Получи документы

Педагогический проект «Животный мир ХМАО-Югры»

Екатерина Копнина
Педагогический проект «Животный мир ХМАО-Югры»

Пояснительная записка.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отлича-ющиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Публикация «Педагогический проект „Животный мир ХМАО-Югры“» размещена в разделах

Реальность современности подтверждает, что природа остается важнейшим условием и источником жизнедеятельности. Однако уровень отношений общества с природой приближает человечество к необратимым последствиям, которые несут угрозу человеку и нашему общему дому - Земле. Чтобы сохранить нашу планету, взрослые должны с раннего возраста воспитать у детей чувство восхищения красотой природы, сострадание и желание ее сберечь.

Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма.

Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны занимать педагоги и родители. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.

Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря притягательности процесса познания. Мы должны не только обучать дошкольников, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, вовлекать в поисковую, краеведческую деятельность по ознакомлению с родным краем. Формирование представлений о родном крае предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе.

Актуальность темы.

Дети дошкольного возраста по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Академик К. Е. Тимирязев сказал: «Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». В этом заключается актуальность темы детского экспериментирования.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Именно поэтому экологическое воспитание, в основе которого лежит оказание помощи ребенку в осознании себя как части природы, пробуждении у него стремления к пониманию, преобразованию, сохранению окружающей природы в дошкольном образовательном учреждении наиболее актуальны.

Работа по экологическому образованию направлена на накопление у детей знаний в процессе общения с природой в непринужденной атмосфере творчества, игре, радостных открытиях, способствующих ознакомлению детей с животным миром, со взаимосвязями в природе, формированию представлений об экологически сообразном поведении в природе.

Таким образом, актуальность обусловлена выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности дошкольника при ознакомлении детей с животным миром.

Новизна данного проекта заключается в реализации задач воспитания гуманного взаимодействия с природой на примере гармоничного существования человека в природе, местной Югорской культуры, развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность с объектами живой природы.

Проблема.

Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что их знания не всегда бывают конкретны, зачастую они носят общий или неопределенный характер: дети недостаточно понимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а так же о приспособлении животных к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих животных.

В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности - и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения с учетом следующих факторов:

• тенденция модернизации дошкольного образования;

• недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности воспитателей;

• противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников.

Тип проекта : социальный.

Вид проекта : педагогический.

По времени проведения: краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».

Цель проекта :

Формирование знаний об объектах живой природы ХМАО-Югры через экспериментальную деятельность дошкольников.

Задачи проекта :

1. Обогащать представления детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ОВЗ о мире природы, способствовать дальнейшему его познанию через исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

2. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

3. Вовлекать родителей в совместную работу по экологическому воспитанию детей.

В основу педагогического проекта положены следующие принципы:

1. Принцип научности. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования.

2. Принцип наглядности предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности.

3. Принцип доступности. Содержание, характер и объем учебного материала соотносятся с уровнем развития и подготовленности детей.

4. Принцип развивающего обучения. В основе лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.

5. Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением.

6. Принцип стимуляции любознательности ребенка. В работе используются материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.

7. Принцип поддержки детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Необходимо стремиться не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, т. е. помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали свою деятельность, им предлагается (но не настаивается) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Участники проекта :

• воспитатель группы Копнина Е. С. ;

• дети от 3 до 8-ми лет;

• родители воспитанников.

Срок реализации проекта : с 01.09.2020г. по 30.11.2020г.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационный:

• определение темы проекта;

• формулировка цели и задач;

• составление плана реализации проекта.

2 этап. Реализация проекта :

• проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта;

• проведение совместной деятельности с детьми и родителями группы.

3 этап. Заключительный этап:

• составление презентации проекта совместно с детьми и родителями;

• проведение итогового занятия «Животный мир Югры глазами детей»;

• проведение мониторинга знаний и умений детей.

Формы, методы и приемы работы с детьми и родителями:

При ознакомлении детей с животным миром, особое внимание следует уделить использованию разнообразных методов, позволяющих активизировать поиск новой (неизвестной) информации – это: детские проекты, опыты, игровые упражнения, проблемные и познавательные вопросы, разнообразные обследования, использование моделей, образовательных ситуаций, показ, объяснение, наблюдения, сравнения, дидактические и подвижные игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр учебных кинофильмов, беседы познавательного характера и др.

Материально– технические обеспечение:

В группе организован центр краеведения, где располагаются: пособия по патриотическому воспитанию; материалы дидактические, демонстрационные и раздаточные по экологическому воспитанию, сюжетные и предметные картинки, иллюстрации и картины про животных и птиц; диафильмы, методическая литература по патриотическому, экологическому воспитанию и краеведению, детская художественная литература по экологическому воспитанию и краеведческого характера, медиатека - как источники необходимой информации; магнитофон и др.

Мониторинг уровня знаний и умений детей

При организации детского экспериментирования перед воспитателями встают проблемы мониторинга сформированности у детей навыков исследовательской деятельности. При оценке результативности опыта я использую критерии из программы «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе.

Результаты работы над проектом

В результате реализации педагогического проекта «Животный мир ХМАО-Югры»» у дошкольников произошли существенные положительные изменения:

1. Дети стали проявлять познавательную активность.

2. Имеют знания и представления о животных ХМАО.

3. Родители активно участвовали в обогащении знаний детей о животных.

4. У большинства родителей сформировалась активная позиция в воспитании и образовании своих детей.

Результаты мониторинга знаний и умений детей по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Природный мир» на ноябрь 2020 года:

5. Высокий –82%.

6. Средний–18%.

7. Низкий – 0%.

Перспективы дальнейшего развития проекта :

• продолжать работу с детьми группы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятель-ность;

• усовершенствовать предметно-развивающую среду с учетом требований ФГОС ДО;

• активизировать участие родителей в развитии познавательной активно-сти дошкольников в рамках требований ФГОС ДО;

• транслировать проект на городском методическом объединении воспитателей ДОУ, в сети интернет.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Драгоценный подарок, или Путешествие в страну Кукурузию в ХМАО-Югра»Фотоотчёт «Драгоценный подарок, или Путешествие в страну Кукурузию в ХМАО-Югра» Дорогие мои друзья и коллеги! 1 сентября — начало нового учебного года! Это замечательный праздник для всех школьников, студентов и педагогов.

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет)Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет) В течение марта в нашем детском саду проходил педагогический познавательно-творческий, речевой проект «Наш дом». Проект был организован.

Педагогический проект «Потешки» педагогический проект «Потешки» для детей разновозрастной группы младшего возраста. Тема: «Развитие познавательно – исследовательской.

Проект «Красная книга ХМАО!» (Отчёт проекта в виде презентации) Тема проекта: "Красная книга ХМАО!"(Региональный компонент) Люблю тебя, Югорский край! Ты вечный зов, ты божество. Любите родную природу.

Экологический проект в средне-старшей группе «Животный мир Тверской области»Экологический проект в средне-старшей группе «Животный мир Тверской области» Экологический проект в средне - старшей группе на тему: «Животный мир Тверской области» Паспорт проекта. Название проекта: «Животный мир.

Проект «Животный мир Севера» в старшей группе ко Дню Белого Медведя на МAAMПроект «Животный мир Севера» в старшей группе ко Дню Белого Медведя на МAAM Актуальность: экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры,.

Стенгазета «Удивительное место на земле — ХМАО»Стенгазета «Удивительное место на земле — ХМАО» Удивительное место на земле – ХМАО. Любой уголок нашей страны неповторим. Родной край - это частица нашей огромной России. Для каждого человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Животный мир ХМАО-Югры»
Опубликовано: 9 мая 2021 в 13:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД