Приложение МААМ

Педагогический семинар «Коммуникативно-речевая культура педагога»

Елена Визнер
Педагогический семинар «Коммуникативно-речевая культура педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Казенное общеобразовательное учреждение

Педагогический-тренинг педагога-психолога для педагогов на тему : «Коммуникативно-речевая культура педагога»

Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры у обучающихся с ТНР.

Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.

Публикация «Педагогический семинар „Коммуникативно-речевая культура педагога“» размещена в разделах

Задачи: расширить представление о речевой культуре педагога как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи.

-Раскрыть значение культуры речи педагога для формирования речи обучающихся с ТНР.

-Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата.

Ход семинара-тренинга

Уважаемые коллеги, наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живописности, многогранности и меткости! Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки А. Н. Толстого: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое, трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” был эпизод, посвященный культуре речи педагога. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: «Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него». Прошло время, а проблема осталась. И речь современных педагогов бывает не всегда правильной. А ведь речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и, одновременно, образец для воспитанников. По роду своей деятельности мы много говорим, общаемся.

Сегодня наша встреча будет проходить в форме тренинга.

В ходе тренинга нам с вами предстоит:

1. Познакомиться с понятием культура речи, с ее уровнями и компонентами.

2. Рассмотреть это понятие непосредственно в русле нашей педагогической деятельности.

- Наша деятельность связана с общением с людьми — детьми, коллегами, родителями.

Владение культурой речи своеобразная характеристика профессиональной пригодности.

Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, уметь не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателя — необходимая черта культурного человека.

Культура речи — это раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как овладеть нормами литературного языка, а также как использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения (то есть как человеку пользоваться речью в зависимости от целей и места общения, от адресата речи).

Вопросами качественной оценки высказываний и занимается

культура речи. Она выясняет, говорит человек правильно или неправильно, хорошо или плохо. В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры и три составляющих компонента.

- Для низшего уровня достаточно нормативного компонента. Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, речь его мы называем правильной.

На высшей ступени речь должна быть не только правильной, но хорошей. В понятие хорошей речи входит как коммуникативный, так и этический аспект.

- Что же входит в понятие хорошая речь? В понятие хорошая речь включается богатство речи и подразумевает большой объем активного словаря.

- Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. К свойствам хорошей речи мы относим и точность. Что же значит понятие точность речи? Как вы считаете?

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления: знание правил русского языка, насколько говорящий знает предмет речи, насколько эрудирован, умеет ли логически мыслить.

Требования к речи педагога

1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь педагога должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом ребёнка.

4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.

5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность воспроизведения, отчётливость понимания.

6. Необходимо регулировать темп своей речи. Не понимая смысла льющихся потоком слов, ребёнок просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.

7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые. В этом гаме тонут слова и их содержание.

8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

9. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы учителя и воспитателя по речевому развитию обучающихся с ТНР.

Коммуникативные качества хорошей речи

Учение о качествах речи берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему оценок качеств речи - положительных и отрицательных.

Такие достоинства речи, как чистота, ясность, точность, величавость, суровость, торжественность, стремительность, правдивость, мощность.

К недостаткам речи относили сбивчивость, напыщенность, ребячливость, ложный пафос.

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин.

Компоненты красивой речи: правильность, богатство, чистота, логичность, точность, выразительность, уместность.

Запомнить компоненты речи помогут радуги цвета. Ведь радуга, как речь, замечу, Игрива, звучна и проста. Логичность, правильность и точность

линий, Богатство красок, чистота, Как выразительны, красивы, Уместны все ее цвета!

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание, аффективная (отношение к другому, поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность. Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми.

Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

2. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

3. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

4. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

5. Голос педагога должен быть достаточно вынослив. Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полезностью, выносливостью.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения со школьниками и другими людьми.

• Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

• Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

• Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения, или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов, произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Давайте выполним несколько упражнений:

Упражнение «Фраза» Цель: обучение педагогов осознанию интонационных особенностей речи.

Следующие задания направлены на осознание интонационных особенностей речи.

Выразительность речи - это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область нашего сознания.

1. сказать как Черепаха. Здравствуйте!

2. сказать как Маленький ребёнок. «Это я!»

3. сказать как Робот. «Умница! Молодец!»

4. сказать как Пулемётная очередь. «Вы поняли меня?»

Упражнение «Актёры и зрители»

Цель: развитие чувствительности педагогов к невербальным средствам коммуникации. Я предлагаю вам инсценировать несколько явлений. Один из вас подходит к столу и берёт листочек с обозначенными в них заданиями. Время на подготовку 30 секунд. Затем команды показывают друг другу инсценировки и пытаются отгадать смысл показанного задания.

Инсценировки:

Необходимо пройти: В босоножках по лужам.

Необходимо пройти: Так, чтобы кого-нибудь не разбудить

Необходимо пройти: Большую часть расстояния и вдруг понять, что забыли важные документы.

Необходимо пройти: И вдруг увидеть человека, которому хотите понравиться.

Необходимо пройти: И вдруг заметить, что вас кто-то преследует.

Правильность речи - это соблюдение в речи действующих норм языка: произношения, ударения, лексики, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса.

• Правильность - это главное коммуникативное качество речи.

Рассмотрим пары слов и выберем один правильный вариант.

Необходимо знание особенностей русского языка. К правилам хорошей речи относятся и другие свойства.

Задание: «Знатоки русской речи».

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения, акцентологические (ударения) - нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления, словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т. к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

Говорите правильно!

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

Опросный лист

1. асиммЕтрия – асимметрИя

2. бАнты – бантЫ

3. вклЮчит – включИт

4. газопрОвод – газопровОд

5. диспАнсер – диспансЕр

6. ломОта – ломотА

7. дремОта - дремотА

8. зАдать – задАть

9. зАнять – занЯть

10. звОнит – звонИт

11. катАлог – каталОг

12. красИвее – красивЕе

13. кУхонный – кухОнный

14. меньшИнства – меньшинствА

15. мусоропрОвод – мусоропровОд

16. никчЕмный – никчЁмный

17. обеспЕчение – обеспечЕние

18. обОдрить – ободрИть

19. осУжденный – осуждЁнный

20. плЕсневеть – плесневЕть

21. полигрАфия – полиграфИя

22. пОнял – понЯл

23. премИровать – премировАть

24. принУдить – принудИть

25. слИвовый – сливОвый

26. тУфля – туфлЯ

27. углУбленное изучение – углублЁнное

28. хАос – хаОс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Слова-паразиты, слова-сорняки… От них избавиться труднее всего. Эти слова обладают свойствами прилипчивости, живучести и — незаменимости. Слова-паразиты опасны тем, что из-за частого употребления они превращаются в своеобразную вредную привычку. Какие слова мы называем словами-паразитами?

Назовите их.

Иногда привычка вставлять в речь одно какое-либо «любимое» слово (например, понимаешь, однозначно) становится отличительным признаком говорящего и служит объектом пародирования. Мы, педагоги, должны внимательно следить за тем, чтобы в нашей речи не было таких слов, так как наша с вами речь является для детей образцом.

В последнее время и в речи детей используются «навязчивые» слова. В школьном возрасте они вырастают в более сложные, но не менее пустые, ничего не выражающие слова и даже целые выражения, которые искажают содержание речи, затрудняют ее восприятие и понимание: «Слушай, ты… ну… это… как там тебя… Сашка! Короче… это… значит… такое дело… Ну, в общем… пошли гулять!»

Упражнение «Комплимент» Участникам дается несколько минут на размышление. Задача: придумать по одному комплименту каждому участнику. Комплименты не должны повторяться. Получивший комплимент должен обязательно ответить, какие чувства вызвал у него тот или иной комплимент. Побеждает автор самых лучших комплиментов.

Заключительная часть тренинга

Рекомендации

1. Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите уровень эрудиции.

2. Избавляйтесь от слов-паразитов.

3. Если вы боитесь, что вас перебьют, то старайтесь избегать общения с такими людьми.

4. Будьте уверенными в себе.

5. Совершенствуйте технику речи.

6. Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием.

7. Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством!

8. Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль. Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной.

Составила педагог-психолог Визнер Е. О

Публикации по теме:

Коммуникативно-познавательная деятельность в подготовительной группе «Кто как зимует» Коммуникативно-познавательная деятельность в подготовительной группе на тему: «Кто как зимует». Интеграция образовательных областей: «.

Коммуникативно-речевая НОД «Котик Тимошка в гостях у детей» в первой младшей группеКоммуникативно-речевая НОД «Котик Тимошка в гостях у детей» в первой младшей группе Коммуникативно – речевая НОД. Тема : «Котик Тимошка в гостях у детей» Задачи: дать детям представления о домашних животных (котик, строении,.

Конкурсная работа молодого педагога-организатора «Педагогический дебют» ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА 1. Ф. И. О. учителя: Торсунова Александра Сергеевна 2. Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы.

Культура речи педагога как условие профессионального мастерства Культура речи педагога – одно из слагаемых его профессионального мастерства. Педагог, владеющий культурой речи, всегда будет более успешным.

Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы взрослые, умеем общаться, дружить и уходить от конфликтов. А как помочь детям стать дружными, научить.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации»Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар " Портфолио педагога как показатель его компетентности".

Выставка «Мастерим вместе с папой» как реализация принципа коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи детейВыставка «Мастерим вместе с папой» как реализация принципа коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи детей Одна из эффективных педагогических форм работы, как известно, является домашнее задание. В феврале родителям было дано мною заданию смастерить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический семинар «Коммуникативно-речевая культура педагога»
Опубликовано: 19 февраля 2024 в 16:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический семинар «Коммуникативно-речевая культура педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Визнер (УИ 3370556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД