Аноним
Педагогический проект «Животный мир Приангарья»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование необходимости создания проекта
В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными составляющими дошкольного образования.
В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами для обеспечения всестороннего формирования основ личностной культуры дошкольника. В условиях поликультурного российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества дошкольного образования.
Публикация «Педагогический проект „Животный мир Приангарья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Под региональным компонентом дошкольного образования понимается учёт историко-культурных, социально-экономических, этнографических и экологических особенностей и организации деятельности системы образования.
С учётом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста национально - региональный компонент можно реализовать через ознакомление детей с историей родного края, экологической культурой и особенностями региона, этнокультурными традициями народа.
В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животный мир Приангарья», при помощи которого дошкольники получат возможность систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного мира Приангарья.
Новизна: реализация регионального компонента через интеграцию образовательных областей и использования в работе творчества коренных жителей Приангарья.
Цель проекта :
Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного мира Приангарья.
Задачи проекта :
• Обучающие:
- формирование представлений дошкольников об уникальности животного мира Приангарья (соболь, рысь, россомаха, колонок, ласка);
- обобщенных способов умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
• Развивающие:
- развитие умственных операций сравнения и обобщения;
- развитие познавательного интереса ко всему живому, желание получать новые знания из книг;
- любознательность, наблюдательность фантазию;
- приобретение детьми опыта исследовательской деятельности, формирование умения реализовывать интересы;
• Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к животным Приангарья;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта – три недели.
Основные формы реализации проекта :
Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми (интегрированные виды непосредственно-образовательной и совместной деятельности в режимных моментах, проблемные ситуации, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, творческие игры, продуктивная и трудовая деятельность) .
- взаимодействие с родителями (консультации, анкетирование, информационный стенд, совместная продуктивная деятельность, участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды, в совместных педагогических мероприятиях).
План – график проекта.
Сроки Мероприятия Результат
I этап – подготовительный. Цель: разработать проект.
1 неделя (понедельник – среда) - Изучение материала и литературы по данной теме;
- Разработка мероприятий педагогического проекта «Животный мир Приангарья»;
- Планирование работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Пополнение методической литературы.
Выявление рисков и возможные перспективы их устранения.
Система мероприятий проекта по взаимодействию с детьми и родителями.
II этап – основной. Цель – реализация проекта в образовательную деятельность.
Сроки Взаимодействие с детьми через виды детской деятельности Взаимодействие с родителями
1 неделя (четверг – пятница) Игровая деятельность.
Сюжетная игра «Юные следопыты в тайге»;
Дидактическая игра «Кто есть, кто?»;
Коммуникативная деятельность.
Рассказ-суждение «Зачем нужна Красная книга?»;
Познавательно – исследовательская деятельность.
Путешествие по карте России: «Покажи, где тайга», «Ангара».
Опытническая работа:
«Почему заяц меняет шубу?»
Чтение художественной литературы:
Устинов С. К. «Пятнистая шубка», «Медведь близко».
Знакомство с искусством
Рассматривание картин:
А. И. Попов «Друзья».
Выставка берестяных изделий с изображениями животных.
Музыкально-художественная:
Слушание: мелодий национальных музыкальных инструментов народов Сибири;
Слушание: «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока.
Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды.
Родительское собрание «Растить любознательных»;
Выставка познавательной литературы.
2 неделя
Игровая деятельность.
Сюжетная игра «Фотоохота на Ангаре»;
Дидактические игры:
«Чей детёныш потерялся?»
Лото «Животные леса. Ассоциации».
Игра-драматизация по сказке С. Бунтовской «Цветок лета».
Коммуникативная деятельность.
Ситуативные разговоры о жизни животных в разные времена года;
Составление и отгадывание загадок;
Познавательно – исследовательская деятельность.
Экскурсия совместно с родителями в «Ангарскую Деревню».
Конструирование – «Терем для всех зверей» - строительный материал, «Животное тайги» - природный материал;
Беседа «Сбережём Тайгу – дом для животных».
Экспериментирование:
- «Почему мишутка пищал?»;
Продуктивная деятельность.
Лепка:
«Лесные жители».
Рисование:
«Таёжные следы».
Знакомство с искусством:
- Рассматривание картин:
А. И. Попов «Работа».
- Выставка изделий из кедра, отражающая тематику животных Приангарья
Трудовая деятельность:
Экологическая акция «Кормушка»
Совместные действия детей по изготовлению атрибутов к сюжетным играм.
Чтение художественной литературы:
Устинов С. К. «Рысь», «Заячье зеркало», «Ласка – белая лента»; Бунтовская С. «Цветок лета».
Двигательно-игровая:
П/и «Шишки, желуди, орехи», «Охотники и звери».
Музыкально-художественная:
Слушание «Пляска птиц» муз. Н. Римского-Корсакова;
Этюд «Игра в лесу», муз. Т. Ломовой
Характерные танцы: «Пляска медвежат», муз. М. Красева;
Поэтическая гостиная (совместно с детьми) «Творчество поэтов Сибири».
Фотовыставка «Животный мир Приангарья».
Стендовая информация «Знакомство с родным краем – как средство патриотического воспитания дошкольников».
Изготовление макета «Тайга и её обитатели».
3 неделя
Игровая деятельность.
Сюжетная игра «Лесная ветлечебница».
Дидактические игры:
«Кто есть, кто?»;
«Назови чьё жилище».
Коммуникативная деятельность.
Составление описательных рассказов «У медведя во бору»
Беседы о красоте зимнего леса
Решение проблемных ситуаций – «Что было бы, если бы не было животных?», «Можно ли обижать животных».
Познавательно – исследовательская деятельность.
Коллекция «Орешки для белочек»
Моделирование правил поведения в лесу.
Экспериментирование:
- «Тайга – защитник и лекарь»
- игры с водой «Поймай рыбку для мишки»;
Продуктивная деятельность:
Аппликация:
Коллективная работа «Таёжная опушка».
Знакомство с искусством:
- Рассматривание картин:
А. И. Попов «Одинокий волк»
- Выставка изделий «Резьба по кости» - животный мир Приангарья
Трудовая деятельность:
Создание книжки-картинки «Тайга наш друг и помощник».
Создание коллажа «Защити животных».
Чтение художественной литературы:
Трофимов М. Е. «Лесная азбука»
Киселев В. В Не в зверинце, а в тайге (бурундук, соболь)
Театрализованная деятельность:
Изготовление масок диких животных для театра.
Двигательно-игровая:
П/и «Перелет птиц», «Следы невиданных зверей», «Совушка»
Музыкально-художественная:
Характерные танцы: «Встреча в лесу», муз. Е. Тиличеевой
Игры с пением «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского.
Музыкальная гостиная «Животный мир в музыкальном творчестве коренных жителей Приангарья»;
Буклет «Животные Тайги»;
Обмен DVD дисками по теме;
Составление карты «Приангарье»
Итоговое мероприятие – викторина.
III этап - заключительный. Цель - анализ результатов по реализации проектной деятельности.
Анализ проведённых мероприятий, определение дальнейших перспектив данного проекта.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Бойченко В. С. Байкальский заповедник. – М. : Русская книга, 1993. – 190с.
2. Ветрова Н. И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Л. -1973
3. Мишарина Л. А. Комплексно - тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: учебно-методическое пособие/ Л. А. Мишарина - Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 101с
4. Путешествие по Байкалу: Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 222 с.
Оценка эффективности реализации проекта :
осуществляется через
• Систему мониторинга образовательного процесса (уровень овладения необходимыми умениями и навыками по образовательной области «Познание» - формирование целостной картины мира)
• Систему мониторинга детского развития (уровень развития интегративных качеств «Любознательность, активность», «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи»)
• Анкетирование родителей на темы «Познавательные интересы Ваших детей»
Оценка рисков
Риски организационные и материальные.
Дальнейшее развитие проекта.
Планируем расширить границы данного проекта по теме : «Животный мир Восточной Сибири» с привлечением детей, педагогов, родителей других групп дошкольного учреждения.
Продукты/результаты проекта
1. Обновление и пополнение предметно-развивающей среды.
2. Презентация «Животные Сибири».
3. Оформление из рисунков детей «Красной книги Приангарья».
4. Оформление выставки работ детей и родителей по теме «Эти забавные животные».
Ожидаемые результаты:
- Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Развитие понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека;
- Желание детей получить большую информацию о животных родного края.