Валентина Власкина
Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
План семинара
1. Введение в тему.
2. Немного теории.
3. Практическая работа.
4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.
5. Подведение итога (составление памятки для воспитателя)
1. В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимание своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на "богатом могучем" русском языке. Родители никак не могут понять, почему беседу с ребенком не могут заменить компьютерные игры или просмотр мультфильмов, пусть даже они носят обучающий характер. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного внимания - на это у родителей просто нет времени. Поэтому как никогда, актуальной, сегодня является проблема развития речи ребенка со сверстниками и взрослыми. Формируя разговорную речь, мы будем преследовать цель обучения детей рассказыванию, описания картинок.
Публикация «Педагогический семинар-практикум для воспитателей „Составление рассказа по картине“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
2. Рассказ по картине. В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах для детей этого возраста немного персонажей и мало окружающих предметов. Педагог должен помочь детям в наиболее сложном деле - понять мотивы действий этих персонажей, их настроение, взаимоотношения. Воспитатель в первой части учебной деятельности организует совместные действия - начинает описание одного объекта, а ребенок заканчивает его двумя- тремя предложениями
В старших группах по обучению составления рассказа помогает план. Детям старшего возраста предлагается внимательно всматриваться в изображения рассказывать подробнее. Может прозвучать такой вопрос: «О чем хочется вам рассказать подробнее?» Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее – описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев.
3. Организационный момент: распределение воспитателей на две группы
Каждая группа получает фрагмент конспекта занятия (картинки выставляются на стенд). Ознакомившись с ним, педагоги должны сказать, какие ошибки были допущены воспитателем, и предложить свой вариант
1группа. Фрагмент конспекта занятия по составлению пересказа сказки «Почему у месяца не платья» с опорой на иллюстрации (подготовительная группа)
2 группа. Фрагмент конспекта занятия по составлению рассказа по серии картинок «Старший товарищ» (старшая группа).
На обсуждение дается 10-15 минут. После чего воспитатели исправляют ошибки и зачитывают свой вариант конспекта. Коллективное обсуждение и принятие единого мнения.
4. Модели помогающие освоить детям структуру рассказа
Модель «Птичкака» На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказов (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").
Модель «Ладошка» На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например, зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий. ловкий. быстрый. Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.
Модель "Солнышко"ко" На листе картона изображается "солнышко". Каждый лучик - определённая характеристика героя. (автор - О. Ушакова)
Использование модели мнемотехники
Составление мнемодорожек по рассказу «Четыре желания»
Составление памятки воспитателям
Семинар прошел плодотворно, воспитатели высказали свое мнение по проведению семинара.
Список использованной литературы
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990
Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1982.
Кочетова Н. А. ,Комардина Т. В., Шапошникова С. В., Гладышева Н. Н. Справочник старшего воспитателя- Волгоград:Учитель,2013г.
Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М. : Владос, 2006.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы. СПб., 2005.