Ольга Курбатова
Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.
2. Проанализировать уровень организации работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ.
3. Продолжать работу по совершенствованию педагогического мастерства.
4. Активизировать деятельность педагогов в организации условий для детского экспериментирования.
Вопросы для «Деловой игры»
1. Что является объектом познания детей младшего возраста?
Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.
Публикация «Педагогический совет „Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
2. Что первично: причина или следствие?
Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.
3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
Ответ : плавает- не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.
4. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деят-ть, проблемные ситуации.
5. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.
Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.
6. Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.
Ответ: наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание.
7. Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?
Ответ: любознательный-активный, способный решать интеллект. задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.
8. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Ответ: любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный- мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
9. Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения?
Ответ: понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях.
10. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет. Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.
11. Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.
Ответ: вижу – действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями.
12. Новая форма познания у детей 4-5 лет.
Ответ: способны понимать слово воспитателя без наглядности.
ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому нодо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, от может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
Справка по итогам тематического контроля
в МБДОУ д/с №12 «Рябинка»
«Эффективность образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
В соответствии с годовым планом работы МБДОУ д/с №12 «Рябинка» на 2012-2013 учебный год проводился тематический контроль по теме : «Эффективность образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ». Проверку осуществляли заведующая Абросимова О. В. и старший воспитатель Курбатова О. А. с 04.03.2013- по 14.03. 2013г.
Цель контроля: выяснить состояние работы с детьми по организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении.
План контроля:
1. Планирование работы
2. Обследование развития интегративных качеств детей
3. Создание условий
4. Оценка профессиональных умений воспитателя
5. Работа с родителями по данной проблеме.
Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний и практических, участвуя в семинаре «Как научить детей изобретать». В рамках которого воспитатель Казакова И. В. познакомила воспитателей с организацией форм партнёрской исследовательской деятельности детей в младшем возрасте; воспитатель Крякина Е. С. представила материал познавательная активность старших дошкольников; старший воспитатель Курбатова О. А. провела мастер-класс «Как научить детей изобретать».
В ДОУ проводилась тематическая проверка, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:
Посещение НООД, организация режимных моментов;
Анализ развития интегративных качеств: любознательный- активный и способный решать интеллектуальные, личностные проблемы адекватные возрасту. Беседы с детьми в свободной деятельности.
Анализ развивающей среды
Анализ планирования воспительно - образовательного процесса.
В ходе проверки установлено следующее:
Анализ календарных планов за март позволил сделать следующие выводы:
В рамках НООД планируется детское экспериментирование, но отследить можно только на этапе постановки исследовательской задачи или темы эксперимента. Не у всех в планах прописываются оборудование, интеграция, методы организации исследовательской деятельности; выпадает работа с родителями.
Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты. В группах «Красная шапочка», «Гуси-Лебеди», «Гномики», «Буратино» педагоги планируют наблюдения и игры –эксперименты в утренние и вечерние часы. Организуют исследовательскую деятельность.
Несмотря на то, что педагоги планируют и применяют различные формы экспериментальной деятельности, востребованный метод проектов в планах отражения не находит.
Анализ диагностических карт развития интегративных качеств: любознательный- активный и способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту, показал, что высокий уровень развития этих качеств составляет 58%, средний- 35%, нуждаются в коррекции с низким уровнем 7%. Исследовательски активным считается такой ребёнок, который проявляет целеустремлённость в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы.
Беседы с детьми показали, что им нравится работа в центрах экспериментирования, некоторые в домашних условиях занимаются опытной деятельностью. Однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов, только память о том, что делали с воспитателем. Некоторые дети деятельность экспериментирования путают с игрой.
Развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету был проведён смотр-конкурс центров экспериментирования, которые были оформлены и пополнены силами педагогов. Предметно-пространственная среда соответствует требованиям безопасности и доступности. Материал находится в свободном доступе и меняется в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая интерес дошкольников к экспериментальной деятельности и психологический комфорт, невозможный без субъект- субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнёра.
Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Профессиональные умения воспитателя отслеживались в проведении НООД, режимных моментах, проведением открытых показов. В ср. гр. «Буратино», подгот. гр. «Гномики», 2 мл. гр. «Красная шапочка» анализ НООБ проводился по следующим критериям:
• Наличие мотива
• Алгоритм экспериментальной деятельности (постановка исследовательской задачи, уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования, уточнение плана исследования, выбор оборудования и размещение детей в зоне исследования, анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования)
• Учёт дифференцированного и индивидуального подхода
• Наличие проблемы и её решение
• Создание условий для решения проблемы
• Соответствие методического обеспечения поставленным задачам.
Работа с родителями в данном направлении : в наличии информационные стенды, родители привлекаются к оформлению и пополнению центров экспериментирования.
Рекомендации:
1. Следует обратить внимание на систему планирования: не от случая к случаю; планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению.
2. Повышение уровня развития деятельности экспериментирования будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее в себя содержание, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной НОД переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей.
3. Пополнить центры экспериментирования книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.
4. Для улучшения качества воспитательно-образовательного процесса необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная, его практическое применение, использовать больше методов повышающих речевую активность детей. Проектную деятельность.
5. Включить в работу с семьёй участие родителей в исследовательских проектах.
Проект решения педагогического совета
1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
Ответственные: педагоги ДОУ /в течение года
2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в НООД, ОД, в реж. моментах, самост. деят.
Ответственные : педагоги ДОУ/ в течение года.
3. Разработать план по внедрению метода проектов в воспитательно-образовательный процесс с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности, и представить на установочном педсовете (мл. гр. 1-2 раза в год, средние гр. 1 раз в 6 мес., старшая и подгот. гр. 1 раз в 3 месяца.)
Ответственные : старший воспитатель, педагоги ДОУ / август
4. Оформить общий фотоколлаж «Растим любознательных» с целью информирования родителей воспитанников о работе педагогического коллектива.
Ответственные : все педагоги. / до 23.04.13г.