Папки-передвижки

Педагогический совет «Красота — это то, что создает человек»

Марина Викторовна Ерошкина
Педагогический совет «Красота — это то, что создает человек»

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

/В. А. Сухомлинский/

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствовать сплочению педагогического коллектива.

Публикация «Педагогический совет „Красота — это то, что создает человек“» размещена в разделах

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во время Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого – воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Дидро и Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

1. Что такое эстетическое воспитание?

Д. Б. Лихачёв так определил, что такое эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи.

В кратком словаре по эстетике: эстетическое воспитание – система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.

Карл Маркс: эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

Д. Б. Лихачёв в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предмета, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению. К тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

1. Это процесс целенаправленного воздействия

2. Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.

3. Задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности

4. Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

2. Задачи эстетического воспитания

Их можно разделить на две группы:

1. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

2. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

3. Что предусматривает программа «От рождения до школы» по эстетическому воспитанию детей в детском саду? (результаты вопросника воспитателям)

4. Как реализуются задачи художественно- эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей (Сообщение музыкального руководителя)

5. Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей

• Условия (эстетика обстановки; внешний вид человека; красивая речь; красивые отношения между людьми; разные виды искусства; художественная деятельность; «Полочка красоты»; зеркало)

• Средства (игры; праздники и развлечения; природа, разные виды искусства; игрушки, эстетика быта; художественная деятельность; «Полочка красоты»; уголок природы)

• Роль педагога (организация прогулок, экскурсий в природу, к памятным местам; смена эстетической среды; использование разных средств эстетического воспитания; создание условий, необходимых для развития творчества детей; изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов, желаний, способностей; побуждать к созерцанию прекрасного; побуждать к деятельности: художественной, трудовой, по уходу за животными и растениями; проведение специально организованной работы с детьми)

Немного поподробнее остановимся на среде, в которой ребёнок живёт и развивается, на эстетику быта. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата, если ребёнок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Во все времена на протяжении всей жизни люди облагораживают свой быт, делают его рациональнее, удобнее. Для достижения этой цели создаются предметы быта, обстановка, интерьер. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребёнка и которыми он пользуется, игрушек, одежды и малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т. д. Красивые вещи радуют глаз, вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребёнка важно и дома и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе – всё это создаёт эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают её и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.

Эстетика обстановки – это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей). Понятие «эстетика быта» включает в себя красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребёнка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – всё это противоречит законам красоты. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребёнка на эстетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных её проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно). Нужно привлекать внимание детей к красоте : «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво». Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.

Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания.

Подбирая оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что:

• Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс

• Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус

• Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения

• Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями ФГОС.

• Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом

• Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально-образную основу обстановки, её местный колорит.

Эстетический аспект детского сада создаётся комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства.

Основные её компоненты:

• Освещение и световая отделка помещений

• Комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств

• Природа (живая и неживая) • Творческие работы воспитателей и детей.

Вопросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателей

Ф. И. О. воспитателя___

Возрастная группа___

№п/п Вопрос Ваш ответ Примечание

1. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Назовите виды детской деятельности

2. Сформулируйте программные задачи по ИЗО -деятельности в Вашей возрастной группе?

3. Назовите основные методы и приемы обучения детей ИЗО - деятельности?

4. Какие основные изобразительные действия Вы формируете у детей дошкольного возраста?

5. С какого возраста знакомим детей с декоративным, сюжетным, предметным рисованием?

6. Перечислите виды народного декоративно- прикладного искусства.

7. Назовите вид (изделие) народного декоративно- прикладного искусства с которым знакомим воспитанников Вашей возрастной группы?

8. Основные приемы в лепке, применяемые в Вашей возрастной группе?

9. Сформулируйте программные задачи по аппликации в Вашей возрастной группе?

10. С какого возраста учим детей работать ножницами? Требования к этому виду работ?

11.

Виды музыкальной деятельности в Вашей возрастной группе?

Публикации по теме:

Педагогический совет: «Что должен знать воспитатель о ПДД.» Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ленинградский социально-педагогический колледж».

Педагогический совет «Отчёт о работе за 2015–2016 год» ОТЧЁТ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ЗА 2015-2016 ГОДРабота группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом.

Педагогический совет на тему «Экологическая безопасность детей в ДОУ» Педагогический Совет на тему «Экологическая безопасность» Цель: повышение компетентности и систематизации знаний воспитателей по формированию.

Педагогический совет «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ в контексте ФГОС до» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ (форма проведения: круглый стол). Тема: «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ в контексте ФГОС ДО» Цель:.

Педагогический совет по патриотическому воспитанию в ДОУПедагогический совет по патриотическому воспитанию в ДОУ бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад №241» Тема: «Система работы по патриотическому воспитанию.

Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников»Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников» Педагогический советТема:«Познавательное развитие дошкольников»Место проведения: МБДОУ «Детский сад №2» Дата проведения: 20.04.2016г. ЦЕЛЬ:.

Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения» Педагогический совет МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию.

Педагогический совет «Пути формирования связной речи у дошкольников» Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные.

Педагогический совет «Устремим ум на радость творчества» Цели: активизировать деятельность педагогов ДОУ; обеспечить условия для самореализации творческого потенциала педагогов. Форма-проведения:.

Педагогический совет в МБ ДОУ на тему «Предметно пространственная среда в МБ ДОУ в теории и практике» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу сегодня с Вами поделиться своим опытом в проведении практического педсовета в МБ ДОУ комбинированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Красота — это то, что создает человек»
Опубликовано: 21 октября 2016 в 06:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД