Лучший педагог года

Педагогический проект «Времена года»

Сержантова Лилия
Педагогический проект «Времена года»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 78

комбинированного вида

«Времена года»

Долгосрочный групповой проект

Воспитатель: Сержантова Л. Ш.

Саранск 2016-2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта «Времена года»

Публикация «Педагогический проект „Времена года“» размещена в разделах

Подтемы проекта

(подпроекты) «Осень разноцветная», «Волшебница – зима», «Весна-красна». «Ах, лето»

Тип проекта Информационно – практико - ориентированный

Возраст детей Младший дошкольный возраст

Исполнители Дети первой младшей группы, воспитатели, родители

Продолжительность Долгосрочный: 17.10.2016 – 15.08.2017 г.

Раздел программы Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, ОО «Познавательное развитие» н

Тематическое поле Экология. Формирование основ экологической культуры.

Актуальность В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического о

мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для д

формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологичес грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны. ски

Цель

Формирование начальных представлений о временах года

Задачи (ФГОС ДО

п. 2.6) :

1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.

2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.

1 блок – «Осень разноцветная» - 17.10.2016-30.11.2016 г.

2 блок - «Волшебница – зима» - 01.12.2016 – 29.02.2017 г.

3 блок – «Весна-красна» - 01.03.2017 – 30.04.2017 г.

4 блок – «Ах, лето» - 01.06.2017-15.08.2017 г.

3 этап - обобщающий 01.08.2017-15.08.2017 г.

Результат Фотографии, рисунки, исследовательские работы, выставки, дидактические экологические игры, комнатные цветы.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

• У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года;

• Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;

• Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.

Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

Создание методической копилки по экологическому воспитанию.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению детей к экологическому воспитанию через практическую деятельность, конкурсы, выставки.

Укрепление связи семьи и ДОУ.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.

ЦЕЛЬ

Формирование начальных представлений о временах года

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

я предполагаю, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:

Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.

Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.

НОВИЗНА

Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального

Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. 1 п. 1.6 п. п. 9).

Совместная работа по экологическому воспитанию детей позволит создать единое

образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М. : АРКТИ, 2001. - 128с.

В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.

2. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.

Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.

3. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

Эта книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.

4. Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002. - 240с. : ил. - (Внимание, дети).

В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.

5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

6. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.

7. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

Статьи из журналов

1. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

2. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования.

3. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.

4. Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-20.

Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии, критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия.

Обруч. - 2008. - № 4.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап –организационно - диагностический

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап - формирующий

Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.

3 этап-обобщающий

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.

ФОРМЫ РАБОТЫ

с детьми:

Беседы;

занятия;

рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;

выставки детских работ по проекту «Времена года» в ДОУ;

дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту ;

творческая речевая деятельность;

развлечения;

конкурсы;

театрализованная деятельность

с родителями:

Наглядная пропаганда;

беседы и консультации;

анкетирование;

конкурсы.

Блок № 4 «Ах, лето: июнь 2017 – август 2017 года»

Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Пути реализации

Вид деятельности; (ФГОС ДО п. 2.7)

Срок реализации

Тема Форма реализации (ФГОС ДО п. 2.11.2)

Взаимодействие педагога с детьми Взаимодействие родителей с детьми Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, восприятие

художественной литературы.

Июнь «Здравствуй, Лето»

Дидактическая игра «Что бывает летом?». Словесно-речевая игра «Лето к нам пришло». П/и «Солнышко и дождик».

Рисование «Божья коровка». Потешка «Травка муравка».

Труд: полив цветов. Экскурсия в летний лес. Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».

Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: "Солнышко лучистое, в гости приходи!"

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, восприятие

художественной литературы,

Июль

«Расцвело цветами Беседа:

«Цветы – краса земли».

Д/игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья Уход за огородом и цветником с детьми дома. Консультация «О летнем отдыхе детей»

позновательно-

исследовательская.

лето»

цветок).Хороводная игра

«Вейся венок».

Потешка «Как по лугу».

Труд: полив цветов. Раскрашивание

раскрасок «Цветы».

Опыт «Нужна ли цветам вода».

Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков.

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, восприятие

художественной литературы.

Август

«Насекомые» Д/игра «Кто летает, а

кто ползает».

Чтение: А. Барто

«Комары», Б. Заходер

«Муха-чистюха». П/игра «Пчелки и медведи». Лепка «Бабочка». Наблюдение «Стрекоза, стрекозка». Рассматривание насекомых.

Консультация «Если ребенка ужалила пчела»

Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Стенгазета «Как мы провели лето»

Блок № 1 «Осень разноцветная: октябрь 2016 – ноябрь 2016 года»

Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Пути реализации

Вид деятельности;

(ФГОС ДО п. 2.7) Срок реализации

Тема Форма реализации (ФГОС ДО п. 2.11.2)

Взаимодействие педагога с детьми Взаимодействие родителей с детьми Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная, двигательная,

конструирование, восприятие

художественной литературы.

Октябрь У природы нет плохой погоды Чтение художественной литературы:З. Александрова

«Дождик». Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку».

Аппликация «Дождик, Сбор гербария консультация:

«Природа как средство эстетического

воспитания»

дождик – кап, кап, кап». П/игра «Солнышко и дождик».

Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие-выставка коллективной аппликации.

Коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Ноябрь

Животные

Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме»

Рассматривание картин зайчиха с зайчатами. П/игра «Зайка беленький….». Раскрашивание «Морковка для зайчика».

Совместное ухаживание за домашними животными дома. консультация:

«Учим ребенка наблюдать за изменениями в

природе»

Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков

Блок № 2 «Волшебница - зима: декабрь 2016 – февраль 2017 года»

Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Пути реализации

Вид деятельности;

(ФГОС ДО п. 2.7)

Срок реализации

Тема Форма реализации (ФГОС ДО п. 2.11.2)

Взаимодействие педагога с детьми Взаимодействие родителей с детьми Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, позновательно-

исследовательская.

Декабрь

Пришла зима

Беседы на тему:

«Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность:

проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий).

Рисование: «Падает, падает снег»

П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос». Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица». Работа детско-родительская на тему «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками» Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме».

Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками».

Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».

Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками». Новогодний утренник.

Коммуникативная, двигательная,

позновательно-

исследовательская.

Январь Зимние забавы

Беседа «Зимние забавы».

Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?»,

«Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку».

Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?»,

«Почему снежинка на ладони тает»; Подвижные игры «На земле снежок лежит», «Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игра в снежки» Детско-родительский рисунок на тему

«Волшебница- зима» Оформление папки – передвижки «Как

интересно провести

зимой прогулку с ребёнком?»

Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Волшебница- зима»

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, позновательно-

исследовательская.

Февраль

Зимующие птицы Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».

П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке». Чтение: М. Познанская «Снег идет», О.

Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег».

Рисование «Ветка рябины для снегирей». Совместное кормление птиц дома, в кормушке. Папка-передвижка:

«Как помочь птицам зимой?»

Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков

Блок № 3 «Весна-красна: март 2017 – апрель 2017 года»

Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Пути реализации

Вид деятельности;

(ФГОС ДО п. 2.7) Срок реализации

Тема Форма реализации (ФГОС ДО п. 2.11.2)

Взаимодействие педагога с детьми Взаимодействие родителей с детьми Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Март

Весна пришла Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины. Чтение В. Берестов «Март».

Рисование «Вот какие у нас сосульки».

Словесно-речевые игры

«Вот пришла весна»,

«Какие сосульки?» Речевая подвижные игра «В гости к нам

весна пришла»

Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд» Папка-передвижка :

«Чем же занять ребенка

на прогулке весной?»

Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие,

Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: рисунки, посвящённые 8 марта.

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, позновательно-

исследовательская.

Апрель

Прилёт птиц Словесно-речевые игра «Что весной бывает». Пальчиковая игра «Возвращение птиц». Д/игра «Перелётные птицы.

П/игра «Птички, раз! Птички, два!».

Изготовление скворечника с ребёнком дома. Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!»

Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: выставка аппликаций

Публикации по теме:

Долгосрочный познавательный проект «Времена года» Тип проекта: информационно - познавательный. Вид проекта: фронтальный. Продолжительность: долгосрочный, 02.05.16 – 28.04.17. По количеству.

Презентация «Закрепление умения различать времена года по признакам и по сезонным изменениям. Лэпбук «Времена года» Лэпбук объединяет обучение и воспитание в целостный процесс и дает возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Времена года»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Времена года» В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин.

Проект по развитию речи «Времена года» (старшая группа)Проект по развитию речи «Времена года» (старшая группа) ГБОУ№1130 Дошкольное отделение Проект. По развитию речи. Времена года. Старшая группа. Воспитатель: Тагиева С. А..

Познавательно-творческий проект для разновозрастной группы «Времена года» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛМИЯБАШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК» Проект Познавательно-творческий.

Творческий проект «Времена года» (младшая группа)Творческий проект «Времена года» (младшая группа) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 119 Творческий проект «Времена года» Автор-составитель:.

Проект «Времена года» в средней группеПроект «Времена года» в средней группе Цели проекта: Формирование начальных представлений о временах года Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года Формировать.

Презентация «Проект «Времена года» в средней группе» Цели проекта: Формирование начальных представлений о временах года Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года Формировать.

Экологический проект «Чудесные времена года» Тип проекта: информационно - творческий Вид проекта: фронтальный Продолжительность: долгосрочный, 12.09.16 – 29.08.17 Участники проекта:.

Экологический творческий проект для дошкольников «Времена года»Экологический творческий проект для дошкольников «Времена года» Тип проекта: творческий, краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Проблема: необходимость в эффективном дидактическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Времена года»
Опубликовано: 11 июля 2018 в 09:38
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД