Приложение МААМ

Приобщение дошкольников к народной культуре через организацию и проведение обрядовых праздников

Ольга Метелёва
Приобщение дошкольников к народной культуре через организацию и проведение обрядовых праздников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Приобщение дошкольников к народной культуре через организацию и проведение обрядовых праздников».

Цель: выявление педагогических возможностей фольклорных обрядовых праздников, как средства приобщения дошкольников к народной культуре.

Задачи:

- раскрыть педагогический потенциал фольклорных обрядовых праздников в ДОУ;

Публикация «Приобщение дошкольников к народной культуре через организацию и проведение обрядовых праздников» размещена в разделах

- определить, как воздействуют фольклорные праздники на формирование нравственных ценностей дошкольника и на его всеобщее развитие;

- повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре.

Форма проведения : посиделки за круглым столом.

Повестка

1. Вступительное слово по теме педагогического совета. Метелёва О. А.

2. Доклад: «Приобщение дошкольников к народной культуре через организацию и проведение обрядовых праздников» Шупан Е. Ю.

3. Семинар - практикум с педагогами по нравственно-патриотическому воспитанию "Рождественские посиделки". Метелёва О. А.

4. Выработка совместного решения с указанием сроков и ответственных.

5. Разное.

Ход педсовета

1. Вступительное слово по теме педагогического совета (Вступительное слово об актуальности темы педсовета). Метелёва О. А.

Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДО должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

2. Доклад: «Приобщение дошкольников к народной культуре через организацию и проведение обрядовых праздников» Шупан Е. Ю.

3. Семинар - практикум с педагогами по нравственно-патриотическому воспитанию "Рождественские посиделки". Метелёва О. А.

Одним из обрядовых праздников является Праздник Рождества Христова — самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос — Спаситель мира.

Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным.

В канун Рождества — Сочельник — пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол. На столе обязательно должно было лежать немного сена или соломы. До полуночи за столом обычно употребляли постное, «рождественскую кутью», а уж после — скоромное, начинался великий Мясоед.

Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары.

Чтобы избежать различных неприятностей, запрещалось в Сочельник и первый день Рождества подметать пол, выбрасывать мусор, нельзя было шить, а то уродится слепой, а лапти плести — уродится кривой. Считалось плохой приметой, если 7 января в дом первой войдет женщина — значит, круглый год женщины этого дома будут болеть.

В ночь перед Рождеством, а также в святочные дни девушки обычно гадали. До крещения Руси гадание являлось частью языческого богослужения. Этот обряд пытались искоренить, но все-таки он сохранился до сих пор.

Почему гадали именно в Рождество? У людей в этот период появлялось свободное время, когда они могли уделить время себе. Предлагаем и вам отвлечься в Рождество от суровой реальности и попробовать приоткрыть завесу тайны над будущим, узнать, что же ждет впереди?

Кто из вас знает, какие существовали способы гадания?

Без гаданья, что за Святки! Погадаем-ка, девчатки!

Первое гадание: У меня есть волшебный горшочек, в котором лежат предсказания на этот год!

«Гадание в горшочках»

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется

Плохое пусть останется.

• Монета - в новом году будет много денег

• Смайлик - год будет веселым, ждет много праздников

• Украшение - в этом году будет много богатства

• Лента-к долгой счастливой жизни

• Пуговица - жить в большой семье

• Гвоздь - на пороге гость

• Прищепки - к новым друзьям

• Колечко - сейте, мужики, пеките пироги! К тебе гости, ко мне женихи!

• Полотенце – дорога, путешествие.

• Расческа – будешь красавица

• Книга – будешь ты учен, знанием силен

• Прихватка – будешь хорошая хозяйка

• Кукла – пополнение в семье

• Мяч – будешь спорт любить, все рекорды бить

• Булка – достаток в доме

• Пуговица – жить будешь в семье счастливой жизнью

• Конфета - весь год ждет сладкая жизнь.

Второе гадание: «Гадание при помощи книг».

Сначала задается конкретный вопрос, беспокоящий гадающего. Задавать его нужно той книге, на которой гадают, мысленно повторяя его про себя несколько раз.

После того, как задача сформулирована, надо открыть книгу на первом попавшемся месте, задав определенную строчку, из которой и будет прочтен соответствующий вопросу ответ.

Специалисты по гаданию подтверждают, что правильно сформулированный вопрос – это уже полдела, а книги никогда не врут, если к ним обращаться с открытым сердцем.

Третье гадание: «Цифровое гадание».

(таблица с колонками цифр) (Приложение №1)

Сосредоточить своё внимание на трёх вопросах, которые повторить про себя трижды: «Как поступить? Чего ждать? Чего опасаться?» С этими мыслями ткнуть, не глядя, в таблицу и прочитать тот ответ, на какую цифру вы попали. Это и будет ваше пророчество.

Четвертое гадание: «Хоровод»

Все педагоги загадывают желание, выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу. Водящий закрывает глаза ему дают в руки красивый платочек. Он ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т. е. кого выбрать, и выбранный становится водящим. У того педагога которого выбрал водящий желание сбудется! Играют пока не закончится песня.

Пятое гадание: «Волшебная свеча пожеланий»

У меня в руках волшебная свеча пожеланий. Дорогие коллеги, давайте скажем друг другу хорошие пожелания (первый круг) на новый год. Только пожелание должно быть добрым и светлым. А теперь скажите пожелание только себе (второй круг) и оно обязательно сбудется. Я надеюсь, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви.

Всем спасибо от меня

За улыбки и за смех

И за игры, за гаданье

Благодарю вас всех!

4. Решение педсовета

1. Продолжить систематически планировать воспитательно - образовательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы и виды деятельности.

Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

2. Продолжить работу по патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, видео-презентации) привлекая родителей воспитанников.

Ответственные- все педагоги. Срок: постоянно.

3. Повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края.

5. Разное (организация работы на февраль, аттестация, неделя психологии, мероприятия, выставки).

Ну вот и заканчиваются наши посиделки. Мы говорим вам до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.

Приложение №2

1 23 17 10 29

15 2 22 27 9

8 24 13 3 21

20 7 4 25 14

26 12 19 28 5

6 30 11 16 18

Продолжение Приложения №2

1. Талант свой уже закопал, береги остальное.

2. Путь жизни твоей благополучен.

3. Много ты делаешь доброго, и за добродетель твою продлиться жизнь твоя.

4. Ты имеешь боль сердца и души. Потерпи, немного осталось.

5. В старости будешь жить в покое и в радости.

6. Жизнь наша, как море волнуется, тот, кто тебя оставил, волной прибьёт.

7. Одного съешь, другого съешь, а потом и тебя съедят.

8. Не всегда слушай людские советы.

9. Осмотрись кругом. Кому-то гораздо хуже, тебя же Бог жалеет.

10. Придёт время, и ты получишь то, к чему стремишься.

11. Любил ты кататься, повози теперь саночки.

12. На улице поостережёшься, зато дома обожжёшься.

13. Все печали твои развеются.

14. Будешь любить, а тебя будут бить.

15. Береги свой багаж, тогда не будет краж. Смотри в оба!

16. Ожидай обновки.

17. Не езди ночью без дела, если жить не надоело.

18. Кого сердце любит, тот тебя погубит.

19. Не узнавши броду, не суйся в воду.

20. На чужой каравай рот не разевай.

21. Будет стол богат, постель мягка, а жизнь горька.

22. Под венец легко попасть, кабы замужем не пропасть.

23. Нарядишься, соберёшься, да там и останешься.

24. Мать говорила, предупреждала; дитя по-своему поступало.

25. Больной выздоровеет, а здоровый заболеет.

26. Один станет копить, а другой – кутить.

27. Твоя любовь к себе станет ещё больше.

28. Найдёшь утешение в картофельном пюре с котлетами.

29. На здоровье будешь жаловаться, а жить будешь долго.

30. Повыкинь дурь из головы, да живи дальше.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к народной культуре через организацию и проведение обрядовых праздников
Опубликовано: 12 января 2023 в 05:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к народной культуре через организацию и проведение обрядовых праздников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Метелёва (УИ 365165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД