждение, Г. Блинов «Сто бед и непослушная розетка».
• Рассказ детей по предметным картинкам «Бытовые приборы в доме».
• Рассматривание сюжетных картинок о горючих веществах и опасных предметах.
• Решение проблемной ситуации «Если рядом огонь».
• Подвижная игра-эстафета «Лекарства - друзья или враги».
• Выставка рисунков «Безопасность в быту».
• Сюжетно- ролевая игра «Готовимся к приходу гостей» с использованием моделей бытовой техники, «Кукла заболела».
• Экспериментирование «Дикое электричество», «Нагревание предметов», опыты с водой, объяснение свойств воды.
«Опасные ситуации в быту»
• Беседа «Если случилась беда».
• Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике»,
• Театрализация «Один дома» с практическим решением детьми проблемных ситуаций.
• Практическая работа «Вызываем спецслужбу по телефону».
• Игра- ситуация «Если в дверь позвонили».
• Рисование «Опасные места в моем доме».
Работа с родителями:
1. Консультации: «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «Оставлять ли ребенка одного дома».
2. Беседы: «Как избежать неприятностей дома», и др.
3. Ребенок на улице «Когда держишь путь, осторожен будь».
Цель:
Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора. Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу. Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса. Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.
Задачи:
• Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
• Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
• Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
• Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
Темы основных направлений работы :
«Светофор и его сигналы. Дорожные знаки»
• Беседы «Как появился светофор. Виды светофоров», «Красный, жёлтый, зелёный…».
• Чтение художественной литературы: Михалков С. «Бездельник светофор», Волков С. «Как пройти через дорогу?».
• Рассматривание предметных картинок «Дорожные знаки».
• Дидактические игры: «Светофорики», настольная игра «Участники дорожного движения», «Дорожные знаки».
• Аппликация «Светофор».
• Разбор ситуаций: «Какие знаки помогают пешеходу в пути?».
«Дорога-не место для игр. Я- велосипедист»
• Беседа «Как появился велосипед».
• Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Дети на дороге».
• Чтение художественной литературы: Н. Кончаловская «Самокат».
• Проблемная ситуация «Какой путь для велосипедиста верный».
• Дидактические игры: «Опасно-неопасно», «Опасные ситуации», «Логическая цепочка».
• Рисование «Велосипедист на улицах города».
«Правила дорожного движения»
• Беседа о правилах и участниках дорожного движения. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»
• Просмотр серий мультфильма «Смешарики (Уроки на дороге)».
• Дидактические игры: «Исправь ошибку художника»,
• Плоскостное конструирование «На улицах города».
• Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Девочка и грибы», Носов Н. «Автомобиль», Д. Хурманек «Перекресток», Иришин «Прогулка по городу».
• Настольная игра «Железная дорога».
• Викторина «Правила движения достойны уважения».
• Подвижные игры «Дорожные знаки и автомобили», «Тише едешь-дальше будешь»,
• Изготовление альбома «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
• Сюжетно-ролевая игра: «Мы пешеходы», «Я - водитель».
Работа с родителями:
1. Консультации: «Дисциплина на улице –залог безопасности пешеходов», «Учим детей правильно пользоваться пассажирским транспортом», «Обучаем детей правильно обходить транспорт», «Соблюдение правил поведения на улице – залог здоровья вашего ребёнка».
2. Выставка рисунков и поделок по теме: «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
3. День открытых дверей “Как мы учим детей правилам дорожного движения”.
4. Изготовление дорожных знаков.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. : АСТ, 1998.
2. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.
3. С. -П. Детство-пресс. 2009.
4. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
5. Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
6. Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.
7. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
8. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
10. Радзиевская Л. И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
11. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения.