МААМ-картинки

Педагогический проект в старшей логопедической группе «Живые звуки и буквы»

Татьяна Машина
Педагогический проект в старшей логопедической группе «Живые звуки и буквы»

Автор работы: учитель-логопед Татьяна Машина

Описание: проект разработан для старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям по обучению дошкольников элементам грамоты.

Вид проекта : творческий, групповой, долгосрочный.

Продолжительность проекта : сентябрь 2018 г. - май 2019 г.

Публикация «Педагогический проект в старшей логопедической группе „Живые звуки и буквы“» размещена в разделах

Участники проекта : дети старшей группы ОНР, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Проблема: у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоты.

Цель: обучение элементам грамоты старших дошкольников с ОНР через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала.

Задачи:

Развивать фонематическое восприятие.

Закрепить знания детей о звуках, буквах.

Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.

Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.

Актуальность проекта :

Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Данные А. Н. Корнева (1995г., М. З. Кудрявцева (1995г., Г. А. Глинна (1996г., Т. А. Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. У детей с ОНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Для успешного обучения детей грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Обеспечение проектной деятельности : методическое (планирование, конспекты занятий, литература, материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, игры, наглядный материал)

Формы работы: беседы, чтение и обсуждение, игровые упражнения, вопросы и ответы, заучивание, рассказывание.

Предполагаемый результат:

- Повышение у детей интереса к обучению грамоте.

- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

- Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

- Выработка навыков составления и чтения слогов, слов, предложений.

- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.

Продукт проектной деятельности :

Изготовление наглядно-дидактического пособия "Королевство звуков и букв"

Создание сборника стихов о буквах и звуках.

Создание сборника сказок о звуках и буквах, составленных детьми совместно с родителями.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный

- Определение целей и задач проектной деятельности.

- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.

- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

- Составление плана деятельности.

- Первичное обследование детей.

- Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.

- Создание центра по обучению грамоте.

- Изготовление наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».

- Изготовление дидактических игр, схем, карточек.

- Изучение методической литературы по обучению грамоте.

2 этап. Основной

- Чтение детям сказки «Королевство звуков и букв»

- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».

- Проведение дидактических игр по обучению грамоте.

- Составление сказок детьми совместно с родителями об изучаемых звуках и буквах.

- Промежуточная диагностика детей.

- Подборка стихов о звуках и буквах.

- Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов.

- Консультация для педагогов по обучению грамоте детей.

- Семинар - практикум для родителей «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

- Консультация для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР»

3 этап. Заключительный

- Организация выставки букв, сделанных детьми совместно с родителями.

- Презентация сборника сказок о звуках и буквах.

- Итоговое занятие по обучению грамоте «В королевстве звуков и букв» для родителей.

Реализация проекта

Структура занятия с использованием наглядно-дидактического пособия

Знакомство с гласными звуками

Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (Гласики, буквы, наборное полотно, карточки-светофорчики, карточки для чтения, контейнер с деталями букв, счетные палочки, шнурочки, контейнер с цветными карандашами.

1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живет Гласик.

2. Игровое упражнение «Гласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).

3. Игровое упражнение «Любимая песня Гласика» (пропевание гласного звука).

4. Портрет Гласика (характеристика звука).

5. Игра «Прятки». (Развитие фонематического восприятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов).

6. Игры «Угостим Гласика», «Подари подарок» (Совершенствование навыков звукового анализа).

7. Игра «Прогулка Гласика» (определение места звука в словах).

8. Игры «Подружим Гласиков», «Глассики поссорились» (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза).

9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве.

10. Игровое упражнение «Опиши портрет буквы» (называние элементов буквы)

11. Выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, шнурочков, работа с шаблоном.

12. Игра «Подружим буквы». (Совершенствование навыка чтения).

13. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).

14. Печатание буквы в тетрадях. (Развитие тонкой моторики).

15. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи).

Знакомство с согласными звуками

Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (звуковички, буквы, наборное полотно, карточки-светофорчики, карточки со словами для чтения, контейнер с деталями букв, счетные палочки, шнурочки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки, фишки для звукового анализа.

1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живет Согласик.

2. Игровое упражнение «Согласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).

3. Портрет Согласика (характеристика звука).

4. Игра «Прятки». (Развитие фонематического восприятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов, слов).

5. Игры «Угостим Соласика», «Подари подарок» (Совершенствование навыков звукового анализа).

6. Игра «Прогулка Согласика» (определение места звука в словах).

7. Игры «Подружим звуковичков», «Звуковички поссорились» (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза).

8 *. Знакомство с младшим братом Согласика.

9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве.

10. Игровое упражнение «Опиши портрет буквы» (называние элементов буквы).

11. Выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, шнурочков, работа с шаблоном.

12. Игра «Подружим буквы». (Совершенствование навыка чтения).

13. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).

14. Печатание буквы в тетрадях. (Развитие тонкой моторики).

15. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи).

Дифференциация звуков и букв

Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (Согласики, буквы, наборное полотно, разноцветные флажки, карточки со словами для чтения, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки и фишки для слогового анализа

1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живут Согласики.

2. Игровое упражнение «Согласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).

3. Речевая зарядка. (Дифференциация звуков в слогах, словах)

4. Портреты звуковичков (характеристика звуков).

5. Игры «Топни – хлопни», «Разноцветные флажки» (дифференциация звуков в ряду звуков, слогов, слов)

6. Игры «Угостим Соласиков», «Подари подарки». (Совершенствование навыков звукового анализа).

7. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).

8. Игра «Найди буквы».

9. Игра «Подари подарки буквам» (Совершенствование навыков звукобуквенного анализа).

10. Упражнение «Читай и различай». (Профилактика нарушений письменной речи.)

Сказка «Королевство звуков и букв»

Жили-были в одном королевстве звуков две принцессы. В красном дворце жила принцесса, которая очень любила слушать, как громким голосом пели ее слуги. Принцессу звали Гласа, а ее слуг – Гласики. У каждого Гласика было свое имя. Шесть Гласиков пели гласные звуки. Гласа всегда носила красное платье, а гласики – красные рубашки

В другом дворце жила принцесса, у которой слуги умели сердито шипеть, рычать, звенеть, свистеть. Принцессу звали Согласа, а ее слуг – Согласики. У Согласы было красивое сине-зеленое платье. Старшие братья произносили твердые согласные звуки и носили синие рубашки.

Младшие братья умели мягко звенеть, свистеть, рычать и произносили мягкие согласные звуки. Они носили зеленую одежду.

Согласики, которые говорили звонко – носили колокольчики. Это звонкие Согласики. Колокольчиков не было у глухих Согласиков.

Все Гласики и Согласики жили весело, дружно и никогда не ссорились. Они любили гулять вместе, держась за руки.

Игры со звуковичками

«Подружим звуковичков»

Цель: Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Оборудование: изображение звуковичков.

Логопед показывает и произносит сначала [а], а потом [т]. Дети называют, какой слог получился.

«Звуковички поссорились»

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Оборудование: изображение звуковичков.

Логопед показывает и произносит слог га. Дети называют первый и второй звук.

«Поможем ежику»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа.

Оборудование: изображения согласика, ёжика, корзинки, яблок с картинками.

Дети помогают ежику найти яблоки со звуком [ж] и угостить согласика. Логопед называет картинку, изображенную на яблоке и предлагает определить наличие звука [ж] в слове.

«Веселый автобус»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа.

Оборудование: изображения согласика, автобуса, предметные картинки.

Согласик [с] едет путешествовать на автобусе с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [с].

«Веселый грузовик»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа.

Оборудование: изображения согласика, грузовика, предметные картинки.

Согласик [з] едет в грузовике с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [з].

«Подари подарки Согласикам»

Цель: дифференциация звуков в словах.

Оборудование: изображения согласиков, предметные картинки.

Дети называют картинки, определяют наличие звука [с] или [з], дарят подарки согласикам.

Дети называют картинки, определяют наличие звука [с] или [сь], дарят подарки согласикам.

«Подари звуковичку слово»

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Оборудование: изображение звуковичка.

Дети называют слова, в которых есть определенный звук.

«Веселый поезд»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов.

Оборудование: изображения согласика, поезда с вагонами, предметные картинки.

Согласик [в] едет с друзьями путешествовать. В первом вагоне поедут те пассажиры, в названиях которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога. Дети рассаживают пассажиров.

Игры с буквами

«Подари подарки буквам»

Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Оборудование: изображения букв, предметные картинки.

Дети дарят подарки буквам Г и К. Букве Г отдают картинки, названия которых начинаются с буквы Г. Букве К отдают картинки, названия которых начинаются с буквы К.

«Прятки»

Цель: Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.

Оборудование: изображения букв.

Буквы спрятаны в кабинете так, что видны только их небольшие фрагменты. Детям предлагается назвать буквы.

«Подружи буквы»

Цель: Совершенствование навыка чтения.

Оборудование: изображения букв.

Ребенок называет первую букву и слитно читает слог.

Буквы, изготовленные детьми совместно с родителями

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия /blogs/svetlana-mihailovna-radulova/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-starshei-logopedicheskoi-grupe.html

Конспект итогового занятия «В королевстве звуков и букв» /blogs/svetlana-mihailovna-radulova/konspekt-logopedicheskogo-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-korolevstve-zvukov-i-bukv.html

Вывод:

Проект «Живые звуки и буквы» позволил реализовать поставленные задачи и цель. В результате проектной деятельности у детей повысился интерес к занятиям по обучению элементам грамоты. У детей сформированы навыки звукобуквенного анализа, чтения слов и предложений. У детей расширился словарный запас, закрепились навыки правильного звукопроизношения, повысилась коммуникативная функция речи. Родители детей стали активными участниками образовательного процесса.

Используемая литература:

1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб. ; «Детство- Пресс», 2005

2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

3. Кравченко И. В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М. : Издательство «Гном-Пресс», 1998

4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.

5. Нищева Н. Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

6. Новоторцева Н. В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998.

7. Смоляная В. С. Картотека игр по обучению грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010

8. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «8 марта — Международный женский день»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «8 марта — Международный женский день» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе "8 марта – Международный женский день ". Проект посоциально – коммуникативному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй школа!» Проект посоциально – коммуникативному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Никто не забыт, ничто не забыто»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Никто не забыт, ничто не забыто» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Никто не забыт - ничто не забыто» Проект посоциально – коммуникативному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Широкая масленица»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Широкая масленица» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Светлая Пасха»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Светлая Пасха» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Светлая Пасха» Проект по социально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Весна-красна»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Весна-красна» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Весна красна!» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Защитникам Отечества… Ура!»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Защитникам Отечества… Ура!» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Защитникам Отечества… Ура!» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект в старшей логопедической группе «День защитника Отечества»Педагогический проект в старшей логопедической группе «День защитника Отечества» Педагогический проект в старшей логопедической группе "День защитника Отечества" Проект по социально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект в старшей логопедической группе «Праздник Пасхи»Педагогический проект в старшей логопедической группе «Праздник Пасхи» Педагогический проект в старшей логопедической группе «Праздник Пасхи» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект в старшей логопедической группе «Живые звуки и буквы»
Опубликовано: 22 февраля 2020 в 12:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД