Людмила Антонова
Педагогический совет-деловая игра «Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент.
Задачи:
1. Систематизировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
2. Создавать условия для личной и профессиональной самореализации, повышать творческую активность педагогов.
Публикация «Педагогический совет-деловая игра „Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
3. Выявлять и распространять передовой педагогический опыт работы по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
План проведения
I. Выполнение решений предыдущего педсовета.
II. Итоги тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
III. Актуальность темы педсовета.
IV. Деловая игра.
1. Мозговой штурм
2. Коллаж
3. Домашнее задание «Педагогические идеи» :
а) «Использование мультимедийных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
б) «Роль народных игр в нравственном воспитании дошкольников».
V. Итог игры. Синквейн.
VI. Решение педсовета.
Участники педсовета : педагоги ДОУ
Оборудование: атрибуты для игр, фломастеры, бумага, ножницы, клей, журналы, газеты, два листа ватмана.
Ход педсовета
Актуальность
Региональный компонент (родная природа, культурное наследие - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Задача современного дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Одна из важных задач нашей работы является формирование представлений у детей о родном крае, о многообразии уникальных культур и традиций национальностей и народностей, проживающих на территории Самарской области. Всего в нашем районе проживают около десяти национальностей. У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. Необходимо заложить в детях основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Я приглашаю вас принять участие в деловой игре «Использование регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Для успешного проведения игры нам необходимо распределиться на две творческие группы.
I. Мозговой штурм
1. Как называется наш край? (Поволжье)
2. Кто изображен на гербе Самарской Губернии? (Козёл)
3. Какой лентой обвит герб Самарской Губернии? (Андреевской)
4. В каком году Куйбышев переименовали в Самару? (1990)
5. В каком году образовано село Челно-Вершины (В июле 1928 г.)
6. Назовите фамилии земляков, удостоенных звания Героя Советского Союза.
(Капитан Иванов Леонид Петрович и гвардии старшина Дюдюкин Геогрий Константинович).
7. Что отражает Герб муниципального образования «Челно-Вершинский район»?
(Четыре разноцветных сектора в виде лучей восходящего солнца собранные вместе, символизируют многовековую дружбу четырех этнических групп населения, издавна проживающих на территории района: красный - русские, желтый - чуваши, зеленый - татары, пурпурный - мордва.
Черная гора (вершина) говорит о холмистом рельефе, что отражено в названии района. Черный цвет - цвет плодородного чернозема, олицетворяющий землю, а также этот цвет в геральдике символизирует мудрость, скромность, честность и вечность бытия.
Пшеничный колос - характеризует основное занятие жителей района. Золото - символ благосостояния, прочности, величия, интеллекта, великодушия.
Дубовая ветка, характеризующая природно-географическую зону района как лесостепную и крепость духа людей, ее населяющих.
Голубой цвет в геральдике - символ красоты, чести, славы, преданности, истины, добродетели и чистого неба).
8. Назовите достопримечательности нашего села
(Обелиск Неизвестному солдату, Монумент героям Великой отечественной войны, историко-краеведческий музей, церковь, «Усадьба Шелашниковых», «Барский родник», Святой источник в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Сиделькино и т. д.).
9. Назовите традиционные национальные праздники русского, чувашского, татарского и мордовского народов.
( Русские: Рождество, Масленица, Сороки, Пасха, Красная горка, Троица, Ильин день.
Чувашские: Сурхури, Акатуй, Нартукан, Крещение – кашарни, Саварни, Симёк, Уяв.
Татарские: Навруз Байрам, Рамадан, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Сабантуй, Саламат.
Мордовские: «Эрбань салмат» («Вербное кушанья», «Акшу келу» («Белая береза», «Тундонь ильтямо» (проводы весны).
II. Коллаж
Ведущий: Каждой творческой группе предлагаю выбрать задание и изготовить коллаж:
1 группа: Отразите основное содержание духовно-нравственного развития (базовые национальные ценности).
2 группа: Какие проблемы и противоречия могут возникнуть в процессе реализации задач по нравственному воспитанию детей в ДОУ?
(Педагоги готовят презентацию коллажа)
III. Домашнее задание «Педагогические идеи»
Ведущий: Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе и нравственного развития личности дошкольника, который живёт чувствами и с их помощью познаёт и воспринимает окружающий мир. Для нас важно, какие игры будут формировать развитие нравственных качеств ребенка, и при каких условиях становление нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее. Воспитатель направляет и регулирует отношения детей в игре, используя приёмы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей. Предлагаю обсудить, как можно использовать региональный компонент в игровой деятельности с дошкольниками.
1. Выступление педагога : «Использование мультимедийных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
Введение ИКТ в образовательный процесс дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текста, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала.
«Мультимедиа» – сложное слово, состоящее из двух простых: «мульти» – много и «медиа» – носитель, то есть мультимедиа подразумевает множество различных способов хранения и представления информации.
Для детей – это, прежде всего, интересные занятия с отличной наглядностью; игровые приемы решения различных заданий; развитие мышления, памяти, логики.
Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают понятия;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве,
- тренируется внимания и память;
- активно пополняется словарный запас;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и креативного мышления;
-повышение мотивации к занятиям.
В рамках нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста я сделала подборку мультимедийных игр. Классифицировала их по темам:
- сказки
- нравственность
- национальности
- народные праздники.
С некоторыми из этих игр я вас познакомлю (воспитатель презентует мультимедийное пособие «Мы живем в Челно-Вершинах», «Мое родное село»).
2. Выступление педагога : «Роль народных игр в нравственном воспитании дошкольников»
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности.
Челно-Вершинский район многонациональный. Детский сад посещают дети разных национальностей. Они повседневно общаются, играют, рисуют, рассказывают сказки, поют и танцуют, внося в деятельность элементы своей национальной культуры.
Познакомившись с литературой о нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать нравственные качества личности ребенка с помощью народных игр. Через народную игру происходит интенсивное взаимопроникновение национальных культур. Народная игра создает фундамент для развития нравственных качеств (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма). Народные подвижные игры я включаю в совместную деятельность с детьми. Мною собран материал и оформлена подборка народных, хороводных, малоподвижных и подвижных игр. В картотеке представлены популярные русские, мордовские, татарские и чувашские игры, доступные детям. Дети с удовольствием играют в русские народные игры «Ручеёк», «Челнок», татарскую народную игру «Хлопушки», мордовскую народную игру «Круговой», чувашскую игру «Расходитесь». В процессе игровой деятельности дети проявляют свою ловкость, сообразительность, смекалку.
Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны, эмоциональны, образны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом. Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети. К играм мы привлекаем и родителей, пусть они участвуют в жизни детей.
В результате применения народных игр дети активно используют потешеки, считалки, загадки, проявляют активное участие в народных праздниках (в пение песни, в исполнение частушки, в чтение стихов).
Предлагаю коллегам принять участие в играх.
Русская народная игра «Сокол и Лебедушка».
Цель: закрепление представлений о малых формах фольклора, развитие ловкости, быстроты, координации движений. Воспитание любви и уважения к русской культуре.
Татарская народная игра «Продаем горшки».
Цель: формирование у детей представления об обычаях, традициях, играх, укладе жизни татарского народа. Воспитание уважения к народным традициям и обычаям. Развитие ловкости, быстроты двигательной реакции.
IV. Итог игры
Ведущий: Наша игра подходит к концу. Была ли информация полезна для вас?
Какие формы представления педагогической работы вам наиболее понравились?
Я предлагаю вам с помощью приема – синквейн выразить свое отношение к проблеме. Составьте синквейн на тему педсовета.
Порядок написания синквейна (слайд)
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Творческие группы составляют синквейн на слово Родина и патриотизм.
Родина.
Малая, большая.
Родиться, жить, помнить.
Место, где родился человек.
Отечество.
Патриотизм.
Верный, внушающий доверие.
Дает надежду, дает веру, поддерживает.
Гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её.
Любовь.
Ведущий: У каждого человека есть своя малая Родина, где он родился, вырос, вырастил своих детей, внуков. Наша малая Родина – это наше село – Челно-Вершины, которое находится в Самарской губернии. И где бы мы не находились, мы всегда помним о нашей малой Родине. Сейчас, в наше время мы должны уделять больше патриотическому воспитанию детей в семье, в дошкольных организациях. Ребенок – это чистый лист бумаги, и как мы его заполним, таким он и вырастит. Спасибо за игру.
V. Решение педсовета
1. Сформировать электронный сборник мультимедийных и народных игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Распространять передовой педагогический опыт работы по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Литература
1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) - М. :УЦ «Перспектива», 2011.
2. Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста – Перспектива, 2012.
3. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения – Школьная пресса, 2011.
4. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие – Сфера, 2015.