татьяна пантелейко
Педагогический проект «Эх, матрешечка-матрешка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Эх, матрешечка - матрешка!»
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Вид проекта : информационный, творческий.
Срок реализации: 2 недели.
Возраст участников: 5-6 лет.
Актуальность проекта : Культуру России невозможно себе представить без русского народного искусства, которое должно широко включаться в содержание образования, начиная с дошкольного возраста. Возвращение молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры - это основа воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников. Посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством, в частности с русскими матрешками, мы развиваем у детей познавательный интерес к истории и культуре России.
Публикация «Педагогический проект „Эх, матрешечка-матрешка!“» размещена в разделах
Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.
Цель:
Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки матрёшки.
Задачи:
-продолжать знакомить детей с народной игрушкой – русской матрёшкой и её видами;
-формировать интерес и любовь к народному декоративно-прикладному творчеству;
- обращать внимание на средства выразительности (цвет, цветовой ритм, форму);
- обогащать словарь детей за счет расширения знаний о матрешке, её ярко выраженных свойствах и качествах, за счет действий с ними;
- создавать эмоционально положительный настрой.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- различать по узору матрешки её виды : семеновская, полхов-майданская и загорская;
- расширение кругозора детей;
- повышение активности родителей в совместной творческой деятельности с детьми.
Содержание работы над проектом по этапам.
Содержание деятельности Результаты
1-й этап - подготовительный
Пополнение экспонатами мини-музея «Весёлые матрешки» • Реализация проекта направлена на ознакомление детей с особенностями игрушки матрёшки (материал, форма, цвет, узор);
• разучить с детьми элементы росписи матрёшек;
• учить различать виды матрёшек;
• расширить и активизировать словарный запас детей;
• развивать творческие способности детей.
Изготовление игрового пособия. Настольные игры:
- домино «Матрешки»,
-лото «Народные промыслы»,
- игры на прищепках «Найди узор для сарафана».
2-й этап - основной
Образовательная деятельность:
Занятие: «Русская матрёшка» Познакомить с историей создания матрешки, последовательностью ее изготовления, разной росписью, многообразием матрешек, приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования; развивать эстетическое восприятие и воображение; воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Занятие: «Народная игрушка – символ России» (с использованием ИКТ – презентация) • Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Экскурсия в мини-музей «Весёлые матрёшки» Подготовить ребенка –экскурсовода.
Беседы:
-о липе, как строительном и поделочном материале;
- сравнение матрешки и неваляшки;
- «Русские народные игрушки»;
- «Матрешка – национальное наследие России». Знакомить детей с русскими народными промыслами.
Продуктивная деятельность
Рисование:
«Русская матрешка» Привитие интереса к декоративно-прикладному искусству своей страны.
Коммуникативная деятельность
Работа с лэпбуком «Веселые матрёшки» Поощрять самостоятельную деятельность с наколенной книгой.
Рассматривание :
-альбомов, иллюстраций;
- любование и рассматривание матрешек;
-работа с раскрасками. Формировать интерес и любовь к народному декоративно-прикладному творчеству.
Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
Чтение художественных произведений, отгадывание загадок.
Заучивание стихотворения Л. Некрасовой «Веселые матрешки» Обогащать словарь детей словами: сувенир, символ России, деревянная заготовка, роспись и т. д. – за счет расширения знаний о народной игрушке.
Игровая деятельность
Настольные игры:
-домино «Матрешки»,
-лото «Народные промыслы»,
- игра с прищепками «Найди узор для сарафана»
Д/ игры:
- «Собери матрешку»,
- «Построй ряд с закрытыми глазами»,
- «Найди пару»,
- «Мемори»,
- «Собери в целое» Совершенствовать навыки порядкового счета; развитие сенсорных эталонов, памяти, мышления и логики; умение ориентироваться в пространстве.
Хороводная игра «Матрешечки – матрешки» Развивать интерес к фольклорным музыкальным произведениям.
Опытническая деятельность
Опыт «Тонет-не тонет, твердая – мягкая» Изучение свойства древесины
Взаимодействие с родителями
Оформление выставки «Семейная матрешка» Привлечь родителей к изготовлению семейной матрешки, используя разнообразные приемы (раскрашивание, пластилинография, аппликация и т. д.
Составить консультацию из серии – а вы это знали? «Из истории матрешки»
3-й этап - заключительный
1. Выставка «Семейная матрёшка»
2. Выставка детских работ «Веселый хоровод»
Литература:
1. «Знакомство детей с народным декоративно – прикладным искусством» Н. Н. Леонова
2. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть 2» О. А. Скоролупова.
3. Материалы интернета.