МААМ-картинки

Педагогический проект «Воздух — невидимка»

Назарова Марина Владимировна
Педагогический проект «Воздух — невидимка»

Информационная карта проекта

Направленность проекта Формирование поисково-исследовательской деятельности

Тема «Воздух – невидимка»

Возраст Вторая младшая группа

Сроки Проект носит краткосрочный характер, 2 недели

Тип проекта Познавательно – исследовательский.

Аннотация

Публикация «Педагогический проект „Воздух — невидимка“» размещена в разделах

В настоящее время в стране происходит процесс обновления образования. Современному обществу нужны личности, способные к познавательно – деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности. Дошкольники, по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения и свойства предметов и явлений. Предлагаемый проект «Воздух» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность.

Цель Создание условий для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки детско-взрослого исследовательского проекта «Воздух».

Задачи

1. Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.

2. Разработать план реализации проекта по этапам.

3. Представить возможные риски при использовании комплекса мероприятий и пути их минимизации.

4. Познакомить детей с понятием «воздух». Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, имеет вес, может двигаться, им можно рисовать, необходим всему живому для жизни.

5. Развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение детей в проведение опытов.

6. Воспитывать желание находить способы решения проблемы.

7. Воспитывать наблюдательность, любознательность.

8. Пополнить словарь детей словами: двигается, надутый, спущенный, легкий, невидимый

Предполагаемый результат

1. Повысить уровень развития любознательности детей.

2. Дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах.

3. Дети должны иметь простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.

4. Помочь родителям приобрести знания по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух»

Оригинальность

Знакомство будет организовано через игровую деятельность, восприятие художественной литературы, коммуникативную деятельность, двигательную деятельность, познавательно – исследовательскую деятельность.

Пояснительная записка

Воздух занимает главную, значимую роль в жизни человека Его нельзя увидеть, потрогать, но он присутствует во всем, что нас окружает, поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять его значимость, его свойства. Детям тяжело и принять то, что нельзя увидеть и потрогать. В данном проекте с помощью различных игр и дидактического материала, дети легче освоят свойства воздуха.

А. П. Усова отмечает, что экспериментирование является ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как никакой метод соответствует этим возрастным особенностям и позволит расширить кругозор детей, получить представления о различных сторонах изучаемого объекта, активизирует мыслительные процессы, стимулирует речевое развитие.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго. С детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы. Предлагаемый проект «Воздух - невидимка» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность.

Основная идея разработки и реализации проекта заключается в том, что использование разнообразных форм, методов, средств и видов деятельности исследовательской направленности позволяет расширить знания о неживой природе, воздухе.

План реализации проекта

[/h4]

1 этап Подготовительный

Разработать план мероприятий по формированию у детей познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух»

Приобрести дидактические игры, наглядный материал, раздаточный материал

Создать картотеку опытов с воздухом

Оснастить предметно – развивающую среду группы, для проведения экспериментальной деятельности

Вовлекать родителей в образовательный процесс, направленный на знакомство детей с воздухом

2 этап Основной

Замотивировать дошкольников к участию в познавательной деятельности.

Непосредственная образовательная деятельность.

1. Ознакомление с окружающим с элементами экспериментирования на тему «Шарик для Винни - пуха»

2. “Игры с воздушным шариком”

Цель: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материалы: Два воздушных шара (один слабо надут-мягкий, другой надут сильно-упругий, воздушные шарики на каждого ребёнка, ёмкость с водой.

3. “Фокус с апельсином”

Цель: Дать представление о том, что предмет в одежде” из воздуха” не тонет. По воздуху передаётся запах.

Материалы: Ёмкость с водой, три апельсина.

4. “Надувание мыльных пузырей”

Цель: Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы: Тарелка (поднос, клеёнка, стеклянная воронка соломка, мыльный раствор).

4. Изобразительная деятельность «Дождь идет»

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

1. Чтение стихотворений: А. С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», «Ветер, ветер ты могуч», М. Андреева «Воздух». Чтение - р. н. с. ”Пузырь, соломинка и лапоть”

Подвижные игры:

1. «Снежинки и ветер».

2. Физкультминутки: «Ветер дует нам в лицо», «Деревья».

3. Дыхательные гимнастики: «Слушаем дыхание», «Надуй шарик».

4. Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Узнай по запаху».

5. Развлечение «Как увидеть воздух»

Работа с родителями.

1. Домашнее задание: «Сделать ветер» - сложить из тетрадных листов «гармошки», сделать большой и маленький веер, скрутив и закрепив ручки скотчем. Взять большой веер и помахать им перед лицом ребенка, а потом маленьким – от какого веера ветерок сильнее.

2. Наблюдение за движением облаков на небе, за деревьями в ветреную погоду.

3. Предложить изготовить вертушку для определения силы ветра – сложить бумажную квадратную заготовку два раза пополам и два раза по диагонали, развернуть. Все четыре угла согнуть к центру квадрата. Развернуть. Правую и левую стороны квадрата согнуть к намеченной середине. Сложить верхнюю и нижнюю стороны к середине. С внутренней стороны потянуть в стороны уголки. Должен получиться катамаран. Отогнуть левую верхнюю вершину вверх, а нижнюю правую – вниз. Вертушка готова. Нанизать на зубочистку.

Обеспечение:

1. Специальная методическая литература.

2. Карточки – каталог «Опыты для детей»

3. Диски с записями по теме «Дождь»

4. Атрибуты для опытов: шарики, веревочка, весы, полиэтиленовый пакет.

5. Подобрать иллюстрации по теме «Что загрязняет воздух»

Продукт проектной деятельности: изготовление буклета «Знакомимся с воздухом» с описанием опытов.

3 этап Заключительный

Цель: Определение результатов проекта.

Подведение итогов внедрения основного этапа реализации проекта. Презентация проекта может пройти в коллективе ДОО, на родительском собрании.

Возможные риски и мероприятия по их минимизации

Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей. Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы.

Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Риск 3:недостаточная разработанность проекта Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь.

Продукт проекта

1. Комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию поисково исследовательской деятельности для детей 2 младшей группы по теме «Воздух-невидимка»

2. План мероприятий по теме «Воздух-невидимка»

Прогноз и перспектива

Проект «Воздух-невидимка» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема исследовательской деятельности всегда остается актуальной.

А также материалы представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей.

Приложение

Пальчиковые игры по теме «Воздух»

1. «Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», а пальчики принимают исходное положение).

2. «Веер»

Солнце светит очень ярко, (соединить прямые пальцы рук)

И ребятам стало жарко. (расслабить руки от локтя)

Достаем красивый веер - (раздвинуть пальцы рук)

Пусть прохладою повеет. (обмахивает лицо «веером»).

Беседа «О воздухе»

Цель: дать детям представление о воздухе: невидимый, прозрачный, бесцветный.

Воспитатель предлагает детям посмотреть по сторонам и поискать гостя. (Дети никого не находят). Воспитатель объясняет, что в гости пришел воздух, предлагает поискать его. Как мы можем найти воздух? (подуть на ладошки, помахать руками). Почему мы не видим воздух? (Ответы детей). Объяснить детям, что воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

Экспериментирование «Шарик для Винни - пуха»

Цель: познакомить со свойствами воздуха.

Задачи:

1. Формировать знания детей о том, что внутри человека есть воздух, что он прозрачный

2. Развивать поисково-исследовательскую деятельность, интерес к экспериментированию посредством опытов.

3. Воспитывать наблюдательность.

Материал к деятельности: медвежонок, шарик, карандаш, веревка.

Ход деятельности:

1. Мотивационная часть.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Винни - пух и принес с собой шарик. Он хочет со своими друзьями на нем полетать. Но он не знает, как шарик приготовить к полёту. А вы ребята знаете?

Воспитатель: Правильно ребята, шарик нужно надуть.

А чем надувают шарик?

Воспитатель: Ребята, а откуда берется воздух для шарика?

Воспитатель: Правильно ребята у нас внутри есть воздух. Если я буду надувать шарик, то мой воздух попадет в него.

Все мы с вами дышим воздухом: вдыхаем и выдыхаем его. Давайте поиграем с воздухом.

Игра «Мы дышим»

(Предложить детям положить ладошку на грудь, вздохнуть и почувствовать, как грудная клетка поднимается, выдохнуть и почувствовать, как она опускается при выдохе - это входит и выходит воздух, которым мы дышим).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем обходиться без воздуха?

Воспитатель: Давайте проверим: зажмите ладошкой рот и нос. Я посчитаю, сколько времени мы обойдемся без воздуха. Вам тяжело было не дышать? заметили?

Воспитатель: Человек не может жить без воздуха. А сейчас давайте надуем шарики для Винни-пуха и его друзей. (Надувает шарик). Ребята, расскажем Незнайке, что может случиться с его шаром, если он на веточку налетит.

Игра малой подвижности «Раздувайся, мой шар»

(Дети берутся за руки и образуют маленький круг. Маленькими шагами отходят назад, произнося слова:

Раздувайся, мой шар,

Раздувайся большой, Оставайся такой

Да не лопайся!

Он летел, летел, летел

И за веточку задел и лопнул.

Дети двигаются в центр круга, произнося звук «Ш-Ш-Ш»

Воспитатель: Ребята обратите внимание: пока мы с вами двигались, играли, шарик слетел с того места, на которое я его положила? Почему?

Воспитатель: Оказывается, ребята наше с вами движение привело в движение воздух, находящийся вокруг нас, и он сдвинул шарик. А это значит - воздух может двигаться. Спасибо Винни - пух тебе и твоему шарику. Вы помогли нам узнать о воздухе.

Итог: Что вы узнали о воздухе?

Воспитатель: Правильно, мы узнали, что мы не можем без него жить, что он нужен для того, чтобы надуть шарик, а еще, что воздух может двигаться.

Аппликация «Воздушный шар»

Цель: продолжать знакомство со свойствами воздуха.

Материал к деятельности: иллюстрация воздушного шара, клей, бумажные заготовки, нитки, салфетки белого цвета.

Ход деятельности:

Воспитатель: Очень много лет домашние животные верно служили человеку. Но потребности людей все время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние.

Давайте и мы с вами сделаем воздушный шар.

Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки - стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.

Публикации по теме:

Конспект НОД по окружающему миру «Воздух-невидимка» Цель: Расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие»,.

НОД в старшей группе «Воздух-невидимка» НОД по экологии в старшей группе Воспитатель высшей квалификационной категории Данилец Татьяна Петровна МБДОУ д/с № 9 пгтЛучегорск Тема:.

НОД «Воздух — невидимка» в средней группе НОД «Воздух - невидимка» Средняя группа Педагог Васильева Анна Викторовна Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.

Открытое занятие «Воздух-невидимка» Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка» Цель: Расширять знания о воздухе. Интеграция.

Проект в старшей группе «Воздух-невидимка»Проект в старшей группе «Воздух-невидимка» Проект «Воздух – невидимка» Девиз проекта: Все интересно - что неизвестно! Актуальность: Воздух – это волшебник, который способен совершать.

Проект «Воздух-невидимка» Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт.

Проект «Воздух-невидимка»Проект «Воздух-невидимка» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети средней группы.

Проект-экспериментирование «Воздух-невидимка» с презентацией Сегодня хотим представить вам проект «Воздух невидимка» в подготовительной группе. Проект мы с моей коллегой оформили в презентацию, поэтому.

Самоанализ НОД по окружающему миру «Воздух-невидимка» Цель: Расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие»,.

Конспект ООД «Воздух-невидимка»Конспект ООД «Воздух-невидимка» Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: Обучающая – обобщить, ранее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Воздух — невидимка»
Опубликовано: 31 мая 2019 в 19:11
+152Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД