Ольга Армянинова
Педагогический проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
(Расширение знаний у воспитанников среднего дошкольного возраста и их родителей об изменениях в жизни зимующих птиц)
Актуальность.
Публикация «Педагогический проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в воспитанниках интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. С наступлением холодов жизнь в природе словно замирает. Многие птицы улетают на зиму в тёплые страны, а звери ложатся в долгую спячку. Но именно зимой у нас есть возможность понаблюдать за некоторыми зимующими у нас птицами. Ведь летом птицы сидят на гнёздах, выкармливают птенцов и стараются вести себя незаметно. Зимой многие из птиц прилетают к человеческому жилью в поисках пищи. Особенно трудно приходится пернатым, когда выпадает много снега.
Всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь известно, что за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Возможно, отлёт большинства птиц связан с отсутствием необходимого количества корма. Эти вопросы мы поставили перед собой, начиная проектно-исследовательскую деятельность.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя беседу, предложив воспитанникам демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4) смог вспомнить и назвать только 4 птицы. Из этого следует, что вспитанники имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства дошкольников не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Наша задача - познакомить воспитанников с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Тип проекта : информационно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст: 4-5 лет.
Участники: педагоги, воспитанники и родители средней группы.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
• обсуждение целей и задач воспитателями, воспитанниками, родителями;
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
• внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний воспитанников о зимующих птицах;
• продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный
• фотоотчет о проделанной работе;
• Составление фотоальбома «Зимующие птицы»;
• Вечер «Помоги птицам зимой» с совместным участием воспитанников и их родителей.
ГИПОТЕЗА
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
1. Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в теплые края;
2. Зимующие птицы - это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».
Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде».
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота».
Центр литературы: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка», Чтение сказки В. Даля «Ворона», Стихи: Александрова А. «Скворцы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости». Просмотр презентаций: "Зимующие птицы".
Центр искусства: Аппликация, лепка, рисование
Реализация проекта
1 этап
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания воспитанников о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях;
4. Развивать любовь и интерес к родному краю в процессе экологического воспитания, умения отражать это в своих творческих работах;
Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора воспитанников о зимующих птицах.
2. Пополнение предметно-пространственной развивающей среды.
3. Понимание важности данного проекта в жизни ребенка – сформированная система знаний о зимующих птицах;
4. Умение вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производя анализ увиденного;
5. Умение различать птиц по внешнему, оперению, повадкам;
6. Полученные знания о пользе зимующих птиц;
7. Совместная деятельность с привлечением родителей воспитанников средней группы;
8. Активное участие воспитанников и родителей в выставке рисунков и поделок «Птицы зимой»
2 этап
Основной (практический)
Мероприятие Задачи
Формирование целостной картины мира «Знакомые незнакомцы» чтение Б. Брехт «Зимний разговор через форточку» Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Наблюдение за воробьями.
Чтение С. Есенин «Поёт зима – аукает» Уточнить представления воспитанников о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
Беседа «Птичья столовая» Поговорить с воспитанниками о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.
Трудовая деятельность: подкармливание птиц. Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.
Лепка «Волшебный пластилин» : «Птицы на ветках» Расширять представление воспитанников о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.
Конструирование: «Голуби» (оригами) Воспитывать у дошкольников бережное отношение к птицам. Закреплять знания о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
Чтение В. Бианки «Птичий год: зима»,
М. Н. Богданова Знакомить воспитанников с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать любовь к окружающему, желание помочь птицам.
«Домашний воробей»
Занятие – познавательное развитие «Кормушка»
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Проявлять заботу о братьях наших меньших. Познакомить с различными способами изготовления кормушек из подручного материала (коробки из-под сока, молока, пластиковые бутылки). Вызывать стремление беречь их, помогать нашим маленьким друзьям.
Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы» Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках» Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо? Воспитывать у воспитанников бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.
Занятие – речевое развитие + познавательное развитие «Зимующие птицы»
Дать воспитанникам представление о видах питания зимующих птиц. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; обогащать словарный запас путем введения слов: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Занятие «Птички-невелички»
Вызвать у воспитанников сочувствие к птицам, которые страдают зимой от голода, желание и готовность помогать им. Продолжать учить отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Занятие – художественно-эстетическое развитие (нетрадиционные способы рисования (пальчиками)
«Покормим птичек зёрнами»
Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Закрепить названия основных цветов: желтый. Воспитывать чуткое отношение к птицам, способствовать проявлению заботы о них.
Зоовикторина «Зимующие птицы»
Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;
Вырабатывать умение быстро находить ответ.
Воспитывать у детей стремление к познаниям, дух соревнования, умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе;
Выставка рисунков родителей и воспитанников «Помоги птицам зимой» Вызвать интерес и желание у родителей и воспитанников к совместной работе. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Работа с родителями:
Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»
Организация выставки рисунков «Птицы зимой».
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели? Домашнее задание: «Зимующие птицы», подборка книг, журналов о птицах.
3 этап - заключительный
Дневник наблюдений за птицами на кормушке
Сделали выводы:
• Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
• В ветреные дни птицы не прилетают. В мороз они нахохливаются и сидят смирно.
• Из кормов воробьи предпочитают хлеб, семечки и пшено, сухие ягоды, а синицы – сало. Пшено едят дольше всего.
• Воробьи прилетают стайками, а синички по 2-3, сороки поодиночке, вороны иногда прилетают парами.
• Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, снегири, вороны и сороки.
• Птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
• Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними.
Выводы о проделанной работе:
С воспитанниками рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, они приносили книги, сказки, делились новой информацией. На прогулке внимательно наблюдали за птицами в зимнее время года. Во время наблюдений выяснили, какие птицы прилетают на территорию дошкольной организации.
Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Воспитанники, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает дальше ткани и бумаги.
Проводили занятия по следующим образовательным областям: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни. Воспитанники научились рисовать, лепить, способом оригами складывать птиц.
Чтобы поднять эмоциональный настрой, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птицах, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры».
С воспитанниками были организованы ежедневные утренние беседы, в ходе которых систематизировались знания о зимующих птицах, необходимости подкормки их в зимний период. Шло обсуждение, каким кормом необходимо кормить птиц.
С воспитанниками повесили кормушки на территории дошкольной организации. Каждый день добавляли в кормушку разный корм: семечки подсолнуха, пшено, арбузные семечки, сушёную рябину, заготовленную с осени для подкормки птиц. Воспитанники, идя утром в дошкольную организацию, стали подкармливать птиц, приносить кусочки хлеба. Птицы заметили кормушки сразу, но подлетать боялись, так как воспитанников много, они играют, бегают, разговаривают, сама территория небольшая. Сначала с опаской подлетали к кормушкам воробьи, долго оглядывались, но постепенно освоились. Они стали частыми посетителями наших кормушек. Иногда прилетали синички. Воспитанники, завидев птиц, притихали, им было интересно, кто какой кусочек взял, куда унёс, сколько налетело птиц, смогла ли другая птица хлеб отобрать? Оказалось, что синички и воробьи отличаются друг от друга своим поведением. Синички добрые, дружные, спокойные, а вот воробьи - шустрые, весёлые, воришки. На кормушке они дерутся из–за крошек, громко щебечут, сталкивают друг друга вниз. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. Синички всегда в движении, своим острым клювом и зимой ухитряются доставать насекомых из-под коры деревьев. Крупные зёрна синичка зажимает в лапках и разбивает клювом на мелкие части. Сороки и вороны прилетают поодиночке. Таскают откуда - то большие кусочки хлеба, кости, консервные банки, пустые пакеты. Дети не раз наблюдали, как вороны открывали крышку на ведре, заглядывали туда. Как ворона дразнила кошку, вышагивала перед ней. Отлетала на безопасное расстояние, затем снова подходила близко. Сорока долбит крепким клювом косточку.
Несколько раз прилетали стайкой снегири, клевали с кормушки, которая висит на рябине. Долго сидят снегири на одном месте, поедая ягоды, и тихонько пересвистываются. Снегири любят ягоды, из которых можно выклёвывать косточки, а остальное оставляют. Воспитанники заметили, что снегири разного окраса: одни с красными грудками и голубыми спинками, другие серые. Снегири по окрасу делятся на самок и самцов. Дошкольники с удовольствием разглядывали птичьи следы на снегу. На кормушку к окну прилетали только синички.
Птицам нужны ещё и витамины. Решили на следующую зиму посеять в ящички овёс и салат. В ходе обсуждения корма для птиц узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред.
Придя в группу, воспитатель вместе с воспитанниками фиксировал результаты наблюдений в календаре. Читали стихи, загадки, рисовали птиц, лепили в свободное время при самостоятельной работе в вечернее время в уголке художественного творчества.
В итоге проведё нных наблюдений воспитанники научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о них.
Воспитанники узнали:
• какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
• как различить птиц по окраске;
• какие корма предпочитают птицы.
Во время изучения птиц нашего края, наблюдая за ними, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы, они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
Обогащена предметно-пространственная развивающая среда:
• оформлены дидактические игры «Четвертый лишний», «Какие птицы прилетают к кормушке», «Кого не стало»;
• сделан альбом «Зимующие птицы», плакат «Зимующие птицы»;
• изготовлены атрибуты к подвижным играм;
• подобран иллюстративный материал по теме;
• создана презентация «Зимующие птицы нашего города»;
• создана картотека стихов, загадок, считалок, подвижных игр,
• разработан стендовый материал для родителей «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»
Результат проекта
у воспитанников:
• сформирована система знаний о зимующих птицах;
• созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни птиц;
• появилось желание заботиться о птицах, повысился интерес к наблюдению за ними.